Владимир Тукмаков: «Правительство как оркестр – каждый играет свою мелодию в единой команде»
Каковы приоритеты работы нового состава правительства Республики Коми, как изменится финансовая политика нашего региона, как санкции повлияли на развитие республиканской программы развития авиации – в интервью БНК рассказал Владимир Тукмаков. Это его первое интервью в статусе председателя правительства республики.
Фото Юрия Кабанцева
- Структура правительства практически сформирована, как вы оцениваете свою команду?
- Приведу пример. В приемной республиканского Министерства финансов есть картина, на которой изображен оркестр: скрипач, трубач, другие музыканты воспроизводят каждый свою партию, мелодию. Они все - профессионалы и значимы по-своему. Но в результате игры получается гармоничное, цельное произведение. Сюжет этой шуточной картины ассоциировался у меня с коллективом Минфина Республики Коми. Хотелось, чтобы принцип слаженного оркестра сработал и в деятельности команды нашего правительства. Каждый из его членов знает свое дело, имеет собственное мнение, но при этом работа коллектива нацелена на результат, направлена на решение задач, поставленных главой республики Вячеславом Михайловичем Гайзером. Те, кто работали прежде в правительстве и остались в нем, подтвердили свою компетенцию, те, кто вновь пришел сюда, попали в команду, поскольку ранее зарекомендовали себя конкретными делами, продемонстрировали профессиональный подход и видение дальнейшего развития курируемых направлений. Но хочу особо подчеркнуть, что в течение года новички либо подтвердят правильность выбора их в качестве руководителей, либо не оправдают возложенных надежд. И тогда, возможно, с кем-то придется попрощаться. Но сегодня с уверенностью могу сказать, что сформирована команда единомышленников, профессионалов.
- То есть сработаетесь?
- Сегодня я в этом не сомневаюсь.
- У вас существенно расширилась зона ответственности. Вам тяжело дается переход из финансистов в хозяйственники?
- Компетенции, действительно, расширились, но без опыта и знаний, приобретенных за годы работы в качестве заместителя главы Республики Коми, министра финансов, не обойтись. Судите сами, мой спектр сейчас – это полный цикл работы правительства, в том числе, и вопросы финансирования конкретных проектов, работа в сфере бюджетной и налоговой политики, решение вопросов стратегического планирования на уровне Минэкономразвития республики, которое призвано быть органом, определяющим основные направления экономической деятельности в нашей республике. Также в сфере компетенций реализация государственных программ республики по развитию экономики, инфраструктуры, социальной сферы.
- В своем интервью агентству БНК новый министр экономического развития Владимир Бармашов заявил о пересмотре и сокращении госпрограмм. У многих возникли опасения, что все программы будут «порезаны». Вы эти опасения развеете?
- Опасения в том, что у нас не будет возможности увеличить расходы, развеивать не стану – это действительно так. Уже не первый год Минфин работает над тем, чтобы в головах главных бюджетных распорядителей укоренилась мысль о том, что возможности бюджета небезграничны. Сегодня у нас работают 18 госпрограмм. И за каждой закреплен предельный объем бюджетных ассигнований – тот объем средств, который должен позволить выполнить поставленные каждой программой задачи. И если появляются новые проекты, задачи, это вовсе не означает, что автоматически Министерство финансов будет увеличивать финансовую подпитку этих госпрограмм. Для руководителей органов власти, ответственных за исполнение госпрограмм, это сигнал к выработке комплекса мер по реализации более актуальных задач при имеющемся лимите бюджетных средств путем оптимизации расходов, за счет умения правильно расставлять приоритеты.
- То есть вовсе неправильно считать, что с появлением новых органов госвласти – Агентства по делам молодежи, инвестиционного агентства, Комитета ЖКХ – бюджетное финансирование данных направлений автоматически увеличится?
- Если бы все руководители думали так, как вы сейчас сказали, я был бы этому только рад. Процесс создания и реорганизации самостоятельных органов исполнительной власти не повлечет автоматического дополнительного увеличения расходов. Это означает, что в рамках предельных объемов, которые предусмотрены госпрограммами, придется корректировать, перераспределять эти средства. Что же касается вопроса значимости новых госструктур, то отмечу, что, формируя эти ведомства, мы исходили из принципов актуальности и приоритетности таких направлений как инвестиционная, молодежная политика. Например, создается Агентство инвестиционного развития, которое будет консолидировать работу по привлечению инвестиций в Коми, выстраивать тесные связи с инвесторами как на территории России, так и за ее пределами. Тем самым инвестиционная деятельность приобретет системный характер, чего ранее, к сожалению, не наблюдалось.
Что касается молодежной политики, то ранее этими вопросами занималось Министерство образования республики. Сегодня создание отдельного Агентства по делам молодежи продиктовано требованиями времени. Оно и понятно, ведь сегодняшняя молодежь, различные представители общественных движений обладают огромным потенциалом. И не учитывать, не использовать его просто нельзя. Потому что новые, свежие инициативы исходят в первую очередь от молодежи. И создание этого органа власти еще раз говорит о том внимании, которые Глава республики и правительство уделяют молодежным инициативам и связанным с ними ожиданиям.
