РСЯ лента топ
15:23, 30.07.2007 / ЭКОНОМИКА

Репортаж с пресс-конференции первого замглавы Коми Павла Орды

Первый заместитель главы РК Павел Орда впервые в этом году провел встречу с сотрудниками республиканских СМИ и рассказал о некоторых направлениях, по которым будет развиваться экономика республики.

   

Первым делом Павла Орду, правда, попросили высказать свое мнение по поводу шумихи, вызванной его высказываниями о ветеранах Великой отечественной войны, которые привела воркутинская газета «Заполярье».

- Я не хотел бы это вообще как-то комментировать, - заявил г-н Орда и дал понять, что считает газетную публикацию оплаченным заказом.

- В отличие от многих людей, я реально знаю: кто, кому, как, сколько, почему, какие преследовал причины, зачем это было сделано. Рассказывать правду – это не нужно ни мне, ни людям. Пытаться оправдаться – я считаю, просто глупо. Рассказывать о помощи со стороны правительства республики ветеранским организациям – по-моему, это такое же оправдание. Я даже судиться с этими людьми не хочу, потому что считаю, что это настолько мелко… Мэр Воркуты Валерий Будовский уговорил меня встретиться с его администрацией, и я пытался просто по-человечески объяснить им простые вещи. Что надо жить по правилам и по средствам, что если у вас есть ресурсы, и вам так уж сильно хочется кому-то что-то предоставить, льготы или еще что-то – пожалуйста, это ваше право, и вас в нем никто не ограничивает. Но быть добрым за чужой счет – не очень  красиво. Может, кому-то это не понравилось. Я уже не раз говорил, когда меня спрашивала так называемая оппозиционная пресса: ребята, я удивляюсь, почему из пленок до сих пор не нарезали какую-нибудь мою безумную речь и не пустили по радио – чего проще при современных технологиях. Речь шла совершенно о другом. Если люди вырвали мои слова их контекста и захотели использовать – ну, бог им судья. Я видел фотографии с митинга против Орды – там целых три человека, и слово «Орда» не было произнесено ни разу.

Следующим последовал вопрос по поводу участия «Российских железных дорог» в проекте строительства железной дороги «Белкомур».

- Проекту «Белкомур» уже два десятка лет. При этом были попытки найти самые различные механизмы, чтобы его реализовать. Знаете, что сейчас явилось двигателем этого проекта? То, что у калийщиков больше нет железной дороги, по которой они будут перевозить свои калийные удобрения. Если вы слышали, в Перми она рухнула, они понимают, что нужно строить новую. Вдруг они вспомнили, что есть такая история, как «Белкомур». Год назад мы с Владимиром Александровичем (главой РК Владимиром Торлоповым – БНКоми) обсудили этот вопрос  в Перми. Мы решили реанимировать проект - уже немножко на другом уровне и немножко под другим углом. Часть существующей инфраструктуры, то, что сейчас называется малодеятельными тупиками (три железнодорожные ветки, в том числе Сыктывкар – Микунь – БНКоми), должна войти в него структурной частью. Это имущество, которое принадлежит РЖД. Без взаимодействия с ними заниматься каким-либо строительством просто бессмысленно, если они не поддержат. Поэтому был совершен первый шаг, они вошли в проект своим имуществом и консультациями. Дальше – посмотрим, - отметил первый зам.

Корреспондент БНКоми поинтересовался, почему, по мнению Павла Орды, изменилась позиция РЖД – как известно, раньше эта структура выступала против строительства магистрали.

- По одной простой причине: в РЖД понимают, что они никогда не справятся с увеличенным грузопотоком, - пояснил первый зам. - Скорость создания инфраструктуры всегда отстает от темпов экономического роста. Ожидающийся ежегодный грузопоток по «Белкомуру» объемом в 18 млн. тонн – это довод для любого государства, что железная дорога должна быть построена.

Другой вопрос БНКоми касался первых проектов, которыми, как предполагается, займется недавно созданный Фонд поддержки инвестиционных проектов РК.

