Анастасия Прокудина: «Ни разу не слышала, что в наших учреждениях культуры все плохо и ситуация катастрофическая»
Бывший руководитель Центра культурных инициатив «Югор» Анастасия Прокудина, возглавлявшая учреждение с 2011 года, вошла в состав нового правительства Коми в качестве министра культуры. Министерское кресло пока перешло в новые руки с приставкой «и.о.», хотя разговоры о том, что именно она будет приглашена на эту должность, звучали давно. Сама Анастасия Прокудина корреспондентам БНК призналась, что назначение стало для нее большой неожиданностью и особой эйфории от этого она не испытывает.
Фото Кирилла Затрутина
- Слухи о возможном вашем назначении ходили еще в начале 2014 года. Насколько неожиданным стало предложение возглавить министерство культуры?
- Меня никто не информировал и не спрашивал ни в начале года, когда пошли слухи, ни позже – весной. Многие коллеги прогнозировали такое развитие событий, но я привыкла доверять официальной информации. Предложение поступило в последние дни лета и действительно стало неожиданностью.
- Сразу согласились занять предложенное кресло?
- Раздумывала не особо долго, но сразу скажу, эйфории у меня не было и нет. Скорее, у меня есть переживания и опасения, сомнения. Связаны они, прежде всего, с объемом информации. Я сейчас очень хорошо понимаю, что слишком мало имею знаний о республике в целом, о состоянии отрасли в районах и муниципалитетах. Все-таки жить в Сыктывкаре и руководить одним учреждением культуры в столице республики – это одно, а руководить сферой культуры – совсем другое. Здесь приходится оперировать огромным объемом информации, который, к сожалению, невозможно запаковать в свою голову за пару недель. Если бы, скажем, на подобную должность пришел человек из министерства, который уже находится в этом большом потоке и знает, как обстоят дела в целом, то он был бы в более выигрышном положении, чем я. Мне же сейчас приходится очень многое изучать, наверстывать. Хотя я не могу сказать, что прежде совсем не работала с районами. В «Югоре» мы регулярно сотрудничали с самыми разными муниципалитетами, принимали их на своей площадке, сами выезжали в другие населенные пункты. Но масштаб все же слишком разный.
- Вы пришли с поста руководителя учреждения культуры. В чем главная беда топ-менеджеров этой сферы?
- Четкого и однозначного ответа нет и быть не может. Потому что у каждого учреждения - своя специфика, свои потребности. Как правило, всегда много вопросов упирается в бюджеты и финансирование. Но я убеждена, что в любой отрасли главная забота руководителя – кадры. Иногда не спасает положение даже наличие бюджетов, потому что проблема учреждения не была правильно обозначена и сформулирована, у специалистов нет представления, какими могут быть последствия и как решать вопрос. Но по опыту своей работы могу отметить, что ни разу не слышала, что в наших учреждениях культуры все плохо и ситуация катастрофическая. Все руководители – опытные менеджеры, которые знают о своих проблемных точках и пытаются их решать.
- Как в целом оцениваете состояние сферы культуры? Какие бы отметили плюсы, чего ей не хватает?
- Давать оценку целой отрасли я бы не рискнула. Могу лишь выразить свое мнение на этот счет. Культура региона очень многогранна. История и многонациональность края определили удивительное разнообразие форм выражения. Плюсом можно назвать то, что республиканские учреждения культуры постоянно находятся во взаимодействии с коллегами из других регионов и стран, обмениваются опытом, обучают своих специалистов. В Коми не боятся запускать амбициозные проекты, многие из них «выстреливают» и становятся настоящим открытием. Из минусов я бы выделила информационный вакуум во внутреннем взаимодействии между учреждениями. Я об этом знаю не понаслышке. Например, те же учреждения Сыктывкара не всегда знают ближайшие планы коллег. В самом театре или библиотеке, или концертном зале настолько насыщенная жизнь, что некогда поднять голову и посмотреть, а что там у соседа. Иногда разные коллективы проводят очень похожие мероприятия, которые безболезненно можно было бы объединить. Другая проблема – часто все мероприятия проходят в одни и те же даты, а потом наступает тишина. Задача министерства, на мой взгляд, как раз в том, чтобы корректировать планы учреждений, координировать работу.
- Какими будут ваши первые шаги на новом посту?
