Репортаж о набеге проверяющих на летние кафе Сыктывкара
В минувшую пятницу представители горадминистрации и УВД Сыктывкара в сопровождении журналистов проинспектировали несколько летних кафе, на которые чаще всего жалуются горожане. Проверкой руководила заведующая отделом потребительского рынка и сельского хозяйства администрации Елена Архипова. Милицию представляла старший инспектор отдела по делам несовершеннолетних капитан Елена Старцева.
Отъезд был намечен от здания администрации на 20 часов. Едва появившуюся на улице г-жу Архипову сразу атаковали корреспонденты, требуя сообщить маршрут. Елена Архипова сообщила, что сегодня будут проверены три кафе – возле государственного театра оперы и балета РК, железнодорожного вокзала и на улице Малышева. Кто-то из журналистов расстроился: «И все?».
- Более, чем достаточно, - не услышала огорчение завотделом.
Перед поездкой Елена Архипова объяснила, почему для инспекции выбраны данные торговые точки. Оказалось, что летняя палатка возле музтеатра установлена владельцами ООО «Здоровый продукт», являющихся арендаторами бара «Театральный» в музтеатре.
- На сегодняшний день они вообще не имеют никаких разрешений на летнее кафе, хотя палатка у них стоит, - поведала г-жа Архипова. - Мы требуем, чтобы в первую очередь они предоставили пакет документов и написали заявления о том, что они желают открыть зал летней посадки. Проверки данного кафе проводились неоднократно, там стоит мангал, и, хотя обслуживание идет из кафе «Театральное», оно происходит с громадными нарушениями. Если они не понимают русского языка, мы их прославим на всю республику. Переписка с владельцами палатки идет уже более месяца, но они не идут на контакт.
По словам Елены Архиповой, владельцы «Театрального» очнулись только тогда, когда представители горадминистрации уже на второй день работы летней палатки обнаружили ее. Аргументы владельцев предприятия сводились к тому, что они являются хозяевами стационарного предприятия общественного питания, а потому имеют право поставить зал летней посадки.
- Пусть для начала они почитают, что это такое, а потом устанавливают, - заочно пригрозила г-жа Архипова.
Возле железнодорожного вокзала работают два сезонных кафе. Проверке было решено подвергнуть точку индивидуального предпринимателя Авакяна.
- Проблема в том, что там через дорогу жилые дома, жители которых жалуются на громкую музыку, гам и свист, - сообщила дама.
- Потом кафе «Бона» на Малышева, продолжила г-жа Архипова. - Это вообще отдельная история. В данное кафе неоднократно вызывались наряды милиции жителями прилегающих домов, так как владельцы нарушают режим работы. Возможно, охранники кафе уже после закрытия точки включают музыку и веселятся сами до утра, им скучно просто так охранять объект.
Также руководитель проверяющей комиссии рассказала, что в прошлом году разрешения на деятельность выдавались горадминистрацией сразу на три месяца.
- В этом году Роман Валерьевич (глава администрации Сыктывкара Роман Зенищев – БНКоми) сказал: «В связи с тем, что поступает много жалоб, будем выдавать на месяц, и если на какое-то кафе в течение месяца идут жалобы, мы не будем продлевать срок разрешения.
В ходе поездки градоначальник цитировался его подчиненной неоднократно.
В общей сложности в этом году в столице Коми работают 35 летних кафе. Как поведала Елена Архипова, не получило разрешения на работу кафе, располагающееся справа от железнодорожного вокзала.
- Земля, на котором располагается данное кафе, находится в ведении дирекции Ярославского отделения железной дороги и их представители говорили нам, что мы не можем запретить, поскольку это не наша земля, - поведала г-жа Архипова. - Извините, они находятся в Сыктывкаре, поэтому обязаны получить все необходимые документы в нашей администрации.
Самыми распространенными претензиями горожан, по словам дамы, являются жалобы на громкую музыку. В числе лучших Елена Архипова отметила кафе местного пивзавода возле республиканского стадиона и точку общепита МУП «Восторг» возле городского бассейна.