- Есть ряд небольших проектов на 4-5 млн. долларов каждый, в которых мы будем партнерами и участниками. Первый же из серьезных обсуждаемых сейчас нами  – строительство завода по производству плит ОСП в Сыктывкаре, там инвестиции будут на серьезном уровне. Уставной капитал этого проекта – под 60 миллионов евро. Соответственно, вся стоимость – за 300 миллионов евро. Мы ищем механизмы, готовы на государственном уровне эту идею поддержать. Сейчас созданы экономические комиссии, в которых как раз идет обсуждение мер поддержки, статуса инвестиционных проектов и отраслей, которые будут задействованы. Пока меня не очень устраивает работа министерств в этой области, у нас каждый раз разбор полетов происходит. Но чем дальше в лес, все становится проще. Люди начинают понимать важность задачи. К осени мы подготовим перечень приоритетных инвестпроектов, вы об этом узнаете во всех подробностях, - сообщил г-н Орда.

Заодно первый зам высказал свое мнение по поводу действий ректора Ухтинского государственного технического университета Николая Цхадая, выступившего резко против передачи фонду двух корпусов УГТУ.

- Безумие сложно комментировать. Вот если бы ректор вел речь о том, что хочет получить гарантии, что студентов оттуда никуда не выселят, это было бы понятно и естественно, и об этом можно было бы говорить. Но человек хочет получить в собственность помещения площадью в пять раз больше, чем потребность университета. Вот теперь понятно, за что человек бьется? Очень хочется получить здания в собственность, - заявил Павел Орда.

На вопрос БНКоми, насколько реальны озвученные президентом компании Mondi Business Paper Гюнтером Хасслером планы увеличения мощности Сыктывкарского ЛПК, которое потребует вложения 500 миллионов евро, г-н Орда ответил:
- Принять решение об инвестициях на миллиард долларов – это уже серьезная история. Умение правильно и грамотно вкладывать деньги – столь же серьезное умение. Оптимизм в меня вселяет одно: при размещении акций подразделения Mondi на бирже люди, являющиеся владельцами этого бизнеса, сделали заявление о том, что у них в России есть очень сильный проект. Структура капитализации на Западе такова, что если они через определенное время не подтвердят эти слова, они потеряют очень много денег. Поэтому какая-то уверенность у меня появилась. Уверенность появилась также потому, что степень капитализации проекта стала достаточно высокой, от общих идей они перешли к обсуждению конкретных вещей. Когда именно реализация начнется, я вам по дате сказать не могу, но то, что они это сделают – это да. Есть часть вещей, которое мы как государство должны гарантировать. То, что в наших силах, мы, безусловно, сделаем. И есть еще ряд вещей, которые они хотят получить в виде гарантий со стороны правительства России. Мы постараемся в этом помочь.

Отвечая на вопросы сотрудников других СМИ, Павел Орда в своих «июльских тезисах» прошелся еще по ряду важных для экономики республики тем.

О будущем бюджете республики:

- Увеличиваться бюджет, конечно, может. Существенно или не существенно – это отдельная история. Если мы сможем решить проблему уплаты налогов «Газпромом» в этом году, он будет увеличен. Если Владимир Александрович уверен, что он решил эту проблему – я могу расслабиться. А на самом деле я уже два года со всех трибун говорю по поводу бюджета одну простую историю: мы подошли к пределу. У нас советская добыча нефти, у нас советская добыча газа, скоро будет советский транспорт. Все, что было в Советском Союзе. Все, на что рассчитана существующая инфраструктура. Любые дальнейшие увеличения поступления налогов связаны с реализацией крупных проектов на территории Республики Коми. Глиноземный комбинат, химический завод, ГРЭС, ТЭЦ, что угодно. Любое кардинальное развитие может быть связано только с этим, и ни с чем другим. Если вы сравните темпы роста заработной платы бюджетников и темпы роста бюджета, вы с удивлением обнаружите такую вещь: в следующем году у нас бюджет будет на 50% состоять из заработной платы бюджетников. Если такими темпами дальше эта история пойдет, то мы, видимо, скоро все счастливо уволимся и оставим один Минфин - раз в месяц он будет из бюджета выдавать заработную плату, и на этом вся история закончится. Темпы роста зарплаты, заданные федеральной властью, мы просто не можем наверстать. Мне сложно сказать, какой будет бюджет, мы с Гайзером (министром финансов РК Вячеславом Гайзером – БНКоми) должны это вскоре обсуждать. 

