«Серебряный голос России» Олег Погудин: «Легкий» жанр сегодня превратился в высокую культуру»
Вчера в Республиканской филармонии состоялся финальный концерт проекта «Палитра голосов России», реализованного при грантовой поддержке главы Республики Коми. Цикл концертов в январе этого года открыла солистка Государственного академического русского народного ансамбля имени Людмилы Зыкиной Ольга Чиркова, затем в Сыктывкаре выступили Евгения Смольянинова и Леонид Сметанников. Финальный концерт в рамках «Палитры голосов России» дал Олег Погудин, известный исполнитель романсов и обладатель неофициального звания «Серебряный голос России».
Выступление Олега Погудина прошло при анлшлаге. Фото Николая Антоновского
Концертный зал филармонии едва вместил всех желающих приобщиться к миру русского романса — заняты были даже приставные стулья, несмотря на довольно высокую — до двух тысяч рублей — цену на билеты. В зале были замечены министр развития промышленности и транспорта Коми Андрей Самоделкин и руководитель республиканского Следственного комитета Николай Басманов.
Заранее не было известно, с какой программой артист выступит в Сыктывкаре. Знакомый широкому зрителю благодаря передаче «Романтика романса», которую Олег Погудин вел в 2000-х годах, певец обладает широким репертуаром, в котором есть место не только классическому русскому романсу 19 века, но и военным песням, песням Александра Вертинского и Булата Окуджавы, ретро-песням на итальянском, французском, немецком и других языках.
Почти все первое отделение концерта было отдано романсному жанру. Для сыктывкарской публики Олег Погудин исполнил, пожалуй, самые известные и любимые русские романсы: «Утро туманное», «Отцвели уж давно хризантемы в саду», «В лунном сияньи», «Только раз бывает в жизни встреча», «Не уходи, побудь со мною» и др. Прозвучали и две народные песни: «То не ветер ветку клонит» и «Коробейники».
Зрительный зал встретил артиста, только вышедшего на сцену, несмолкающими аплодисментами. Восторг публики нарастал с каждой новой исполненной песней. Практически после каждого номера певцу вручали букет цветов, с одним из которых Олег Погудин станцевал непродолжительный вальсок. Вообще любая песня сопровождалась небольшой хореографической постановкой и превращалась таким образом в отдельный спектакль.
Второе отделение Олег Погудин назвал «путешествием по разным странам»: в него вошли песни на итальянском, французском, испанском и немецком языках. По мнению певца, трудностей перевода не должно было возникнуть, потому что слова этих песен просты и все они о любви. Особенно понятен был франкоязычный вариант цыганского романса «Две гитары», больше известного по припеву «Эх, раз да еще раз».
Как обычно бывает в Сыктывкаре, зрители, почувствовав, что действо движется к финалу, устремились на выход. Дослушивать концерт многим пришлось стоя вдоль стен. Также определенный дискомфорт и даже ответную реакцию артиста вызвали сигналы мобильных телефонов, зазвеневшие одновременно у нескольких зрителей во время акапельного исполнения песни. Олег Погудин, не прерываясь, погрозил провинившимся пальцем.
В целом, очень сдержанный, отрешенный от публики и несколько рафинированный — по подобию Вертинского — образ певца на сцене сильно отличался от того, что Олег Погудин представляет в жизни. На встречу к журналистам, состоявшуюся после концерта, заслуженный артист России вышел, сменив смокинг на обычные толстовку и джинсы. Комментируя потом свой образ, Олег Погудин отметил, что во всем важно соответствие ситуации.
Артист рассказал о том, как его имя стало звучать в сопровождении титула «Серебряный голоса России».
- Так меня назвали в одной из радиопрограмм в 94-м или 95-м году. И этот эпитет имел отношение к материалу, который я исполнял, - лирике Серебряного века. Меня это определение порадовало своей точностью — связанное с материалом, оно одновременно подчеркнуло качество голоса. Но это не пьедестал с медалями и не ювелирная лавка, а точное художественное совпадение. Если тебе дают такое прозвище, значит, тебя полюбили, потому что увидели тебя таким, какой ты есть или даже лучше.
Певец рассказал и о том, как формируется программа каждого концерта.