- Есть федеральный закон, по которому, в частности, запрещено торговать пивом возле детских, образовательных, спортивно-культурных и медицинских учреждений. Вы упомянули «Восторг», но оно примыкает к бассейну… - заинтересовался было корреспондент БНКоми.
- Я поняла, о чем вы хотите сказать, - пресекла длинное изложение Елена Архипова. - Сразу объясняю ситуацию, почему мы пошли на это. Кафе было открыто по пожеланию граждан нашего города. На следующий год они у нас вряд ли откроются, потому что Роман Валерьевич очень строго относится к некоторым вещам, и сказал: пусть их будет еще меньше, но они будут еще лучше.
Корреспондент БНКоми попытался представить себе, как жители города пишут в администрацию письма или записываются к чиновникам на прием, дабы потребовать открыть палатку, торгующую пивом и шашлыками, но не смог этого сделать.
- Какие у вас есть рычаги давления на владельцев кафе? В случае выявления нарушений вы можете закрыть точку? – продолжали засыпать вопросам Елену Архипову корреспонденты.
- Конечно, мы тесно сотрудничаем с УВД и Роспотребнадзором. К сожалению, их представителя сегодня нет, у них очень многие в отпусках, - ответила Елена Архипова. -Звонила Людмила Ивановна Глушкова (руководитель территориального управления Роспотребнадзора по РК – БНКоми) и говорит, Лена (тут г-жа Архипова быстро поправилась), Елена Владимировна, я же не могу сама прийти. Нарушения не остаются без внимания, это я могу сказать.
- А вы можете силовыми методами закрыть кафе? – напирали представители СМИ.
- Зачем? – поразилась г-жа Архипова, - мы все-таки, извините, не варвары. Как это силой? Мы должны все сделать юридически грамотно. С 1 июля произошли изменения в правилах за подписью главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко. Если раньше Роспотребнадзор выдавал заключения и его специалисты выезжали на предприятия питания, то сегодня все эти функции возложены на администрации муниципалитетов. Вся ответственность по открытию кафе возложена на нас.
Прибытие к музтеатру сопровождалось маскировкой. Водителю микроавтобуса с журналистами было сказано припарковаться поодаль за деревьями. Съемочным телебригадам г-жа Архипова рекомендовала обождать, чтобы не спугнуть владельца заведения. Телеведущие не понимали.
- А как мы узнаем, что нам можно подходить, может, мы оставим оператора, а потом просигнализируем ему?
Сошлись на таком варианте.
Палатка была пуста, если не считать троих мужчин, посасывавших пиво. Мангал не дымился, да и мангальщика не было. Никого на улице не было. Дверь в бар с улицы была распахнута настежь, было слышно и даже видно, что там гуляет свадьба. Отдельные корреспонденты и корреспондентки из любопытства даже заглядывали внутрь, но сразу понимали, что свадьба – чужая.
Руководитель «Театрального» Анна Федорова в какой-то момент узрела в дверном проеме Елену Архипову и вышла на улицу. Здороваясь с ответственной за городской общепит, г-жа Федорова расплылась в такой улыбке, что создавалось ощущение, что дамы являются неразлучными подругами, просто так сложилось, что давно друг друга не видели.
- Вот кафе! – сообщила для тех, кто еще не понял, Елена Архипова. Кафе, в принципе, неплохое. Но!
Далее г-жа Архипова в два счета выудила из Анны Федоровой обещание, что несогласованную уличную палатку разберут в ближайший понедельник.
Поехали к вокзалу. В кафе г-на Авакяна практически все столики, как внутри палатки, так и на открытой террасе, были заняты, но сам предприниматель отсутствовал. Пока Елена Архипова пошла на переговоры с администрацией заведения, корреспонденты и телеоператоры начали фотографировать и снимать на камеры отдыхающую публику.
Некоторые посетители предпочли удалиться на перекур за границы заведения, хотя курить можно и в кафе. Впрочем, телекамеры как будто лишь раззадорили танцующую в центре посетительницу. Увидев съемки, она вроде как почувствовала себя звездой. К ней присоединилась еще одна девушка, и они так и купались в лучах славы, пока журналисты не поняли: фото и телекартинка для подготовки разоблачительных материалов есть.
