Итоги БНК: главные события в дорожной сфере Коми
Проблемные мосты, дорожные активы, знаменитая кисельная дорога и денежные перспективы — редакция БНК выбрала наиболее значимые события в дорожной отрасли республики в 2024 году.
Дорожный фонд
В 2024 году дорожный фонд республики несколько оскудел и составил около 8 миллиардов рублей (против 8,5 миллиарда годом ранее). И не все эти деньги пошли на улучшение состояния дорог — больше всего средств было направлено на содержание. Еще 1,5 миллиарда отдали по концессионному соглашению за построенные почти десять лет назад участки. В итоге на ремонт осталось только чуть более 3 миллиардов (а на строительство — ничего). За эти деньги удалось привести в нормативное состояние 106 километров дорог и улиц и починить два мостовых сооружения. Но требуется значительно больше, так как в регионе протяженность «хороших дорог» менее 40%. Во второй половине года, говоря о ремонтной кампании, чиновники всех уровней стали воодушевленно замечать, что в 2025 году дорожный фонд республики впервые превысит 10 миллиардов рублей, а в 2026-м — 11 миллиардов. Прогнозируется, что и темпы строительства увеличатся: за три года собираются отремонтировать 180 километров дорог регионального значения (а помимо них, есть еще федеральные, межмуниципальные и местные дороги, а также улицы в городах и поселениях).
Мост через Лемью
Этот мост — пример того, как может все затянуться и превратиться в историю со множеством составляющих. Капитальный ремонт сооружения начался в ноябре 2018-го, но на следующий год случился оползень, который вскрыл, что в этом месте «сложная геология», что проект какой-то подложный, что надо все пересчитывать, перепроектировать и начинать стройку заново. Спустя несколько лет работы возобновил тот же подрядчик — «Комистроймост», который снова не справился и с которым расторгли контракт. В судах одновременно рассматривалось несколько дел, решения по которым еще не приняты, кроме одного — разработчик проекта и «Комистроймост» обязаны выплатить заказчику более 40 миллионов рублей. Одновременно с этим «Управтодор Коми» требовал от подрядчика десятки миллионов переплаченного аванса, а другие компании — обанкротить «Комистроймост» из-за долгов. Только в конце года удалось найти нового исполнителя — достраивать мост будет московская компания, которая имела подряды по всей России. Ожидается, что мост будет готов до 1 сентября 2026 года, то есть спустя почти восемь лет после начала строительства.
Трудности с мостами
На встрече с журналистами и экс-глава Минстроя Андрей Чибисов, и руководитель Минфина Владимир Казаков говорили, что ситуация с мостами в республике не просто плохая, а чрезвычайная. Помимо того что большинство сооружений требует капитального ремонта, в регионе просто нет компаний, которые смогли бы подготовить качественные проекты и качественно же выполнить работы. Не хватает и денег. Как результат — остановились работы по реконструкции мостов через Лемью и через Вычегду в Корткеросском районе, моста через Лыжу в Усинском районе, не закончены ремонты мостов на трассы Сыктывкар — Ухта. При этом идут подготовительные работы к ремонту краснозатонского моста в Сыктывкаре, который растянется как минимум на полтора года (и многие заранее предполагают, что вовремя ничего не сделают). Фоном мелькает история о будущем строительстве моста через Печору на трассе Сыктывкар — Нарьян-Мар, стоимость которого уже превышает 40 миллиардов рублей (в цену входит и строительство подъездных путей).
Объединение мощностей
Власти придумали превратить «Коми дорожную компанию» в мощный конгломерат, который был бы под контролем правительства и который подмял бы под себя огромный кусок дорожного пирога. Ради этого из бюджета выделили деньги на выкуп акций «Коми дорожной компании» у частных владельцев и акций «Комидорресурса». Средства бюджетной инвестиции планировалось направить на покупку собственной техники, чтобы можно было отказаться от аренды и лишних трат. В планах было и объединение с компанией «Трударенда», которая фактически превратилась бы в некий филиал, потеряв юридическую самостоятельность. После возмущения работников решено было отказаться от этого — в итоге «Трударенда» станет муниципальным предприятием. Будущее «Коми дорожной компании» связывают не только с содержанием и ремонтом дорог, но и с проектной деятельностью — хотят создать подразделение по проектированию в том числе мостов.
Кисельная дорога
Осенью 2023 года соцсети облетели фотографии застрявшей техники на дороге под Усинском. В обиходе появился термин «кисельная дорога», а в планах правительства — засыпать песком и щебнем все переувлажненные участки грунтовых трасс. Самые проблемные места собирались даже заасфальтировать. Минстрой попросил на это 2,2 миллиарда рублей, но денег так и не получил. И осенью 2024 года ситуация повторилась — вся республика наблюдала, как техника вязнет на дороге Чикшино — Кожва. Правительство объявило, что дорогу все-таки отремонтируют, но не сейчас, и при условии, что поможет в этом федеральный бюджет. Требуется 3 миллиарда рублей и некоторое время (примерно несколько лет).
Кирилл Наумов
Комментарии (8)