10:59, 16.10.2014 / ОБЩЕСТВО

Конкурс официантов в Сыктывкаре сопровождался боем посуды

В Сыктывкаре впервые за десять лет состоялся городской конкурс официантов. Накануне днем семеро смелых более трех часов подряд демонстрировали мастерство сервировки стола, знание меню своего ресторана, умение правильно принять и подать заказ. Как оказалось, официанты столицы Коми не слишком-то общительны и плохо умеют продавать, чем ставят под угрозу закрытия собственные рестораны.

RET_0706-kopiya.jpg

Фото Андрея Ретанова

Как пояснила заместитель главы администрации Сыктывкара по вопросам экономики, развития и поддержки малого и среднего предпринимательства и организации торговли Наталья Хозяинова, мэрия решила заняться возрождением конкурсов профессионального мастерства. Так, несколько лет назад лучшего в профессии выбирали среди таксистов, а вот официанты города не соревновались между собой уже десяток лет. Мест, где можно поесть и провести вечер, уже немало, а вот уровень обслуживания в них не всегда высок, считают специалисты.

Заявились на конкурс десять участников, однако продемонстрировать свои навыки осмелились лишь семь официантов из ресторанов: «Белое солнце», «Персона Грата», «Пентхаус», трактира «Пещера» и бара-ресторана «Штоф». По словам ведущей, «самый серьезный, но обаятельный официант Виктор Бритский» имеет стаж работы по специальности 35 лет, остальные участники - в отрасли от полугода до шести лет.

RET_0715-kopiya.jpg



Соревноваться конкурсантам предстояло в пяти испытаниях. В первом, домашнем задании, официант должен был тематически оформить стол и презентовать его для жюри. Большинство участников конкурса сервировали стол на двоих для романтической встречи, но лишь одна из официантов подошла к процессу поистине с конкурсным размахом, организовав небольшое представление: над столом, покрытым пышной розовой скатертью был водружен шатер из белых и розовых воздушных шаров. Под стихи и живую музыку в зале появилась воркующая пара гостей, которым и предстояло «поужинать» в романтической обстановке. Виктор Бритский также предложил романтическую версию сервировки, однако в презентации обозначил, что шеф-повар его ресторана предложит гостям отведать блюда, которые бы могли попробовать «первобытные Адам и Ева». Тому подтверждением должны были быть декоративные элементы в виде этнических светильников и фигур.

RET_0730-kopiya.jpg



Во втором конкурсе официанты демонстрировали владение подносом. Казалось бы, несложное теоретически задание вызвало сумятицу и даже обернулось разбитой посудой. Участнику было необходимо продефилировать с подносом по залу и поставить один из трех наполненных бокалов перед членами жюри. Последнее и вызвало наибольшее количество расхождений: каждый из официантов подходил и ставил бокал по-своему – кто-то спереди, кто-то из-за спины. Как оказалось, «поить» официант должен следующим образом: заходить с правой стороны из-за спины гостя и ставить бокал на стол в открытой к клиенту позиции. Одна из девушек, забирая посуду со стола жюри, феерично уронила со своего подноса друг за другом три бокала.

RET_0709-kopiya.jpg



Третьим испытанием для официантов стала теория в виде теста, отвечая на вопросы которого участникам нужно было знать, что такое глясе и карпаччо, помнить очередность подачи блюд и название документа, регламентирующего санитарные требования к персоналу общепитов, а также не забывать, что, подавая клиенту котлету по-киевски, его нужно предупредить о масляной начинке блюда.

Четвертое, самое сложное испытание, затянулось почти на полтора часа. Главным экзаменатором в нем оказался щепетильный гурман и капризный клиент, член жюри конкурса, исполнительный директор ЗАО «Ассорти» Максим Маркушев. На этапе «принятия заказа и подачи блюд» официанты должны были продемонстрировать свои коммуникативные навыки, знания меню, истории и состава блюд, а также умение создать гостю комфортные условия. С последним и первым, как оказалось, у большинства сыктывкарских официантов имеются проблемы.