- Если это не монографический концерт — по Окуджаве или Вертинскому, например, то программа составляется прямо перед концертом. Настроение в зале зависит от многих причин, в том числе, и от разразившейся сегодня грозы. В мире и в Отечестве происходят события, на которые мы не можем не реагировать. Иногда мы меняем буквально одну песню в программе — и все сходится. Что касается материала, то я стараюсь выбирать то, что наиболее подходит мне. Нет задачи заниматься постоянным поиском и обновлением репертуара. Важно, чтобы тот огромный репертуар, который мы освоили, всегда был на наивысшем уровне.
Внешняя замкнутость артиста и отстраненность от реальности спровоцировали вопрос о том, как он относится к событиям, которые волнуют мир. Отвечая, Олег Погудин коснулся темы «Евровидения» и ситуации на Украине.
- Я не стараюсь избегать того, что происходит в мире, но и не погружаюсь в это максимально. Существо с бородой мне неинтересно, поскольку меня совершенно не интересует «Евровидение», я не считаю это мероприятие достойным уважения. Мнение по поводу «Евровидения», мнения участников «Евровидения» по поводу чего бы то ни было мне не важны вообще. Дело обстояло по-другому, когда в конкурсе участвовали «АВВА», Тото Кутуньо, Селин Дион, но те времена прошли, сейчас это непонятно что, и прежде всего по качеству музыки, музыкального материала. Одеться ведь можно как угодно. Откровенные фрики могут быть серьезными артистами. А здесь просто не о чем говорить.
Что касается Украины, то это просто открытая рана. Моя мама из Украины, эта земля мне знакома, я ее люблю. Точка невозврата уже пройдена после Одессы, и я не понимаю, что будет дальше. Меня очень угнетают сегодняшняя крайняя эгоистичность и зашоренность, способность легко возненавидеть человека. Сейчас же не самые страшные времена. И на Украине не самые страшные времена были при Януковиче — теперь гораздо ужаснее. Можно многое пережить и перенести, нельзя исправить одну вещь — смерть. В конечном итоге, нет украинца, русского, левого, правого - есть человек, которого ты можешь полюбить, и тогда тебе будет все равно, какой он национальности.
Времена и нравы также получили оценку Олега Погудина в рамках ответа на вопрос, касающийся возраста его зрителя.
- Я 27 лет на сцене, и все эти годы мне говорят, что моя публика преклонного возраста. Так сколько же она должна была прожить? Проблема здесь не в возрасте. Все эти песни, которые я исполняю и которые когда-то считались легким жанром, сейчас являются высокой культурой. И чтобы это любить надо обладать определенным интеллектуальным потенциалом.
Олег Погудин отметил и теплый прием, который ему устроили сыктывкарские поклонники. Впрочем, как он сам сказал ранее, жаловаться на публику ему и его инструментальной группе никогда не приходилось. Его одинаково хорошо принимают в России и за границей, где тоже много русских.
- И это горе, потому что в Европу, на Запад выплеснулось такое количество наших соотечественников, что приходится думать, а все ли в нашей стране нормально. Ведь государство всегда сильно людьми, а вовсе не полезными ископаемыми.
Как удалось узнать, музыкальные предпочтения певца не слишком отличаются от того, что он исполняет.
- Любимая музыка — это опера, симфоническая музыка, песни, подобные моим. Я могу по несколько часов подряд слушать Эдит Пиаф или Шарля Азнавура, люблю греческую песню, у меня огромная фонотека итальянцев, в основном, это классические певцы, - на этом «Серебряный голос России» завершил пресс-конференцию.
Комментарии (16)
Секрет молодости прост - Олег Погудин не женат ни разу в свои 45 лет.
Это не "вальсок", а замечательный и знаменитый вальс из кинофильма "Крёстный отец", сочинил его композитор Нино Рота. Продолжительность вальса была именно та, которая нужна, и вполне сравнима с продолжительностью некоторых песен, спетых Олегом. Также он исполнил главную тему из фильма "Крёстный отец" - Speak Softly Love, только на итальянском языке.
Незнакомство с хорошей музыкой (к тому же очень известной) и пренебрежительное отношение к ней свидетельствует лишь о музыкальном невежестве автора репортажа.