К 2013 году особо охраняемые природные территории Коми заработают на имидж региона
Участникам семинара, организованного в рамках проекта ПРООН/ГЭФ, во вторник представили систему управления особо охраняемых природных территорий (ООПТ) республики. В проекте резолюции, представленной участникам форума, определено, что в начале будущего года правительство Коми должно рассмотреть возможность создания в регионе Дирекции по управлению особо охраняемыми природными территориями республиканского значения на базе «Республиканского экологического центра по изучению и охране восточноевропейских тундр».
Фото Кирилла Затрутина
Предполагается, что структура, призванная объединить управленческие функции всех региональных охраняемых территорий и установить тесные связи с Национальным парком «Югыд ва» и Печоро-Илычским заповедником, будет напрямую подчиняться республиканскому правительству. Одна из ключевых функций Дирекции - подготовка и реализация планов управления для каждого подразделения в системе ООПТ республики.
- Дирекция закрывает один большой серьезный блок работы с особо охраняемыми природными территориями, который не закрывается никем. Никто не занимается вопросами целостной системы и полноты ООПТ, репрезентативности, надзора, ведения реестра, - выразил мнение один из участников семинара - руководитель Комитета лесов Коми Александр Мариев.
Напомним, проект ПРООН/ГЭФ «Укрепление системы особо охраняемых природных территорий Республики Коми в целях сохранения биоразнообразия первичных лесов в районе верховий реки Печора» планируется полностью реализовать к 2013 году. К этому времени, по словам менеджера проекта Василия Пономарева, созданные в рамках проекта организационные механизмы по «зарабатыванию денег» должны будут успешно функционировать в ООПТ Коми. Финансирование природоохранных мероприятий со стороны Глобального экологического фонда Программы развития ООН предусматривает выделение порядка 4,5 миллиона долларов США для республики на пять лет реализации проекта до 2013 года включительно.
- Большинство субъектов России уже имеют такие органы управления особо охраняемыми территориями. Мы исходим из того, что одна из самых эффективных форм управления территориями или объектами на местах должна осуществляться местным населением, то есть людьми, которые там живут. С другой стороны – это и самое дешевое управление, не нужны какие-то огромные инвестиции, - полагает Василий Пономарев.
Участники семинара отметили ряд проблем, связанных с отсутствием механизма передачи земель ООПТ из федеральной собственности в республиканскую и тем обстоятельством, что землеотвод всех 238 учрежденных в Коми ООПТ еще не проведен. В настоящее время специалисты проекта ПРООН/ГЭФ пытаются подсчитать, во сколько обойдется проведение работ по межеванию земельных участков, транспортировке и установке на местности аншлагов для обозначения границ природных территорий республиканского значения, а также по организации там охранных и противопожарных мероприятий.
Еще одна задача проекта – создание в муниципалитетах общественных экологических советов при главах муниципальных образований. В них могут входить как активные общественники, так и представители землепользователей. О своей готовности участвовать в работе таких структур уже заявило межрегиональное общественное движение ижемцев «Изьватас».
- Чем шире общественный контроль, чем больше людей осведомлено, тем больше гарантий того, что не заведется очередная шайка-лейка, которая потом будет продавать шкурки соболя из экологически чистого района или объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, - образно объяснил необходимость создания экологических советов Александр Попов.
Подводя итог семинара, руководитель управления Росприроднадзора по республике, национальный директор проекта Александр Попов констатировал, что вывести на полную самоокупаемость природные территории нельзя, поскольку охрана природы остается государственной задачей. Конечная цель проекта в том, чтобы ООПТ зарабатывали на содержание своего аппарата и развитие, и это, как он считает, вполне возможно.
- Россия - большая, и во многих субъектах федерации над этой темой работают, и мы этот опыт обобщим, - рассказал БНКоми Александр Попов. – Мы заинтересованы в том, чтобы в республике появился орган, не обязательно отдельно стоящий, которому управление региональными особо охраняемыми природными территориями будет поручено правительством региона. Для того, чтобы этот ресурс – ООПТ – заработал, нужно им управлять. Пока им никто не управляет – он не работает, а существует сам по себе. Нужно, чтобы он работал на республику и ее граждан, гостей, на имидж, я пока не говорю «на бюджет», хотя впоследствии, может быть, так и будет.
Комментарии (45)
Построим еще одну самую длинную яхту, купим пол-Флориды и "Ювентус" , а Коми -будет не легкие Европы, а ее Ж==а
Дирекция, как инструмент, тож нужна, ибо занимается управлением. И там, и там помощь людей тундры важна и полезна.
Устава этого центра у меня на руках нет. В региональной базе КонсультантПлюс, что есть и в открытом доступе на официальном сайте Коми, нашел два документа - Постановление Правительства Республики Коми от 27.08.2002 г. № 123 "О переименовании Республиканского центра по изучению восточно-европейских тундр" и
Указ Главы Республики Коми от 11.10.1995 г. № 361
"О Республиканском центре по изучению восточно-европейских тундр".
Насколько я понимаю из описания в Вестнике, центр не занимается физической охраной (у центра нет инспекторских и т.п. полномочий; на данный момент во всяком случае), а занимается научными исследованиями и охраной с точки зрения создания и укрепления научных основ для охраны.
Вопросу газопровода, полагаю, содействует, но вряд ли решает.