RET_0677-kopiya.jpg



Максим Маркушев самозабвенно разыграл перед официантами различные вариации клиентов: «Васьки», не знающего, что делать с тканевой салфеткой, гостя, не стесненного в средствах и готового попробовать сколь угодно дорогое блюдо, и утонченного гурмана с массой вопросов о происхождении ингредиентов соуса.
У одной из официанток щепетильный гость поинтересовался, какие креветки входят в состав заказанной им закуски, – охлажденные или замороженные. Слукавив, либо и правда не поняв сути вопроса, девушка ответила, что обитатели дна морского у них исключительно охлажденные.

RET_0723-kopiya.jpg



- Врете! – резюмировал Маркушев, заметив, что в Сыктывкаре охлажденных креветок не продают ни в одном магазине.

Огорчало гурмана и использование российского сыра в блюдах и соусах из-за введения эмбарго, однако один из официантов все-таки обнадежил клиента, заверив, что для их кухни моцарелла из молока буйволицы доставляется на специальном самолете.

Работников «мясного» ресторана член жюри протестировал на знание частей говядины и баранины, а также степеней прожарки мяса.

- А вы вообще барана когда-нибудь видели? – поинтересовался он у одной из официанток.

- Мне очень редко доводится видеть настоящих баранов, которые прямо с рогами, – пококетничала девушка.

- Ладно, тогда посоветуйте мне какое-нибудь вино к мясу, - попросил клиент, на что ему было предложено французское красное.

– А у вас есть вина Нового Света? – решил проверить общие знания работников общественного питания Максим Маркушев, чем привел участницу конкурса в замешательство.

RET_0648-kopiya.jpg



На последнем этапе конкурса официанты складывали фигуры из тканевых салфеток. Оценивались оригинальность, аккуратность и количество. За пять минут некоторые участники умудрились собрать по 10-12 разнообразных «оригами».

Подводя итоги, главный «тиран» сыктывкарских официантов резюмировал - общий уровень подготовленности и профессионализма пока достаточно слаб, после чего провел небольшой мастер-класс, разобрав типичные ошибки участников, предварительно поблагодарив конкурсантов за смелость.

- Для того чтобы состязаться, нужно чувствовать какую-то уверенность в себе. А база для вашей уверенности должна еще крепнуть. Общий уровень подготовленности и профессиональный уровень пока достаточно низкие. Обращаю внимание на ошибки, которые были у всех. Первое, на что я обратил внимание – ужасные подставки под бумажные салфетки и сами бумажные салфетки – это убожество, тем более учитывая, что у нас конкурс. Их вообще можно было бы убрать, тем более практически все участники предлагали тканую салфетку, – пожурил официантов Максим Маркушев, добавив, что для создания романтической обстановки на столах у многих стояли свечи, а вот зажгли их далеко не все.

RET_0683-kopiya.jpg



Похвалил критик «старую школу», к сторонникам которой причислил и себя, однако напомнил, что к ключевым классическим навыкам: правильной подаче и подходу к клиенту стоит добавить легкость в общении.

- Кто такой официант? Это тот же продавец, просто магазин немного другой, а хороший продавец – это хороший коммуникатор. Я считаю, что незнание кухни, незнание ингредиентов, какая-то неловкость – все может быть искуплено действительно хорошим подходом и умением выстроить диалог с вашим посетителем. Шутите, попробуйте выкрутиться из ситуации, перенести внимание на другой момент, но не молчите. С посетителем нужно разговаривать, – таков был первый совет участникам.

Кроме того, Максим Маркушев всех без исключения конкурсантов уличил в нежелании заработать на клиенте, развивать так называемый средний чек, что сказывается как на зарплате самого официанта, так и общем доходе ресторана. Лишь одна девушка «продала» посетителю закуску помимо положенного основного блюда, еще двое попробовали предложить ему десерт, однако услышав условно-отрицательное «я не люблю сладкое», не попытались развить мысль и предложить гостю фрукты или ягоды.

