Знаток «Что? Где? Когда?» Михаил Скипский: «Умные дети только до 18 лет принадлежат Сыктывкару»
Лига интеллектуальных игр Республики Коми завершила очередной сезон. Закрытие состоялось 23 мая в Центре культурных инициатив «Югор» и прошло в виде трехчасового интеллектуального марафона. Сначала почти 100 человек из 16 команд Сыктывкара поиграли в «Что? Где? Когда?» («ЧГК»), брейн-ринг и поразгадывали видео- и аудиоребусы. Гостем мероприятия стал знаток Михаил Скипский, известный как детский тренер по игре «ЧГК», член элитарного клуба и обладатель «Хрустальной совы» 2010 года.
Фото Кирилла Затрутина
Сложно назвать точную цифру, сколько вопросов из самых разных областей было задано в этот вечер. Ответы находились не на все, но большинство заданий питерского гостя сыктывкарские знатоки щелкали как орешки. Не обошлось без интриги. Первую игру - «ЧГК», в которой на вопросы отвечали знатоки не одного стола, а всех 16 – без особых проблем выиграла взрослая сборная «Новая дегенерация».
Команда примечательна тем, что в ее состав входят известные медиаперсоны города: Константин Бобров и Евгения Новоселова, а название придумано Алексеем Рогачевым, который является не только игроком, но и председателем Лиги интеллектуальных игр РК.
Зато вторая игра - брейн-ринг – завершилась совершенно неожиданной победой детской команды «Бобры». Правильный ответ об улыбающихся янки помог школьникам обыграть маститых соперников. Последние полчаса марафона участники провели, разгадывая ребусы. Первая их часть была оформлена достаточно привычно: глядя на три картинки, нужно было угадать слово. Вторая часть загадок заставила знатоков крепко напрячь слух: по аудиоотрывкам нужно было угадать мультфильм.
Корреспондент БНК попробовал сформировать некий собирательный образ сыктывкарского игрока в «ЧГК». Получилось следующее: это подросток, ученик старших классов, чаще мужского пола, который очень любит шоколад.
- У нас действительно большая часть играющих – это дети, школьники, реже – студенты. Работающей молодежи или совсем взрослых людей очень мало. Мне кажется, основная причина в том, что о нас мало кто знает за пределами школьных учреждений. Мы особо о своей лиге не рассказываем, население не информируем. Люди о нас не знают, соответственно, и не играют – прокомментировал Алексей Рогачев.
Гость мероприятия Михаил Скипский отметил хороший уровень развития детского движения «ЧГК»:
- Приятно видеть такое количество неплохих детских команд, были две взрослые команды достаточно приличного качества, у которых есть и азарт, и игровая кондиция. С другой стороны, очевидна проблема, которая характерна для всех небольших городов: умные дети только до 18 лет принадлежат Сыктывкару, а потом уезжают. Их ждут Москва, Санкт-Петербург, в худшем случае – Киров. Заметна и другая тенденция: Коми - регион большой, урбанизированность невысокая, явно происходит варение в собственном соку, - пояснил знаток корреспонденту БНК.
- Такой расклад по возрастному цензу – когда много играющих подростков и мало взрослых людей - характерен для всей страны?
- Нет. В Петербурге, например, школьных команд не так много. Ну, то есть, если их все вместе собрать – что не так-то и просто - их будет много. Но соотношение количества детских и взрослых команд все равно другое.
- Почему взрослые люди не играют?
- Интеллигентская прослойка тонка. И в городе, где население меньше 300 тысяч, это чувствуется особо сильно, наверное. А интеллектуальные игры широкому кругу людей не нужны в принципе. «Что? Где? Когда?» как ТВ-передача в первую очередь пользуется популярностью у интеллигенции. Классический работяга с завода, которому на смену выходить в шесть утра, вряд ли будет до ночи сидеть у экрана, чтобы разгадывать какие-то там вопросы, которые не имеют особой практической ценности.
В беседе Михаил Скипский признался, что его особо порадовала победа детской команды в брейн-ринге. Хотя отметил, что команда взрослых проиграла не столько соперникам, сколько самим себе. Разговор со знатоком касался не только темы «ЧГК».
- Есть мнение, что с появлением интернета дети стали меньше читать. Ты это в своей работе ощущаешь?
- Дети на самом деле читать меньше не стали. Медийный поток через сознание ребенка проходит колоссальный, но контент этого потока изменился. Если раньше важным считалось прочитать «Айвенго» и «Три мушкетера», то сейчас намного важнее чтение каких-то пабликов в соцсетях, публикаций в «Esquire», «GQ» и «Снобе». Конечно, взрослые люди уверены, что последующее поколение глупее и читает совершенную чушь. Но как сейчас популярны вампирские саги, во времена молодости моих родителей были популярны совершенно трешовые истории про советских милицейских. Это нормально, большинство ценностей диктуется модой. Дети читают много, во дворах играть в футбол, мне кажется, стали меньше. И пенять только на интернет здесь, наверное, неправильно.
- А сам что читаешь? Три последние книги художественные о чем были?