В общем же центру дали госзаказ по работам на 2010 г. Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 30 декабря 2009 г. №616 "О государственном задании ГУ РК «Республиканский экологический центр по изучению и охране восточно-европейских тундр» на оказание государственных услуг (работ) на 2010 год". В приложении к нему есть перечень работ (на сайте Минприроды РК есть только приказ без приложения).
Здесь вопрос скорее не о реформировании, а о наделении центра дополнительными полномочиями. И то, как один из нескольких возможных вариантов. Вот, думаем что-почем...
Их контакты (взято с сайта Минприроды РК): ГУ «Республиканский экологический центр по изучению и охране восточно-европейских тундр» (ГУ «ЭЦЕТ»)
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 78, оф. 69. Тел./факс 8 (8212) 44-11-70 Там и можно получить необходимую инфу.
Дирекция будет в форме юридического лица. Либо нового, либо уже существующего с расширенными полномочиями. Поэтому если оно вдруг когда-нибудь начнет косячить, то управу найти можно всегда.
То, откуда деньги - не есть первостепенно в данном случае. Деньги выделены на проект под решение конкретных и четко заявленных целей и задач. Соответственно, по ним и отчетность строгая идет. От отчетности и результатов реальных дел зависят имидж региона, руководства проекта и региона. Поэтому обратной цели нам (проекту) достигать невыгодно, небезопасно и нецелесобразно. Создается, да, на "нероссийские", но продолжать свою работу предполагается как раз на "российские" через формируемый экологический фонд.
Дирекция рассматривается как вспомогательный орган, не замещающий и не заменяющий полномочия администрации тех же нынешних заповедника и нацпарка. Во всяком случае пока не доказана объективная и эффективная необходимость такого замещения.
"дирекция создается как дублирующий орган без полномочий, для создания стольких то кресел". имидж это из другой оперы, не дирекции его рожают, насколь понимаю проблема не в функциональности дирекции а в том как ее прокормить?
Одним из нескольких источников (например, гранты, федеральные и региональные дотации, благотворительность) финансирования будет создаваемый в рамках проекта экологический фонд.
По каждому состоянию и своя оценка, и причины, объективные и субъективные. Плохо - понятие очень относительное, как и понятие "хорошо". Они эмоциональные и их нет в естественной природе - в ней же есть нужное и ненужное. Вот когда люди будут делать меньше ненужного, а больше нужного, тогда и все замечательно будет.
Во вопросам финансирования... эт значит будет этот Директор дерекции ходить с протянутой рукой по организациям? Хорошо, а когда ж делами заниматься, если все время искать деньги? Или же седня деньги есть-работаем, завтра в бессрочном отпуске. На энтузиазме далеко не уедешь, видите ли, Андрей, кушать хочется каждый день.
Ау редакторы!!!!
Василий Пономарев, а Попов Александр.
Так кто и что сказал то????
2 информировать (мало информаторов)
3 извлекать прибыль из оопт для функционирования себя же
представляется мне, что ключевое слово - межевание - ибо как еще можно попросить и освоить денежки в федеральных лесах на бородатых дядек с рейками - на выходе получающих миллион, на выходе дающих 3 деревянных столбика по рублю максимум... не будь наивн
2 и пр. - тематический объединяющий инструмент управления кругом соответствующих теме вопросов вполне логичен и необходим.
Кто что на что осваивает - на их совести. Межевание - не пуп земли здесь. Поглядим.
не логичнее ли деньги передать местному населению - а оно уже решит что безопаснее для его природы - золото рыть или соболя давить? складывается впечатление, что руководство экологией не врубается во вред коий наносит добывающая пром-ть, в том числе рубщики лесов, и все шишки опять падут на бедное местное население с куницей за пазухой (соболя то маловато)а трубы-кругляк-отвалы и т.п. вред будет множиться. хочу САМОУПРАВЛЕНИЕ природой - спросите меня - что есть вред - и что делать!
и еще - причем здесь имидж?
территории рег. оопт федеральными как были так и останутся,
дирекция будет сделана как уговаривающий - информирующий - или какой орган? намек что еще и "кормящийся" с территории рег. оопт - вообще ни в какие ворота, проще определить задачи дирекции: (сказано: 1. межевание: вопрос-зачем? если собственность федеральная и продавать ее никто не собирается? или забрать в регион? 2. неинформированность общественности - МПР через газеты не справляется 3. существование дирекции через "эксплуатацию рег.оопт - вот и вся необходимость, увы). г-да экологи, подружитесь с логикой и законы прочтите - поможет - ибо жаль денег, которые кажется в республике девать енкуда
Имидж создаваться будет делами, не только бумашшшками...
Но за красивыми и правильными словами всегда ещё что-то есть.
Известно, любые деньги тратят не для того, чтобы просто потратить, но и заработать. Так, для кого все эти люди, решившие потратить миллионы американских денег, будут зарабатывать? Для бюджета РК? Но они на этом не концентрируют наше внимание. Главное понятно: деньги должны тратить люди СЛИ. И соответствующие документы уже подписаны. Ну, и о чём ещё нужно говорить?
Нам не жалко, что СЛИ будет тратить американские миллионы. Но опять вопрос: а где конкретность? В словах? Да, никогда! На бумаге? Да, нигде! В том смысле, что их не публикуют. Они вне контроля нашего... На всякий случай...
А про общественный контроль - это хорошо придумали!!!
-----------
О каких документах речь? И почему только СЛИ? Откуда такое утверждение?