В Коми состоялась «Усть-Цилемская Горка»
Традиция водить горку, существующая почти пятьсот лет, вновь ожила на Народной поляне Усть-Цильмы в Петров день 12 июля. Правда, теперь уже с особым акцентом – в десятый раз народный праздник прошел в статусе республиканского. Старообрядческие гуляния, строившиеся изначально на многочисленных символах и обрядах, в XXI веке сильно изменились, не потеряв при этом красочности и образности. В этом убедились корреспонденты БНК.
Фото Юрия Кабанцева
«Усть-Цилемская Горка» образца 2013 года превратилась в целый ряд самых разных мероприятий, которые прошли на селе с 7 по 12 июля. Среди них были презентации сборников, литературно-музыкальные встречи, Межрегиональный фестиваль народной песни «Лейся, песня, над Печорой». В ночь с 11 на 12 июля жители и многочисленные гости отгуляли Петровщину. В сам Петров день готовились водить хороводы.
В жизни устьцилем обряд «Горка» считался одним из самых важных, так называемых «заветных праздников». Прежде, приуроченная к датам православного календаря, «Горка» начиналась с Николы вешнего (22 мая), продолжалась в Троицу, и в каждое воскресенье, если позволяла погода, затем на Иванов день (7 июля). Заканчивались горочные гулянья в день первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля). Сейчас «Горку» водят два раза в год: 7 и 12 июля. По мнению «горочников» - старожилов, это можно считать нарушением обряда, это, впрочем, не мешает устьцилемам относиться к «Горке» с большим уважением и даже трепетом.
После «Петровщины» 12 июля в первую половину дня на улицах немного народу. Просыпаются здесь в этот день поздно, а, проснувшись, готовятся к празднику. Подготовка к «Горке» дело не совсем простое. Казалось бы: всего-то надел костюм и пошел хороводы водить. Однако сам процесс облачения в костюм для устьцилем сродни ритуалу. Многослойный женский наряд состоит из рубахи-рукава, сарафана, фартука, коротеньки. Старинные сарафаны и рубахи шили из репса, их и сейчас можно увидеть на горочных гуляниях. Кроме того для костюма использовалась парча, вышитая золотой или серебряной нитью.
Особое внимание уделяется головному убору. Глядя, как покрыта голова устьцилемки, можно судить о ее семейном положении, о наличии детей. В финале «снаряжения» - украшения: брошь и цепи. Костюмы в семьях сродни реликвии, их хранят в сундуках, передают по наследству. Впрочем, на горке сегодня можно увидеть немало современных костюмов. Правда, сшить один праздничный женский костюм не дешевое удовольствие – полноценный наряд стоит от десяти тысяч рублей. С мужским костюмом все обстоит проще. Он состоит из рубахи-косоворотки и простых штанов.
Вторая составляющая «горочного» действа – песни, которые звучат на поляне. Издревле за их основу брались житейские истории, быт и обряды, которые окружали жителей Усть-Цильмы. Многие тексты сегодня на слух воспринимать проблематично, однако процесс упрощается тем, что почти каждая песня имеет инсценировку. Особо стоит отметить фигуры, по которым ходят участники «Горки».
«Столбы», «круг», «на две стороны», «на четыре стороны», «вожжа», «плетень», «плясовая» – семь ритуальных фигур словно заклинания, которые необходимы для особой магии. Посторонний этот блок сложных хороводов без подготовки не осилит. Поэтому, как правило, основную массу современных горочников составляют участники народных и фольклорных коллективов.
Объединяя усилия, творческие коллективы со всего района, составляют определенный сценарий и решают, как будут водить «Горку». Остальные подстраиваются в процесс. Впрочем, однозначно говорить о том, что непосвященных в хороводы не пускают, было бы ошибкой. Так, в этом году в красных рубахах на «Горке» щеголяли и бывший министр культуры Владимир Юрковский, и Антон Семенов из сыктывкарского автоклуба «Подорожник». Ни тот, ни другой особо не знали ни текстов, ни фигур.
- Вот если бы я знал, что можно тоже в хоровод, я бы с радостью принял участие, даже в костюм бы нарядился, - отметил в разговоре с местными жителями спикер Госсовета Игорь Ковзель, который наблюдал за «Горкой» в качестве зрителя.
Кроме того среди зрителей были глава Коми Вячеслав Гайзер, его заместитель Тамара Николаева, министр сельского хозяйства региона Сергей Чечеткин, представители министерств культуры и национальной политики.
Около девяти часов «Горка» завершилась. По традиции участники выстроились колонной и, затянув лирическую песню, покинули поляну. Многие из них направились домой переодеваться. На развлекательной программе «Русская горка», которая завершила праздничные гуляния, среди зрителей в костюмах были лишь единицы.
Тем временем все действо перенеслось на сцену, где ведущие уже объявляли о создании альбома фольклорных песен «Вышла Машенька плясать», получившего название по одноименной старинной песне.
По словам составителя диска, преподавателя Усть-Цилемской музыкальной школы Андрея Хозяинова, в песнях, вошедших в альбом, детально сохранены мелодии и слова песен, обработке подверглись только темп и стиль исполнения. Убедиться в этом могли гости праздника – несколько композиций прозвучали со сцены. Эффектности зрелищу добавили хореографические зарисовки, которыми сопровождалось выступление вокалистов.
Тематику фолка продолжила московская группа «После 11». Музыканты, которых на сцене было пятеро, признались что все имеют образование по специальности «Народное пение».
Особо это чувствовалось, когда группа представляла известные и не очень народные композиции в современной обработке. Кроме того публика могла услышать каверы на песни Владимира Высоцкого и авторские песни группы, которые по стилю можно отнести к поп-року. Публика музыкантов принимала тепло, многие танцевали.
Более жаркие танцы начались, когда на сцену вышел диджей Тарантино. Выступившего здесь в прошлом году артиста публика ждала с нетерпением и принимала, как родного.
Объявившие диджея ведущие, известные в Коми конферансье братья Баскова, признались, что Тарантино не только музыкой занимается, но еще и готовит неплохо. В частности, в день своего выступления артист приготовил весьма неплохой плов, который братьев очень впечатлил.
В финале двухчасового сета, во время которого диджей не останавливался ни на секунду, все время прыгая и танцуя около «вертушек», публике были предложены диски с треками Тарантино. Желающих заполучить диски оказалось множество. Праздник завершился около полуночи.
Комментарии (55)
R.I.P., Усть-Цилёмская Горка.
ни казаков не было,а были сильные предприимчивые новго-
родцы,освоившие север на котором кстати не было коми,а
были ненцы и проблемы.Но как видно и усть-цилема живут и
ненцы живут весьма неплохо,дружно и не ищут врагов среди
себе подобных,не стонут как некоторые привыкшие к барской
колоде с паревом
Конечно с каждым годом данное празднество становится всё более попсовым, в связи с добавлением дополнительных "шоу-программ". Но как здесь отметили, ритуалы сохраняются, горочные гуляния (песни,хороводы) не с режиссированы. А вот то, что Петровщина превращается в одну большую пьянку, поддерживаемую чиновниками - лично меня очень беспокоит!И это уже совсем не тот ритуал кашеварения, что был раньше. Вся надежда на само село, как на цельное духовное существо, которое за эти почти 500 лет впитало в себя энергию быта сельчан. Надеюсь оно не позволит опуститься усть-цилемской культуре до уровня современной цивилизации, и сохранит первозданную данность.
Гуличунь:
- а ещё там было Пермское море
за чем же дело встало?:)
подберем:)