RET_0719-kopiya.jpg



- Ресторан – это бизнес, может быть, даже самый сложный вид продаж – прямые продажи. У вас у всех одна и та же ошибка – вы не развиваете средний чек, вы очень неактивно и мало предлагаете что-то в дополнение. Помимо того, что вы спросили, какую воду принести – газированную или нет, если вообще спросили, вы не уточнили, какая вода нужна – сыктывкаркая или импортная, которая, кстати, стоит дороже. Если вы так будете продолжать работать, ваши хозяева вместе со своим бизнесом закроются, – заявил он, напомнив, что рестораны больше зарабатывают на напитках, чем на основных блюдах.

Не все официанты справились и с еще одним важным аспектом своей работы – созданием для гостя комфортных условий.

- Вот я такой Васек пришел к вам в ресторан и вижу: чудо света передо мной лежит – салфетка. Что с ней делать, я не знаю. Кто-то понял это и помог мне положить ее на колени, а не завязать на шею, как у Буратино, а кто-то растерялся и стал откладывать ее в сторону. А ведь можно было деликатно объяснить, нафига вообще этот аксессуар нужен за столом, – резонно заметил Маркушев, сообщив, что еще в одном случае он решил «подложить свинью» и уронить салфетку, что было и вовсе благополучно упущено из внимания. – А ведь именно из этого складывается забота о клиенте, который пришел в ресторан для того, чтобы за ним поухаживали чуть больше, чем дома. Те ощущения, которые мы должны получать, приходя в ресторан, находятся в ваших руках, побольше смотрите в глаза клиенту, побольше прямой коммуникации.

RET_0668-kopiya.jpg



По итогам конкурса жюри выбрало лучшую тройку официантов. Третье место досталось девушке – Александре Горшениной, представлявшей ресторан «Белое солнце», второе место занял приверженец классической школы Виктор Бритский из трактира «Пещера», а победителем стал Георгий Епимахов, официант ресторана «Пентхаус». Победители получили денежные призы в размере 10, 15 и 20 тысяч рублей, соответственно.

2138

Комментарии (10)

Добавить комментарий
  • 111
    16 окт. 2014 г., 11:23:53
    Ответить
    Нужно всегда проводить такие конкурсы. Организаторы молодцы.
    • 11111
      16 окт. 2014 г., 15:28:06
      Ответить
      организация конкурса было никаким,а вот официанты которые решились выступить на конкурсе МОЛОДЦЫ
  • посетитель
    16 окт. 2014 г., 11:52:08
    Ответить
    считаю, что официанты с неплохой "школой" работали в почившем в бозе ресторане "вычегда"...
    • Читатель
      16 окт. 2014 г., 13:30:46
      Ответить
      А что с вычегдой случилось? Пару лет там не был
  • белка и стрелка
    16 окт. 2014 г., 13:35:09
    Ответить
    кто этот клоун в очках-кто ему дал право оценивать рестораны города.
    • Белкострелкам
      16 окт. 2014 г., 23:20:05
      Ответить
      А кто вам дал право комментировать?
  • невесомость
    16 окт. 2014 г., 13:38:24
    Ответить
    Почему в жюри нет ни одного ресторатора города,сами решили сами провели.
  • везде увижу пирожка
    16 окт. 2014 г., 15:10:19
    Ответить
    Если этот ресторатор был-бы бывшим он бы пургу про высушенные пенисы на все услышание не орал...и тем более телевидение снимает....а Вы как команда позволяете ему эти глупости....Если Вы обратили внимания как люди старались...с таким подходом я думаю в следующий раз не видать вам всяких конкурсов....и вряд-ли позволят дать оценку ресторанам города.
  • Виталий
    16 окт. 2014 г., 22:41:05
    Ответить
    жури на мыло
    Максимка иди носик припудри, а потом за кассу сядь и покажи за смену свое мастерство. Только скажи гже и когда, задал бы тебе пару вопросов в тему...
    Отправлено из мобильной версии
  • житель
    16 окт. 2014 г., 22:46:12
    Ответить
    Максиму
    Вы тухляк с прилавков во время убирайте! Проявляйте мастерство в первую очередь в своей кухне...
    Отправлено из мобильной версии