- Чтобы принимать решения – кадровые или стратегические, неважно, нужно всегда знать, что происходит. Чтобы знать, нужен анализ имеющейся ситуации. Чтобы сделать анализ, нужно время. Работа у меня сейчас выстроена по двум направлениям. Во-первых, я нахожусь в стадии знакомства с работой министерства, знакомлюсь с отделами и сотрудниками. Никаких резких шагов здесь сейчас не будет. Механизм работает, плохо или хорошо, я пойму со временем. Очень просто выдернуть гайку из механизма, но любая деталь – звено большой цепи. И, если ты убираешь ту или иную деталь, нужна замена. Если вспомнить, как я начинала работать в «Югоре», там была уникальная ситуация. Всю команду я собрала с нуля. Здесь история другая, здесь я – новичок, который входит в коллектив. Это небыстрый процесс. С учреждениями работа будет строиться немного иначе. Сейчас мне нужно понять, чем живет то или иное учреждение, какими обладает достоинствами, какие испытывает проблемы. А главное – услышать о перспективах развития.
- Сейчас очень много вопросов по «Югору», один из них – кто станет руководителем Центра культурных инициатив?
- Сейчас исполняющей обязанности директора центра является Галина Шишкина. И мне очень приятно, что руководство республики согласовало ее кандидатуру. Я с ней знакома 15 лет, в «Югоре» она была моей правой рукой. И, если признаться, ее светлого потенциала мне сейчас очень не хватает. У меня нет никаких сомнений, что под ее руководством «Югор» продолжит политику развития и представит публике немало интересных проектов. Ни сотрудникам, ни проживающим, ни постоянным посетителям «Югора» не стоит бояться резких перемен.
- Есть прогнозы, что «Югор» теперь станет министерским «любимчиком».
- По отношению к этому учреждению у меня всегда будет ощущение трепета. Сейчас, когда я сталкиваюсь с той или иной ситуацией, опыт «Югора» – первое, что приходит на ум. И это все абсолютно естественно. Но, что касается любимчиков, могу сказать вот что: у меня достаточно сильно, если не сказать остро, развито чувство справедливости. Поэтому у меня подход всегда и везде ко всем одинаковый. Для примера могу привести тот же «Югор». Там работают 40 сотрудников. Все люди разные, кого-то я знаю много лет, с кем-то только познакомилась, кто-то занимает высокий пост, кто-то низкий. Но ко всем у меня было одинаковое отношение, если бы я к кому-то относилась предвзято, если бы у меня были «любимчики», вряд ли команда смогла бы добиться таких результатов. Короля делает свита.
- 24 сентября стало известно о вашем назначении, а уже 30 сентября вы приняли участие в работе XV Российско-Финляндского культурного форума, который проходил в финском городе Оулу. Эта поездка стала вашим боевым крещением?
- Форум проходил в течение двух дней и собрал около 400 участников. В нем приняли участие представители российских и финских учреждений культуры и искусства, а также официальные лица от обеих стран. Мне кажется, это большая удача, что мне удалось побывать на этом съезде уже в новом статусе. Потому что тут же лично я познакомилась со многими руководителями профильных министерств и департаментов российских регионов, обменялись контактами, даже успели кое-какие проблемы обсудить. В работе секций я принимала участие как слушатель, почерпнула множество полезной информации. В частности, например, сейчас наблюдается тенденция: грантовая поддержка чаще выделяется не на масштабные проекты, ставка делается на качество. Для финнов, например, важно не количественные показатели, а точное попадание в цель проекта, обратная реакция целевой аудитории.
- Будет ли какой-то ощутимый результат от форума для культуры Республики Коми?
- В составе делегации от Республики Коми на форум ездили представители Финно-угорского этнокультурного парка, Национальной библиотеки РК, сотрудники Республиканского дома творчества и Театра драмы имени Виктора Савина, а также мастера декоративно-прикладного искусства. Каждый участник если не провел презентацию в чистом виде, то пообщался с коллегами, произошел обмен предложениями. Результат, я думаю, будет: есть ряд вполне осуществимых проектов. В частности, Национальная библиотека РК может стать участником международного проекта «Уралика», который представляет собой информационную систему оцифрованных уральских книг, карт и звукозаписей, начиная с 1920 годов. Кроме того, рассматривается вопрос о закупе финской стороной 200 экземпляров книги «Сказ о том, как маленький кусочек глины стал гончариком», автором которой является наш известный мастер Валерий Торопов. На сцене театра драмы, возможно, состоится выступление труппы загадочного «Волшебного театра 13», которая работает на стыке театрального и циркового искусств. Еще одним результатом форума может стать участие наших мастеров в средневековой ярмарке в Хямеенлинне в 2015 году.
Комментарии (44)
Правильно, ведь для этого надо иметь хоть какое-нибудь отношение к культуре. Искренне сочувствую всем работникам творческих профессий Республики Коми и содрогаюсь от одной только мысли, что теперь ими будет руководить рыночная торговка. Держись, Министерство Культуры, тебя ждёт эпоха великих дрязг, склок, интриг и мести. Надеюсь, это ненадолго.
А Вы сходите в общагу колледжа искусств посмотрите, в каких условиях люди по 30 лет живут, это вам не номера люкс югорские