Старший оперуполномоченный уголовного розыска: «За 12 лет не пожалел о выборе профессии!»
Старший оперуполномоченный сыктывкарского уголовного розыска Евгений Гусев – 12 лет на службе. Воров, старушек-клептоманок и неблагополучных воспитанников детдомов он видит чаще, чем родных. Накануне профессионального праздника сотрудников уголовного розыска, который отмечается в воскресенье, Евгений рассказал о буднях «оперов» в интервью БНК.
Фото Кирилла Затрутина
- Евгений, как вы пришли к службе в полиции?
- Когда я пришел работать, полиция называлась милицией. И это было так давно, что сейчас трудно вспомнить, что послужило причиной такого выбора. Наверное, будет звучать пафосно, помогать людям. Как и многие в то время, пошел работать в милицию после службы в армии. Потом уже по направлению МВД отучился в Академии МВД.
- Как долго вы работаете и на чем специализируетесь?
- Работаю я уже 12 лет. Каждый опер закреплен за определенной территорией. За все, что происходит на ней, – отвечаем. У меня это Верхний и Нижний Чов.
- Это самые криминальные районы?
- Да, нет. Довольно-таки спокойные районы - деревеньки. В основном, что здесь происходит - драки, пьянки. Все на бытовой почве. За сутки может быть два-три вызова, но бывает и по восемь. Пик такой активности приходится на пятницу и субботу.
- С какими странными и жуткими делами приходилось сталкиваться?
- Все не припомнишь… вот в начале лета на улице Кутузова женщина в ходе пьянки порезала своего сожителя, нож воткнула в ногу. После чего, оставив его в квартире, уехала к брату продолжать выпивать. А когда вернулась домой, легла спать рядом с окровавленным мужем. Наутро мужчина уже был мертв, а она как ни в чем ни бывало собралась, закрыла дверь и ушла. Немного неординарное дело. Вообще резонансных дел мало происходит. Вот по Диане Потолицыной громкое дело. Но пока ничего не могу сказать о нем, поиски продолжаются, все, что можно, мы делаем.
- А нелепые ситуации или смешные были?
- Ну какие смешные? Вспомнить что-то определенное сложно. У нас процентов сорок преступлений по глупости происходят, по пьянке. В основном рутина - телефоны теряют. Есть, правда, у нас в базе несколько бабулек - воруют в магазинах. Им уже под 70 лет, а они то одно, то другое утащат. Причем это не от голода, не продукты воруют. Кто порошок прихватит, кто сумку. Пришли к одной на квартиру, а у нее штук сорок сумок различных с бирками магазинов, все украденные. И сама не может ответить, зачем ей они. Это уже клептомания - не может она без этого, надо что-нибудь взять. Как ни странно, бабульки есть ворующие, а с дедушками еще не сталкивались. Еще 12-летнего мальчишку поймали в магазине, он под куртку засунул три бутылки шампанского. Спрашиваем: «Зачем они тебе?», отвечает, что у одноклассницы день рождения, хотел угостить. Вот такой джентльмен. А семья у него благополучная, полная. У отца фирма своя.
По фактам утери телефонов заявлений по пять-десять в день. Сейчас это лучше раскрывается, чем несколько лет назад, по IMEI телефон быстро находят. Велосипедов много, но это сезонно. Их чаще дети воруют.
- Как охарактеризуете уровень подростковой преступности в целом?
- Из года в год стабильная ситуация, но актуальности своей не теряет. Изменились только предметы хищения. Раньше шапки срывали, магнитолы воровали, сейчас этого нет - тяжело продать, и стоят дешево. Теперь мобильные и велосипеды крадут, телефон проще своровать и легче продать. В основном дети из интернатов велосипеды крадут. Они бегают, покататься хотят, а потом бросают в разных местах. Вот сейчас у нас стоят около пяти велосипедов, которые нашли в детском доме. Один человек воровал по подъездам, покатался и к себе в сарайку складывал. Так как они маленькие, им ничего не будет, ну «ай-ай-ай» скажут и на учет в отдел по делам несовершеннолетних поставят. Вот сейчас в Чове была серия краж в сараях, мужчина 35-летний и с ним 12-летний ребенок. Взрослому будет срок, а подростка в ОПДН на учет поставят.
- «Помолодела» ли детская преступность?
- В основном воровать начинают лет с десяти. Причин не могут объяснить. По-хорошему стараешься их вразумить, но не понимают. Ходим по школам с профилактикой, объясняем. А им интересно другое: какая зарплата в полиции, как телефоны ищут. А про ответственность за совершенное противоправное действие не спрашивают.
- Республика раньше слыла криминальным регионом из-за большого количества колоний и мигрантов. Как сейчас?
- Мигранты, вахта в основном на севере Коми. В Сыктывкаре только таджики приезжают в малых количествах. Ведут себя спокойно, особых проблем с ними нет, может, единичные случаи. По мелочевке бывало, на стройке пропадали лопаты, инструменты.
- Евгений, розыскная работа занимает определенный период времени: опросить всех, собрать информацию, были случаи, когда быстро дела раскрывались?
- В основном по горячим следам кражи из магазинов сразу раскрывали. База уже есть, а воруют-то одни и те же. Остается только на записи камер наблюдения посмотреть и по фото сравнить.
- Много ли людей теряется в Сыктывкаре?
- В день бывает по два-три обращения. Родственники заявляют, что кто-то ушел и не вернулся. В большинстве случаев через день-два они возвращаются. Просто где-то выпивают на стороне. Часто муж ищет жену и наоборот, а супруг в это время с друзьями на даче гуляет.
- Вы уже двенадцать лет работаете в этой сфере, не жалеете о выборе профессии?
- Поздно уже жалеть! Работа интересная и увлекательная, я бы не смог сейчас уже сидеть в кабинете и перекладывать бумажки.
- А сыну посоветовали бы пойти по стопам отца?
- Нет! Это будет его, конечно, выбор. У нас много династий тут работает. Но работа занимает много времени, семье внимание практически не уделяется. Я почти живу на работе, в месяц бывает один-два выходных. Когда попадается два дня подряд, это практически отпуск! И то даже на выходных телефон не выключаем, в любой момент могут позвонить. С работы в угрозыске раньше девяти вечера никто не уходит. Раз пять в месяц - сутки дежурства.
- Как относятся сейчас люди к полиции?
- По-разному. В начале двухтысячных было крайне негативное отношение, а сейчас хорошо относятся. Многие даже помогают. За что большое спасибо!
Комментарии (31)
цитата из текста: Каждый опер закреплен за определенной территорией. За все, что происходит на ней, – отвечаем. У меня это Верхний и Нижний Чов.
и еще одна: вот в начале лета на улице Кутузова женщина в ходе пьянки
кроме зональной специализации никакой другой не знает
учился плохо
прежний уровень сохраняет
ну иславабоху
потом втихаря обирали вскрытые квартиры
в двухтысячных отжимали телефоны, высветившиеся по имею
сейчас прут велосипеды
так что с массой золотой цепи на шее вскоре проблема будет решена