- Упорядочится ли сфера ЖКХ в связи с созданием отдельного комитета ЖКХ?
- Да, этот вопрос для кабмина также актуален. Вопросы жилищно-коммунального хозяйства имеют высокую социальную окраску и резонанс. Речь идет о водоснабжении, теплоснабжении, строительстве инфраструктуры ЖКХ. Именно поэтому Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства разделяем на два самостоятельных органа власти.
- Комитет по ЖКХ есть не во всех регионах. При создании этого комитета опирались ли на опыт тех немногих регионов?
- Решение было принято главой региона Вячеславом Михайловичем Гайзером, исходя из реалий, существующих в республике. Главным посылом при его создании являлась необходимость точечного внимания к проблемам в сфере ЖКХ. Соответственно, это предполагает персональную ответственность руководителя вновь созданного комитета.
- Когда кадровые вопросы будут окончательно решены?
- Там, где назначение не произошло, требуется либо согласование с органами федеральной власти, либо сложилась ситуация, когда люди хотят осмотреться, перевести дух и приступить к работе со свежими силами. В любом случае все должности сегодня персонально замещены. По каждой есть кандидатуры, которые согласованы с главой республики и в самое ближайшее время будут объявлены.
- Какие задачи поставлены перед вновь назначенными членами правительства?
- Об этом можно говорить долго. Когда знакомились с людьми, которым предлагали занять должности, беседа с каждым была продолжительной. Все задачи перед ними поставлены в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития республики. Конечным результатом работы кабмина должно быть создание в Республике Коми благоприятных условий для проживания всем, кто здесь сегодня трудится, кто рассчитывает сюда приехать, чтобы каждый мог реализовать свои способности. Улучшение качества жизни людей - это реальная и достижимая цель.
- Что будете развивать в республике с учетом сложных геополитических условий?
- Система социальной поддержки в Республике Коми достаточно грамотно выстроена, самые необходимые меры господдержки работают. Другое дело, нужно стремиться, чтобы помощь была максимально адресной. И деньги, которые сегодня в бюджете предусматриваются на меры соцподдержки, должны быть не «размазаны», а направлены тем, кто в ней действительно нуждается. По факту порой выявляются случаи, когда некоторые получатели соцподдержки имеют достаточный уровень доходов. Такого рода неэффективный подход недопустим.
Что касается развития республики в целом, то базовая предпосылка заключается в развитии экономического потенциала нашего региона. Это ключевая задача, поставленная главой республики перед республиканским правительством. Развитие экономического потенциала выражается в первую очередь в содействии открытию новых производств, и крупных, и мелких – любых, в которых предполагается создание рабочих мест, производство востребованной продукции с высокой добавленной стоимостью, что в конечном итоге приведет к увеличению валового регионального продукта и повышению собираемости налогов.
На территории республики действует немало промышленных высокотехнологичных производств. Одним из примеров успешной реализации инновационного инвестпроекта считаю проект создания лесоперерабатывающего центра в Троицко-Печорске компанией «ПечораЭнергоРесурс». В 2010 году, будучи в должности замглавы по привлечению инвестпроектов, мы всячески поддерживали этот проект. В то время он находился на достаточно низком уровне реализации, шла разработка промышленных площадок. Сегодня это уже действующее производство полного цикла глубокой переработки от пиломатериалов до биотоплива и производства уникального сырья для парфюмерной промышленности.
Помимо этого, сегодня в арсенале имеется ряд перспективных проектов, которым правительством республики будет оказана поддержка.
- В каких сферах?
- Лесная промышленность и освоение природных ресурсов.
- Республика какие-то удары получает в связи с вводом санкций международным сообществом?
- Я бы не назвал это ударами, но риски существуют и вполне конкретные. Достаточно сложная ситуация на фондовом рынке. Это мы почувствовали, когда в июне этого года занимались плановым размещением облигационного займа Республики Коми. Его удалось разместить, на наш взгляд, достаточно удачно. Из облигационного займа в объеме 10 миллиардов рублей спрос на него составлял 40 миллиардов рублей, то есть существенно, в четыре раза, превышал наше предложение. При этом заем был размещен на эффективных условиях, хотя и не тех, какие были в прошлом году. Вместе с тем, доходность облигационного займа (выгода покупателей облигаций) оказалась немного выше, чем мы рассчитывали. Сказалось усугубление ситуации на фондовом рынке, в также, что в числе, тех, кто готов был приобрести наши облигации, не было ни одной заявки от нерезидентов. Фактически приобретение этого облигационного займа было осуществлено исключительно инвесторами Российской Федерации. Хотя прямого запрета иностранным инвесторам не было. Это прямые отголоски негативных ожиданий фондового рынка в связи с обострившейся ситуацией в геополитике.