У барной стойки Елена Архипова продемонстрировала временное разрешение на работу кафе. Срок разрешения истекал в день проверки, поскольку выдано оно было 20 июня.
- К Авакяну были претензии по поводу некоторых вещей, подкрасить ограждения и так далее и если архитектура согласует ему проект, то он продолжит работу, - сообщила г-жа Архипова.
Корреспондент БНКоми специально убедился на следующий день: кафе работало. Видимо, процесс согласования с «архитектурой» проходил ночью и завершился успешно.
Капитан Елена Старцева тем временем искала свою «клиентуру». В какой-то момент милиционеру показалось, что она поехала в рейд нельзя, заприметив девушку, отхлебывающую пиво. Девушка показала паспорт и выяснилось, что ей уже можно потреблять не только пенные напитки, но и чего покруче.
По дороге на Малышева Елена Архипова решила показать гордость города – кафе возле стадиона, принадлежащую торговому дому «Пиво» (дочерней компании «Сыктывкарпиво» - БНКоми).
Заведующая кафе Елена Павельева рассказала, что законы и правила ее подчиненные соблюдают. И даже пожаловалась, что в кафе «Аквариум», что через дорогу (кафе принадлежит предпринимателю Михаилу Забровскому – БНКоми), «живые» музыканты поют и играют так громко, что «нашим можно не играть».
- Какие у вас ноу-хау? – спросила Елена Архипова у Елены Павельевой. Операторы направили камеры на смущенную заведующую, корреспонденты включили диктофоны и приготовились строчить в блокнотах.
Возможно, г-жа Павельева в силу юного возраста еще не успела прочитать в словаре, что означает сие мудреное выражение. И от того засмущалась еще больше. А, может, быть, этих самых «ноу-хау» просто не успели внедрить во вверенном ей заведении.
- Может, какие-то блюда новые? – подбодрила дама из мэрии заведующую.
- Мы варим креветки прямо на людях, - врезала Елена Павельева. – И подаем их к пиву.
- А вот ваше кафе от «Сыктывкарпива», пиво других изготовителей вы подаете? – провокационно спросила г-жа Архипова и получила ответ, что «мы пропагандируем только наши напитки».
Перед тем, как поехать в кафе на Малышева, телевизионщики попросили тормознуть перед телецентром. Впервые в этом году на Октябрьском проспекте возле въезда на территорию телецентра администрация Сыктывкара разрешила предпринимателям построить сезонную точку общепита. Коммерсант подошел к делу творчески, установив не просто банальный тент, а построив кафе из бревен и туалет.
Телевизионщики упросили комиссию проверить данную точку неспроста, так как они не смогли мириться с таким соседством. В жару сотрудники телецентра настежь открывают окна, но тут же вынуждены наглухо закрывать их – из прилегающего кафе доносится громкая музыка, мешающая записывать репортажи и просто работать. Поскольку попытки договориться миром успеха не имели, компания «Коми гор» даже не пожалела эфирного времени и сняла сюжет о громкой музыке. С тех пор у владельца, видимо, имеется очень острый зуб на любого представителя телевидения.
Пока корреспонденты разбрелись по закоулкам кафе, два кавкавца стали гоняться за операторами с криками: «Это наша земля, мы за нее деньги уплатили, снимать будете, когда мы разрешим».
Елена Архипова на камеры сообщила, что дизайн, ассортимент и вообще подход к делу данных предпринимателей горадминистрацию радует. В качестве доказательства своих слов г-жа Архипова попросила проходящую мимо посетительницу, которая представилась Надеждой Григорьевной, сказать пару слов о кафе. Кавказцы разом перестали пшикать на операторов и, видимо, предвкушая поток благодарности, как и журналисты, уставились на женщину.
- Я бы сказала, что здесь очень высокие цены по сравнению с остальными городскими кафе, - глядя на владельцев заведения, вероломно сказала Надежда Григорьевна.
- Туалетные помещения? – с неким ужасом и в то же время обреченностью вопросил один из владельцев (у него получилось «туалетние»).