- Из художественной литературы в последнее время читал рассказы Захара Прилепина. Он, конечно, сейчас везде и всюду со своей этой «русскостью». Но пишет-то неплохо. Еще отличная книжка у Ильи Стогова - «Авторский путеводитель по Петербургу, которого больше нет». И у Карла Чапека рассказы. Хороший писатель, в текстах здорового юмора много.
- На странице в соцсети у тебя выложен трейлер к фильму «Географ глобус пропил»? Интересно стало, потому что сам географ? (Михаил Скипский окончил в 2001 году географический факультет, а затем аспирантуру Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге. По образованию – учитель географии и биологии – прим.)
- Да. Я вообще собираю всяческие фильмы и песни про географию и про учителей географии. Книга у Иванова – хороша. Причем писатель сам же в течение какого-то времени был школьным учителем, и поэтому интересно, как он свой человеческий опыт переносит на страницы романа. И фильм хороший получился. Мне кажется, каждый учитель смотрит фильм или книгу читает и сравнивает себя и свое школьное окружение с историей Служкина.
- Что самое сложное в профессии учителя?
- Профессия сложная, потому что не видишь результат своего труда. Да, есть оценки, аттестация, демонстрация вложенных тобой знаний. А проверить, хорошего ли ты воспитал человека, сразу нельзя. Только через 20 лет ты узнаешь, достиг ты своего результата или нет. Школа, на мой взгляд, институт прежде всего социальный, а не образовательный.
- В одном из своих интервью ты очень положительно отзывался о ЕГЭ…
- Сама идея отличная. Я в свое время сдавал экзамены выпускные, а затем вступительные. Сейчас экзамен один. И это удобно. Стресса в два раза меньше. Кроме того, сама идея того, что ты можешь свои документы отправить по максимуму в пять вузов по три специальности в каждом – крутая. Потому что выпускник может ориентироваться на результаты прошлых лет и реально оценивать, куда ему свои баллы имеет смысл отправлять, а куда не стоит в принципе. Особенно это удобно для талантливых детей из провинции. Вопрос в другом: в нашей стране регулярно происходит какая-нибудь ерунда, когда в кавказских регионах дети набирают по 100 баллов и так далее.
- У нас корреспондент несколько лет назад сдавал ЕГЭ. И пришел к выводу, что истерия вокруг тестов среди школьников слегка необоснованна…
- Ваш корреспондент наверняка взрослый умный человек, а не сопливый подросток, у которого от этого теста зависит будущее.
- Но ведь многие взрослые люди утверждают, что именно в школьные годы большинство из нас обладает наибольшим объемом информации из самых разных областей знания. Проще говоря – в школе мы знаем все обо всем…
- Да, это ж прописная истина, что самый умный человек – это выпускник школы, только что написавший выпускной экзамен. Каждый год 1 июня страна теряет катастрофическое количество умных голов. На мой взгляд, ЕГЭ – очень удобный инструмент. Кто считает, что тесты госэкзамена для идиотов, сам небольшого ума. Что же до истерии, то многие родители сами ее провоцируют. ЕГЭ резко сократил возможность родителей повлиять на учебное будущее ребенка. То есть учителю конфеты принести можно, но результаты теста от этого вряд ли изменятся. То же самое с вузом – взятку по идее дать можно, но механизм теперь на порядок сложнее, чем прежде. Вот родителям ничего другого и не остается, как психологически атаковать свое чадо. Есть еще один момент: все новое в России воспринимается с большой опаской и, как правило, всегда вызывает отторжение. У нас крайне консервативная страна. И хотя проект ЕГЭ уже скоро десятилетие отметит, все равно еще долго будут ругать.
- Помимо того, что преподаешь в школе, ты напрямую связан с системой дополнительного образования. В какой-то не столь далекий период в истории нашей страны вся эта цепочка кружков-студий-секций была сильно расшатана. Казалось, что вообще все держится на голом энтузиазме. Сейчас как?
- Я бы не сказал, что только на энтузиазме. Да, были проблемы с деньгами, иногда их было очень немного, иногда их задерживали, но эта история была во всей стране. Но есть такой момент: работа в любом государственном учреждении в России если не дает как-то заметно обогатиться, то хотя бы гарантирует стабильность. Вот это свойство было актуально всегда. К тому же я не уверен, что допобразование очень много потеряло после кризиса 90-х. Да, утрачено было многое, но так ли оно нам было нужно? Сократилось количество военно-патриотических кружков, все эти «Юные моряки» и прочие. Сейчас, кстати, это все на волне милитаризации в России возрождается. Еще сильно поуменьшилось кружков по моделированию. И, с одной стороны, это было здорово – техническое творчество, как ни крути. А с другой – это техническое творчество обращалось к моделям, устаревшим как минимум лет на 50, как наш автопром примерно отстает от запада. А вообще, если об энтузиазме. Без него никуда. Вся работа с детьми строится именно на энтузиазме.
Комментарии (11)
Не слышно мата, на газонах не паркуются , короче рай
Мы - учителя, всегда были и будем энтузиастами (к сожалению далеко не все).