Если говорить об ограничениях, вызванных санкциями в сфере поставок технологий, технологичного оборудования по добыче углеводородов, то здесь эти риски тоже для нас существуют, поскольку значительная доля валового регионального продукта Республики Коми как раз приходится на предприятия нефтегазового сектора. Это нельзя не учитывать.
Говоря об отголосках санкций, стоит отметить нестандартную ситуацию с поставками в Коми среднемагистральных самолетов «Эмбраер». Были четко согласованы и выверены графики поставки этих самолетов из Европы, эти сроки сдвинулись, потому что достаточно много времени заняла процедура оценки, не являются ли эти самолеты техникой двойного применения. Понятно, что никто не собирался снимать с этих самолетов двигатели и ставить их на ракеты, но факт оценки возможностей имел место быть. Сегодня мы четко понимаем, что эти трудности позади, и наши планы по расширению авиапарка республики будет реализованы.
В целом же, сейчас мы говорим не о том, что санкции приведут к возникновению критической ситуации в республике, а о том, что санкции могут спровоцировать замедление темпов экономического роста. Эти факторы при планировании бюджета на 2015-2017 годы были учтены.
- Чего ждать бюджетным организациям?
- На этапе планирования бюджета, учитывая, что эта процедура регламентирована, мы уже довели до всех распорядителей бюджетных средств предельные объемы ассигнований на 2015 год. Но, учитывая, что исполнение бюджета по доходам идет напряженно, мы приняли решение сократить так называемые внутренние расходы на приобретение основных средств, выполнение работ и услуг органами исполнительной власти и бюджетными учреждениями. Как говорится, не до жиру. Решение о необходимости сокращения этих расходов было озвучено на недавнем заседании Правительства республики. Подчеркиваю, эти меры никоим образом не должны отразиться на качестве предоставления государственных услуг.
- К чему готовиться руководителям муниципалитетов?
- Сегодня схемы взаимоотношений с муниципалитетами выстроены, отработаны и будут корректироваться. К примеру, по вопросу выделения субсидии на строительство объектов муниципальной собственности. Практика показала, что из года в год возникают ситуации, когда значительный объем средств, предусмотренный в республиканском бюджете на строительство этих объектов в муниципалитетах, остается не освоенным. Здесь есть масса причин, в первую очередь просчеты, связанные с проектированием объектов, с работой подрядчиков. Сегодня расходование бюджетных средств на местах контролируют отраслевые министерства – образования, здравоохранения, культуры. В настоящее время рассматривается вопрос о передаче полномочий по контролю за этими стройками Министерству архитектуры и строительства для более эффективного расходования бюджетных ассигнований. Вполне возможно, что будет принята схема строительства новых объектов в городах и районах силами республики с последующей их передачей на баланс муниципалитетов.
У нас есть инструменты стимулирования муниципалитетов в части их работы по развитию собственного налогового потенциала. Предусмотренные средства в размере 50 миллионов рублей в виде грантов распределяются городам и районам, достигшим наилучших результатов в создании предприятий, новых производств, в вопросах расширения налоговой базы.
Существуют формализованные критерии оценки работы глав муниципалитетов. Но считаю необходимым эти показатели дополнить, например, критерием, уделяют ли местные власти должное внимание вопросам создания некоммерческих организаций, ТОСов (территориальные органы самоуправления – БНК) Так как во многом от позиции главы района или города и его команды зависит общественная активность на местах для решения проблем поселений с привлечением собственных средств и финансирования из республиканского бюджета. Сегодня в бюджете заложены средства на поддержку некоммерческих организаций и ТОСов, из федерального бюджета на эти же цели каждый год мы также получаем деньги. Сеть ТОСов в республике разветвлена, особенно в густонаселенных районах. Но в этом направлении нужно усиливать работу. Такая задача уже поставлена перед Минэкономразвития республики.
- Вы ожидали своего назначения? Вы были к этому внутренне готовы?
- Не был уверен, что будет выдвинута именно моя кандидатура. Хотя, если честно, то для себя этот вариант не исключал и внутренне к нему готовился.
- Какие задачи вы сами перед собой ставите?
- Сейчас основная задача – выстраивание механизма взаимодействия между всеми членами правительства республики. Безусловно, мы начали работать не с чистого листа, был накоплен богатый опыт работы прежней структурой власти. Но появляются нюансы, связанные с выделением правительства в самостоятельную структуру. Это тактические вопросы. Во всем остальном, те задачи, которые я видел для себя как заместитель главы, как министр финансов, остаются прежними. И в их реализации рассчитываю не только на профессионализм команды, но и на поддержку жителей республики, неравнодушных к тому, какой будет родная республика в перспективе.
Комментарии (25)
Сегодня читал интервью председателя Профкома ООО "Альфа-Транс" в газете Красное Знамя и понял многого, чего раньше не замечал, хотя в этой отрасли неплохо разбираюсь...
— А что это у вас вон тот товарищ НЕ РАБОТАЕТ? Все играют, а он бездельничает.
— Ну вы понимаете, это специфика игры на ударных инструментах. У него просто партия такая.
— Партия, товарищ композитор, у нас одна. А вот стучать надо чаще!