Какие недочеты нашла КСП при переселении людей из аварийных домов в Сыктывкаре и Воркуте
Контрольно-счетная палата республики проверила, как два муниципалитета исполняли региональную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».
Республиканская программа была синхронизирована с региональным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», который был частью нацпроекта. Под расселение подпадали дома, признанные аварийными до 2017 года. Программа была разбита на этапы. Сыктывкар справился с расселением раньше срока — в 2023 году, Воркута не успела это сделать до конца 2024 года.
Сыктывкар
КСП изучала реализацию III этапа программы — этапа 2021 года. Как сообщает палата, проверка выявила несколько недочетов.
За 2023-2024 годы (по состоянию на 3 октября 2024-го) расходы администрации Сыктывкара на расселение непригодного для проживания жилфонда путем приобретения жилых помещений в строящихся домах, а также возмещения собственникам стоимости выкупаемого жилья составили 37,1 миллиона рублей, или 99,7% от запланированного объема.
По этапу 2021 года в городе были расселены 33 человека, площадь расселяемого жилья составила 555 квадратных метров. Еще три человека были переселены по этапу 2020 года (41 квадратный метр).
Как оказалось, в муниципалитете нет единого, общепризнанного подхода (в том числе у независимых оценщиков и судов) к определению рыночной стоимости выкупаемой недвижимости в аварийных домах, что существенно влияет на конечную сумму выплат.
Некоторые собственники не согласились с размером выкупной стоимости жилья, определенной независимыми оценщиками. В дальнейшем по решениям судов устанавливался иной размер возмещений — с увеличением от 10,3% до 108,1% (от 335,2 тысячи до 1,6 миллиона рублей).
В итоге избыточные расходы, связанные с наймом людьми временного жилья ввиду непригодности жилого помещения в аварийном доме и учтенные в выкупной стоимости, в проверяемом периоде составили 502,9 тысячи рублей.
По мнению КСП, для разрешения имеющихся противоречий в вопросах оценки аварийного жилья усматривается необходимость в четкой регламентации и определении составляющих рыночной цены выкупаемых объектов недвижимости, расположенных в аварийных домах.
Воркута
КСП изучала реализацию III и IV этапов программы — этапы 2021 и 2022 годов.
В 2023-2024 годы (по состоянию на 1 октября 2024-го) расходы администрации Воркуты на расселение аварийного жилья составили 31,4 миллиона рублей, или 54,2% от запланированной суммы.
Целевые показатели переселения людей из аварийного жилфонда по этапу 2021 года не были установлены. Фактически за 2023-2024 годы по данному этапу переселены 8 человек, площадь расселения составила 303 квадратных метра.
Плановое значение показателя результативности использования субсидии на реализацию IV этапа (этапа 2022 года) не достигнуто: ни один из запланированных 30 человек не был переселен. В числе основных причин — отказ жителей поселка Елецкий в получении жилых помещений в другом населенном пункте муниципалитета. В связи с этим возникла необходимость в строительстве нового многоквартирного в поселке. Не было участников аукциона на приобретение жилых помещений у застройщиков в Елецком.
Управление городского хозяйства администрации Воркуты при определении сумм возмещения не учитывало фактические обстоятельства изъятия жилых помещений у собственников. При этом сумма избыточных расходов в связи с завышением выкупной цены составила 369,8 тысячи рублей.
При организации двух закупок жилых помещений в новом доме управление неверно определило предмет контракта, не установило дополнительные требования к участникам аукциона, контракту и его исполнению при закупке работ по строительству объекта недвижимого имущества.
Сыктывкар и Воркута
В обоих муниципалитетах установлены случаи несоблюдения срока перечисления собственнику суммы возмещения за изымаемое жилье, что создавало риски неблагоприятных последствий для бюджета в виде выплаты неустойки (в случае ее взыскания собственником).
Комментарии (3)
Люди продолжают жить в этих домах, отлично понимаю, что стоит переехать в маневренный фонд, то уже квартиру не получишь никогда.
Давно пора в Администрации создать свой отдел капитального строительства и самой Администрации строить дома.
Но чиновничеству это не выгодно. С муниципального предприятия никаких откатов не взять.
Хотя, как показывает практика с АО Коми автотранс, есть работающие схемы по перекачке бюджетных денег в частный карман чиновника.