О строящемся глиноземном комбинате:

- Первый год работы завода – 3 млрд. руб. налогов дополнительно. Вот я могу закопать вокруг этого проекта 3 млрд. и отдачу получу за 1 год. Любой бизнес с ума сойдет от такой проекции. Понятно, что мы заинтересованы в таких вещах и создаем правильную систему преференций. Процесс идет немножко не так быстро, как нам хотелось бы, но мы понимаем, что это связано с одной простой причиной. Вы помните, произошло объединение «Русала» и «СУАЛа». То, что они ухитрились за полгода во что-то осмысленное превратиться и как-то начать работать – для меня реально шок. Я считал, что минимум на год все замрет. Они очень быстро договорились, нашли все компромиссы и дальше начали куда-то двигаться. Объединенной компании крайне интересен этот завод, он выравнивает их производственные цепочки, и они построят его быстро.

Об отношениях с главами муниципалитетов:

- В последнее время удается эти отношения выстраивать. До этого было тяжелее. Вот скажите, вам приятно ездить по городу, заваленному мусором? Вам приятно приводить ребенку в школу или детский сад, которые выглядят, как после войны? Мне – нет. Вот я главам муниципалитетов рассказываю, как мне неприятно. Они должны поехать, заставить убирать мусор, заставить что-то делать. Простой пример. В апреле были выделены 300 млн. руб. на ремонт муниципальных инфраструктурных объектов, как-то больницы и школы. На оперативках, которые я провожу, еженедельно происходит разбор полетов. Как вы думаете, сколько на сегодняшний день, а до 1 сентября остался месяц, освоено средств хотя бы на образование? Из 150 миллионов освоено 5 миллионов. Один Сыктывкар провел все конкурсы, все остальные даже еще ничего не сделали. Как вы думаете, я как с этими людьми должен разговаривать? А они зарплату свою 100 тысяч рублей получают, и у них в служебных обязанностях записано заниматься ремонтом.

Поэтому у нас сложные отношения с главами муниципальных образований. Нужно, наверное, серьезное умение, чтобы проводить праздники, но нужно еще большие умение, старание и желание, чтобы твою работу видели люди. Вот мою работу видеть не должны,  Мы систему создаем, в которой они живут, а их работу люди видеть обязаны. Пока, к сожалению, все складывается так, что только у единиц из них видно эту работу.

О строительстве газоперерабатывающего завода в Инте:

- Я могу сказать одно. Там поменялся собственник месторождений (Интинское и Кожимское месторождения, лицензия на которые принадлежала структурам бывшего первого заместителя главы РК Николая Левицкого – БНКоми). Если новый собственник – а им, по сути, стали структуры объединенной компании «Русал» - захочет строить… Я думаю, вряд ли они захотят строить газоперерабатывающий завод, скорее всего, они купили активы, чтобы обеспечить газом глиноземный завод.

О ситуации вокруг банкротства «Интаугля»:

- Есть несколько вариантов. Есть оздоровление, когда кто-то приходит, платит деньги, гасит все долги, и дальше начинается счастье. В данном случае это мало реально. Заплатить налоговой инспекции 6 миллиардов рублей, может, кто-то и способен, но экономика компании «Интауголь» вряд ли сможет одолеть такие инвестиции. Есть стадия конкурсного производства, когда происходит либо ликвидация с распродажей имущества, либо реструктуризация. В данном случае должна произойти реструктуризация. Должно быть выделено дочернее общество – чтобы передать лицензию. Дочернее общество должно быть наделено определенными активами – по сути, всем, что останется от «Интаугля» после набегов всех временных управляющих, приставов, налоговой. Туда перейдут люди, которые обеспечат работу общества. Это новое общество должно быть выставлено советом кредиторов на торги и продано. И эти деньги распределены между кредиторами, т.е. отданы налоговой инспекции. За сколько продадут – за столько продадут. Все, финиш. Люди работают, выплачены пенсии, кто-то переселяется. Правительство республики не заинтересовано в контрольном пакете акций «Интаугля», который приобрел «Инвест-уголь». Вот от мертвого осла уши – они кому нужны? Акции обанкроченного предприятия стоят ноль. Я бы даже сказал, они стоят минус, поскольку у них есть серьезное обременение.

О дорогах:

- Знаете, очень сильно бьет вот такой старый подход у людей к работе по принципу: «Мы уедем, нам здесь не жить». И дороги, и дома здесь строят так. Во время ремонта дорог в Сыктывкаре я лично ездил, с матами, с криком, со всем остальным, заставлял переделывать. Говорил: не заплачу ни копейки, посажу всех просто, если не переделаете. Переделали. Худо-бедно стали приучать работать нормально. Но это безумная система, когда большие начальники ездят и контролируют, как рабочий положил асфальт. Им что, делать больше в этой жизни нечего? Это бред, правда же? Экономические методы пока не очень работают. Видимо, придется искать людей, которым их имя дорого. Я предлагал на дорогах установить таблички с указанием, кто их ремонтировал, но дорожники очень не хотели. Не любят они публичности.

О переселении из лесных поселков:

- Половина лесных поселков создана приказом нынешней системы управления исполнения наказаний. Скажите, там может быть какая-то экономика? Нет. Если вы посмотрите, как происходила миграция населения в последние 50 лет -  весь мир двигался  с севера на юг, туда, где потеплее. И только Советский Союз – в обратную сторону, с городами, с инфраструктурой, с дорогими городами, с дорогой инфраструктурой. Весь остальной мир работает вахтовым методом. Пришли форвардеры с харвестерами – и все понимают: 15 человек, 2 недели отработали, а если 50 человек, то заготавливают столько же, сколько 3 тысячи с бензопилами в Советском Союзе. Экономической базы у лесных поселков нет. Их надо переселять. Сейчас мы рождаем программу, как все-таки дать шанс этим людям куда-то переехать. Причем мы реально понимаем, что это объективный процесс. Если мы ничего не будем делать – через 50 лет люди сами рассосутся, найдут способ уехать. Но мы хотим хоть какие-то условия создать. 

О нежелании вступать в «Единую Россию»:

-  Если серьезно, я ко многим вещам отношусь не как к цели, а как к инструменту. Сесть в кресле – табличка там, погончики – все это классно, но я всегда воспринимаю это как средство. Моя цель – создать отрасль, построить завод, что-то сделать. Когда я пойму, что членство в «Единой России» поможет мне в два раза быстрее строить отрасли в Республике Коми, я вступлю сразу же. Пока такого ощущения нет, и оснований для вступления я не вижу. Я бы с гораздо большим удовольствием применял себя в экономической жизни, чем в политической.
    

795

Комментарии (24)

Добавить комментарий
  • Читатель
    30 июля 2007 г., 15:38:38
    Ответить
    Паша снова обложался
    О нежелании вступать в «Единую Россию»:

    \"Когда я пойму, что членство в «Единой России» поможет мне в два раза быстрее строить отрасли в Республике Коми, я вступлю сразу же. Пока такого ощущения нет\"
  • смысл
    30 июля 2007 г., 15:50:43
    Ответить
    например
    дорога например в перми не обвалилась.
    пока еще.
    но это, так, между делом.
    читателю: в чем лажа-то? не пойму.
  • Кунц
    30 июля 2007 г., 15:56:16
    Ответить
    Я лично таких людей уважаю. Еще Кудрин вроде Едро посылал и вступать не хотел. Ну чего у нас опять СССР что ли, все старше мастера в партию?!
  • Висарионыч
    30 июля 2007 г., 15:56:49
    Ответить
    Смыслу
    Блин, ОЧередная смысловая галюцинация Орды, да за такие вещи в 37-ом к стенке сразу ставили, это же полнейшая дискридитация партии власти, охохо! И куда смотрит Чернов, только в ЖЖ Сажина, наезжающего на едросов?
  • смысл
    30 июля 2007 г., 16:06:37
    Ответить
    виссарионычу
    это типа хорошая мина при плохой игре
  • 4444
    30 июля 2007 г., 16:14:12
    Ответить
    а при чем здесь 37-ой год?
  • интинцы
    30 июля 2007 г., 16:22:01
    Ответить
    опять Инта
    Да, тяжело такие неприятные перспективы о нашем Богом забытом городке читать. Но - по крайней мере, честно, без вранья, которым нас \"кормили\" в последние годы. Выдюжим, куда же нам деваться? Пока руки, голова на плечах, будем выживать. Ну в самом деле, не на чужого дядю же остается надеяться? Павлу Анатольевичу от интинцев большой искренний привет, заезжайте, пообщаемся - с умным руководителем всегда полезно поговорить.
  • Смыслу,4444
    30 июля 2007 г., 16:27:05
    Ответить
    Висарионыч
    Наверняка СМЫСЛ должен знать, кто сказал, что \"Чем чудовищнее солжёшь, тем скорее тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, чем маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они постесняются. Большая ложь даже просто не придёт им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь. И даже когда им разъяснят, что дело идёт о лжи чудовищных размеров, они все ещё будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что, вероятно, всё таки здесь есть доля истины\"…
    Разве это высказывание весьма близко к истории Орды и Заполярки, а также обсуждаемой в предыдущих темах истории про Сажина и АЛЧ, которые как раз похожи на плохую игру?
    4444 См. коменты ранее-вапрос аналогичный: а при чем комент Сажина и Чернов, а при чем ответ Чернова с экскурсом про историю своей семьи?
  • 4444
    30 июля 2007 г., 16:31:15
    Ответить
    многа букаф ниасилил. одно понял - песня про геббельса
  • Эксперт
    30 июля 2007 г., 16:37:17
    Ответить
    Вредительство
    Да, блин, с рухнувшей дорогой в Перми это перегиб чудовищный :-)

    Или оговорка по Фрейду?
    Или желаемое за действительное выдает?
    Или сликом фигурально выражается
  • сыкт.ру
    30 июля 2007 г., 16:40:16
    Ответить
    После истории с заполярьем понял, что орда реально прямой чувак
  • Висарионыч
    30 июля 2007 г., 16:49:30
    Ответить
    Для 4444
    Неа, бери выше, но тоже г...)))
  • Заинтересованный
    30 июля 2007 г., 17:04:45
    Ответить
    В точку...
    Павел Анатольевич конструктив говорит... Вот бы каждому начальнику (и мелкому и крупному) да хоть одну такую здоровую идею в голову. А то мыслят они табличками до сих пор, не понимая что живут уже не втой стране и не втом времени. Во всем должна присутствовать экономика. А если эта экономика бьет по людям, то и доходы от нее соответсвенно надо распределять на социальные программы (типа переселения), только адресно - тем по кому она бьет.
    Системно все выстраивает Павел Анатольевич. Многие сейчас не поймут... Поймут когда действительно будут ощущать нехватку стабильности и предсказуемости в бытие.
    Хозяйственник. И многие помнят таких в Коми: Панев, Морозов. Люди-авторитеты своего времени!!!

    Павел Анатольевич, есть предложение: тратьте по часу в неделю, чтобы студентам читать мастер-классы. У Вас получиться и самое главное у них получиться воспринимать Вас.