- Скажу, что туалет, например, очень замечательный, - на секунду поддалась дама, но тут же вернулась к критическому тону. – Ну, все очень простенько. Конечно, на такие цены хотелось бы, чтобы было что-то поинтереснее.
- Супер, - оценил комментарий один из телевизионщиков, осознавая, что получил очередную сюжетную «бомбу» в войне против владельцев кафе.
Потом один из телеведущих «Коми гор» спросил у владельца, все ли разрешения им получены. «Все, тебе, что, показать», - разъяренно спросил предприниматель. Пока корреспондент обдумывал предложение, коммерсант на словах дал понять, что представителя телевидения не хватит понять, что написано в документах.
- Ты только микрофон умеешь держать и болтать, больше ничего делать не умеешь, - уже чуть ли не кричал предприниматель.
В кафе «Бона» на Малышева не было ни одного посетителя. Елена Архипова высказала владелице Татьяне Качаевой претензии: режим работы кафе не выдерживается, так как заведение продолжает работу после 23 часов.
- Я поняла, что охрана включает ночью караоке и поет в 2-3 часа ночи, - доложила г-жа Архипова хозяйке.
Посмотрев в угол и увидев аппарат для пения, Елена Архипова сделала вывод: «Я так поняла, что караоке у вас действительно есть».
- Есть, да, - не стала отпираться от очевидного г-жа Качаева.
- Вот я еще раз сделаю анализ по этому, - в устах г-жи Архиповой слова звучали весьма угрожающе. – Мы с вами не один раз встречались, это кафе открывалось очень долго, с большими проблемами, потому что нам и дизайн не нравился, другие проблемы были. Я надеюсь, что вы исправитесь, но хочу, чтобы вы обратили внимание на режим работы и как-то изменили внешний облик вашего кафе. У вас пол ободранный, палатка какая-то грязная.
Корреспонденту БНКоми показалось, что еще пару секунд и чувство брезгливости и отвращения свалит г-жу Архиповой в обморок.
- Вы знаете, она же списанная уже, нам дали такую – 2003 года выпуска. Когда мы стали выяснять, оказалось, что срок годности у нее прошел, - честно и одновременно печально сообщили о том, как ее обманули г-жа Качаева.
- Спецодежда! – все же пришла в себя и продолжила перечислять претензии Елена Архипова, показав на девушку за стойкой. – Ну что у вас девушка работает непонятно в какой кофте. Вы же обслуживаете наших клиентов, а приходите на работу с растрепанными волосами. На шашлык падает волос. Зачем это нужно? Вы согласны с моими требованиями?
Г-жа Качаева полностью разделяла точку зрения чиновницы, но на всякий случай успела вставить, что «форма есть, но она почему-то сегодня ее не одела». Пока Елена Архипова на улице давала интервью, корреспондент БНКоми пообщался с Татьяной Качаевой и персоналом кафе. Они заверили, что милиция раз действительно была, однако уехала сразу же, не обнаружив никаких нарушений.
- Жалобы на нас идут анонимные, - с горечью поведала Татьяна Качаева, и при ее словах персонал дружно закивал головами. Мы думаем, что заявления на нас организуют из того кафе.
Предприниматель махнула рукой в сторону телецентра, откуда только что приехала инспекция.
Комментарии (9)
По работе несколько раз приходилось сталкиваться с г-жой Архиповой, так скажу Вам вполне достойная, без спеси и надменности деловая женщина. В общении четко излагает свои мысли. Но это лишь мой личный опыт общения и он скорее всего субъективен. Посмотрел вчера репортаж по КРТК об этом тоже ничего предосудительного не заметил. А на счет того , что официантка, так если покапаться мы все бывшие дворники, спекулянты или кто еще там .... ну так.... если положа руку на одно место.... :-)
Я не против критики, но она должна быть по делу и не \\\"заказной\\\".
Для справки: Е.Н. Архипова по должности начальник Управления, а не заведующая (это к вопросу о профессионализме \\\"пишущей братии\\\"). Я не работаю в администрации, но Елену Владмировну знаю - по-моему нормальный и адекватный человек, а не \\\"чиновница\\\". Надо стараться быть объективными и по-возможности добрыми и справедливыми.ж