20:40, 28.05.2014 / ОБЩЕСТВО

Авторы литературного журнала «Юность» выступили перед студентами СыктГУ

Встреча со студентами института гуманитарных наук СыктГУ прошла в главном корпусе вуза. Для аудитории, большую часть которой составили историки и филологи, была подготовлена программа, состоящая из двух частей. Сначала редактор издания Валерий Дударев рассказал об истории журнала, периодически переходя на оценку состояния современной литературы, писатель Игорь Михайлов прочел один из своих рассказов, Лев Аннинский пояснил, как он стал автором «Юности». Вторая часть встречи была отведена лекции «патриарха русской словесности» на тему «Истина и правда», видеоверсия которой появится на сайте агентства БНК на следующей неделе в рамках проекта Experto Сredite.

KBV_6327.jpg

Фото Юрия Кабанцева

Со времени основания «Юности» - 10 июня 1955 года — в свет вышло 700 номеров журнала. Его аудиторию, по словам редактора, составляют люди разных возрастов: самому юному читателю на момент сбора данных было десять лет, самому пожилому — 91 год. Сохранение связи и преемственности между поколениями — именно то, к чему стремился первый редактор «Юности» Валентин Катаев.

- Редакция — это не масонская ложа, мы всегда открыты для общения с читателями и публикаций новых авторов, - сообщил Валерий Дударев, упомянув, что поездки по городам России и Европы, встречи с читателями — обычная практика для авторов журнала. - Только за апрель и май мы побывали в Петрозаводске, Иркутске, Тюмени, Тобольске, Белоруссии и Словении.

Такие поездки позволили главреду сделать вывод, что интерес читателей к настоящей литературе растет, а так называемых проектных авторов читают все меньше. Среди писателей, чье творчество Валерий Дударев относит к проектной литературе, были названы Борис Акунин, Людмила Улицкая и Дина Рубина (последние две с оговоркой: их ранние произведения написаны, по заключению Дударева, на совершенно другом уровне). Писатели же талантливые, у которых, по выражению Льва Аннинского, «по-другому повернут хрусталик», сейчас не востребованы: начинают они, как правило, с жанра очерка и рассказа, а издатели требуют от них романов. Возможность публиковаться остается благодаря существованию толстых литературных журналов.

KBV_6323.jpg

Критически оценивая творчество известных писателей, Дударев был гораздо более снисходителен к авторам из Коми.

- То, что я вчера услышал на мастер-классе, меня очень порадовало. У вас замечательные поэты и очень сильная поэзия, основы которой заложены в советские времена, то есть в ней чувствуется школа, - вспомнил редактор вчерашнюю встречу с молодыми поэтами республики.

В пятом номере «Юности» за 2014 год опубликованы произведения поэтов, прозаиков и публицистов из Коми. Возможно, до конца этого года в одном из номеров издания выйдет подборка лирики от молодых поэтов региона.

Пытаясь уложиться в отведенное время, при этом затронув как можно больше тем, актуальных для журнала и литературы вообще, Валерий Дударев напомнил аудитории о важности роли редактора в судьбе произведения. По его мнению, сейчас, когда каждый может написать что-то и мгновенно опубликовать это в интернете, редакторами пренебрегают, в то время как действительно талантливый редактор способен помочь писателю и его произведению состояться. В качестве примера Дударев привел историю создания Георгием Владимовым повести «Верный Руслан». Написанное в духе времени — середина 60-х годов - тенденциозное произведение в жанре «язвительной, но чересчур прозрачной сатиры на бериевца в собачьей шкуре» не пришлось по душе редактору «Нового мира» Александру Твардовскому. Переделанная по совету автора «Василия Тёркина» повесть получила иное звучание, правда, в таком виде напечатать ее удалось лишь в 1975 году - до этого не позволяла цензура.

- Сегодня есть писатели, которые продолжают традицию великой русской и советской литературы, которые не скатились к «проектам», - обнадежил аудиторию Валерий Дударев, готовясь представить «настоящего писателя» Игоря Михайлова.

Автора двух книг - «ЗАО Вражье» и «Письма из недалека» - на книжной выставке во Франкфурте-на-Майне уже успели окрестить «певцом малых городов России».

Университетская атмосфера особым образом повлияла на Игоря Михайлова, и он вместо того чтобы прочитать что-то про таракана, решил познакомить студентов с рассказом «Из Ярика», посвященным одному из самых красивых городов России Ярославлю.

Представлять Льва Аннинского редактор «Юности» начал издалека, заявив о том, что сегодня практически нет литературной критики, а та, что все-таки появляется, до читателя не доходит и чаще всего не годится для сравнения с острой и точной критикой XIX века в лице Писарева или Белинского. Но все же есть редкие исключения, которые надо беречь, и именно к ним относится Лев Аннинский.

KBV_6332.jpg

Взяв слово, Лев Аннинский рассказал о том, как он стал автором «Юности» и почему, будучи известным литературоведом, публикует в журнале заметки о театре.

- В период «оттепели» я интенсивно занимался кинематографом. Казалось тогда, кинематограф настолько универсален, быстр и силен в реакции, охватывает огромную аудиторию, что театр наверняка не выдержит конкуренции. Но все произошло наоборот. Кинематограф сейчас никак не может решить, что делать на те деньги, которые добывает на свое развитие, и уже нет такой аудитории, которая была в «проклятом XX веке» - когда кино оказалось единственным жанром, рассчитанным на массовую публику. И теперь вдруг снова возник театр, он ожил, и по всем концам огромной страны люди хотят говорить что-то друг другу непосредственно. Меня стали звать в театр, хотя никаким театральным критиком я не был. Я писал маленькие этюды о театре, но печатать их было негде: театральные журналы требуют давать оценку игре актеров, а я этого делать не хочу. Я хочу понять, что это за спектакль, почему он появился, что он в нас открывает и закрывает. И я придумал рубрику «Заметки нетеатрала». Валерий Дударев предложил издавать их в «Юности», и с тех пор уже второй год в каждом номере журнала появляются мои очерки, - поведал Лев Аннинский, добавив, что со временем к «Заметкам нетеатрала» добавились «Заметки неисторика», основанные на эпизодах из жизни автора.

После небольшого перерыва Лев Аннинский прочитал студентам Сыктывкарского университета лекцию на стыке филологии и истории: «Истина и правда».

- Как нам относиться к ХХ веку? Это что ж, так и оказался век благоденствия и мировой солидарности, век осуществившегося социализма, о котором мечтали в 19 веке, когда «призрак бродил по Европе», а в XX веке этот призрак реализовался. Такой век мы пережили? - задал ряд вопросов Лев Аннинский и пообещал ответить на них в лекции, видеозапись которой в ближайшее время можно будет увидеть на БНК.

2204

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • дохтор
    28 мая 2014 г., 21:08:10
    Ответить
    зачем вы их принесли из гостиницы
    пусть бы нормално похмелились
    а то смотреть страшно
  • Сыктывкар
    28 мая 2014 г., 21:16:15
    Ответить
    :)
    Наша литература очень даже секси !
  • С благодарностью
    29 мая 2014 г., 0:07:01
    Ответить
    Лев Александрович
    говорил об интересных и важных проблемах, особенно понравилось про память и понимание Великой Отечественной войны; жаль, не очень много времени ему досталось