    Я делал так когда-то в своей сфере, и те кто тогда 5 лет назад был студентом - сейчас мыслят объемнее... Радует это.
  • Коза без баяна
    30 июля 2007 г., 17:11:39
    Ответить
    Точке
    Ну ты загнул, сравнивать Орду с Паневым или Морозовым...
    Ха-Ха-Ха.......................
    В гробу прочитав такой коммент, в гробу перевернуться...............
  • 4444
    30 июля 2007 г., 19:41:03
    Ответить
    в чем принципиальная разница?
  • Кондратий Панько
    30 июля 2007 г., 20:11:04
    Ответить
    Чиновники опубличились ?
    Что такое не пойму просто апофеоз публичности чиновников региональной администрации. А впрочем, молодец. Все прямо и открыто. И посуществу, прав по изложенным моментам. То есть, грубо говоря в том, что надо развивать экономику путем инвестиций в различные проекты. Что позволит и деверсифицировать ее.
  • Кунц
    30 июля 2007 г., 20:22:27
    Ответить
    Я даже склоняюст к тому, что задание какое-то к народы быть ближе. Не бывает ведь, чтоб трое и сразу...
  • лысый
    31 июля 2007 г., 9:15:37
    Ответить
    Панько.Не какой не апофеоз, пытаются \"напудрить\" носики.Выбопы скоро на этом самоом носу, идеологи опасаются, как бы их авторитет не подмочил картину в декабре, вторых таких результатов как в марте Москва может и не спустить....
  • Заинтересованный
    31 июля 2007 г., 11:55:33
    Ответить
    Козе без баяна
    Я же не личности сравниваю, а подходы к решению проблем и умение по-хозяйски подходить ко всему.
    Панев и Морозов люди своего времени и находились в других условиях. Примечательно что за 20 лет перестроек и \"рынка\" так и не нашлось сопоставимых хозяйственников. Сейчас же г-н Орда хоть мыслить приучает людей (и слава Богу руководителей разных уровней) экономическими категориями.
    И смех ваш здесь ни к месту. На кухне с женой хохотать будете.
  • 4444
    31 июля 2007 г., 16:53:24
    Ответить
    Я единственное различие вижу - уровень образования. Панев и Морозов были явно необразованнее. Все остальное - мелкие детали и местечковый культ
  • Дьяконов С.С.
    02 авг. 2007 г., 10:20:10
    Ответить
    \"Пытаться оправдаться – я считаю, просто глупо.\"
    =======================================
    Странно. Не думаю, что Лужков глупее Орды. Но за оскорбления и наветы(\"Орда... дал понять, что считает газетную публикацию оплаченным заказом.\") в свой адрес - подает в суд. Или Орда считает себя умнее Лужкова? Это сильно видно на примере Коми?
  • Wais
    02 авг. 2007 г., 10:50:13
    Ответить
    Лужков-Орда
    Лужков - это другое государство, со своими законами и пр. И никто не сравнивает этих двух политиков. Хотите пообщаться, придумайте интереснее темку, может кто и откликнется.
  • Дьяконов С.С.
    02 авг. 2007 г., 11:47:43
    Ответить
    22. Wais, 02.08.2007 (09:50)
    Лужков-Орда
    Лужков - это другое государство, со своими законами...
    ======================================
    Это какое другое государство?
    Если Орда считает что газета опубликовала ложь - пусть подает в суд. В правовом государстве делают так. По закону. Все остальное от лукового. Нервы не выдержали вот и высказал свое кредо. Главное деньги - люди вторичны, лишь орудие производства. А старики лишь обуза, не имеющие право на достойную жизнь.
  • Дьяконов С.С.
    02 авг. 2007 г., 11:53:06
    Ответить
    \"Во время ремонта дорог в Сыктывкаре я лично ездил, с матами, с криком, со всем остальным, заставлял переделывать. Говорил: не заплачу ни копейки, посажу всех просто, если не переделаете. Переделали. Худо-бедно стали приучать работать нормально. Но это безумная система, когда большие начальники ездят и контролируют, как рабочий положил асфальт.\"

    -\"Вот мою работу видеть не должны, Мы систему создаем,..\"
    ====================================
    Это он о своей работе по контролю за укладкой асфальта - которую видно.
    В связи с тем, что не умеет создать систему?
Архив