Андрей Чибисов о создании регионального водоканала: «Государственные предприятия очень конкурентоспособные»
В республике намерены объединить в единую структуру системы водоканалов, находящиеся в муниципальной и частной собственности. Руководитель регионального Минстроя подробно рассказал о процедуре создания «Комиводоканала» и гарантиях для жителей муниципалитетов.
В эфире программы «Телезащитник» на телеканале «Юрган» заместитель председателя правительства Коми Андрей Чибисов ответил на вопросы, зачем нужен единый региональный водоканал, кто и как будет контролировать его работу, а также назвал имя кандидата на пост руководителя будущей организации.
– Гарантируется ли каким-то образом размер платы, чтобы жители Сыктывкара не вкладывались в модернизацию водоканалов в Воркуте и Инте?
– Мы рассматриваем в обязательном порядке расчет тарифов отдельно для каждого территориального подразделения. Будет создана филиальная сеть: отдельный Сыктывкарский филиал, отдельный филиал в Воркуте, отдельный филиал в Инте и в других городах, когда мы до них дойдем. Для каждого филиала будет рассчитан свой тариф, и финансово-хозяйственная деятельность филиала будет вестись обособленно. То есть те средства, которые сыктывкарцы соберут, могут быть израсходованы только в Сыктывкарском филиале. Не будет никакой пересортицы, перекрестного субсидирования одного тарифа другим.
Покрытие разрывов – это недопустимо в соответствии с действующим законодательством о водоснабжении и водоотведении. И наш Комитет Республики Коми по тарифам тарифицирует индивидуально каждое муниципальное образование. При этом ещё нужно иметь в виду, что республика большая, у нас пять тарифных зон. Тарифы на юге республики существенно отличаются от тарифов на севере республики. Среди действующих тарифов водоканала разница между южными и северными тарифами может достигать до семи раз. При этом правительство региона субсидирует разницу между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения. Поэтому на севере республики население не платит полный экономически обоснованный тариф, а платит лишь его небольшую часть – всё остальное субсидируется за счет средств республики.
– Кто из надзорных органов будет контролировать работу правительства, когда будет создан единый региональный водоканал?
– Работу правительства контролирует достаточно широкий спектр контролирующих органов. Это и Контрольно-счетная палата Республики Коми, и прокуратура. Если они выявляют какие-то нарушения, подключаются органы следствия. Также нас контролирует полномочный представитель президента России в СЗФО. Так что надзорных органов достаточно много, и перед всеми ними правительство регулярно отчитывается.
В случае если выявляются какие-то недоработки, то правительство их оперативно устраняет. Это касается в том числе и вновь создаваемых предприятий. Они также попадают под весь этот перечень надзорных органов, и это значительно более проверяемые предприятия, нежели предприятия, созданные индивидуально в муниципалитетах, потому что муниципальные предприятия значительно менее поднадзорны, чем деятельность правительства и правительственных компаний.
Мы отчет о своей деятельности регулярно представляем в Госсовете республики: рассматриваем на комитетах, на заседаниях Госсовета. Нас критикуют и депутаты, и Контрольно-счетная палата, и это очень здорово помогает в том, чтобы избегать ошибок и в текущей деятельности и в дальнейшем.
– С кем правительство будет согласовывать свои планы по деятельности единого регионального водоканала?
– Постольку деятельность единого водоканала будет обеспечиваться в том числе за счет государственных программ республики, то мы их согласуем на федеральном уровне. Это министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, федеральный фонд развития территорий, постольку поскольку они одобряют нам финансирование на эти мероприятия. Потом мы их включаем в государственные программы, а для этого мы должны их согласовать с прокуратурой. Далее мы должны провести общественные слушания. Ну, и в конце концов, мы все мероприятия по созданию единого водоканала согласуем с Госсоветом Коми, потому что и сами госпрограммы одобряются региональным парламентом, и отчет о реализации госпрограмм Госсовет ежегодно заслушивает.
– Существуют ли на уровне закона механизмы, которые не позволят вывести акции из региональной госсобственности в частные руки?
– Для того, чтобы передать акции из государственной собственности в частную, федеральным законом о приватизации определен порядок. Этот порядок достаточно сложный и вместе с тем абсолютно публичный. Если представить гипотетически, что правительство захочет передать акции водоканала в коммерческие организации или физлицам, то правительство должно выпустить распоряжение правительства, которое должно быть согласовано прокуратурой. После этого должны быть проведены общественные слушания. Они проводятся публично, не менее 30 календарных дней. После этого это решение должно быть одобрено Госсоветом, поскольку сделка является крупной, и одобрение Госсовета обязательно. То есть эта процедура, которую невозможно провести непублично, и очень большое количество органов надзора, как общественных деятелей, так и силового блока, имеют возможность в любой момент времени этот процесс остановить. Поэтому сделать как-то втихую, передать акции – невозможно. Ну и в планах действующего состава правительства таких планов, конечно, нет.
Мы считаем, что государственные предприятия должны развиваться и работать не менее эффективно, чем частные предприятия. И в сфере жилищно-коммунального хозяйства, где мы обязаны обеспечивать надежность и качество предоставления услуг, государственные предприятия очень конкурентоспособные. Ведь для чего создается коммерческое предприятие? У него только одна цель – извлечение прибыли. А государственное предприятие, помимо извлечения прибыли, может решать государственные задачи, например, развивать системы коммунального хозяйства. Поэтому мы очень активно идем в сторону государственного сектора коммунального хозяйства в республике.
– Какие требования будут предъявляться к кандидатам на пост руководителя единого республиканского водоканала?
– Такие же, как на должность руководителя любого крупного предприятия – это опыт руководящей работы не менее пяти лет, опыт работы в отрасли не менее 15 лет, отсутствие судимостей, отсутствие открытых на данный момент уголовных дел в адрес претендента на эту должность и соответствие профессиональным качествам.
– Будет ли делаться ставка на местные или на приезжие кадры, что войдет в KPI нового должностного лица?
– В KPI этого руководителя войдет ряд показателей работы водоканала, такие как безаварийность, качество предоставляемых услуг и экономическая эффективность работы предприятия. Пока на сегодня мы рассматриваем кандидатуру действующего руководителя Сыктывкарского водоканала Селиванова Андрея Сергеевича. Он профессионал очень высокого уровня, и к нему нет нареканий ни со стороны правоохранительных органов, ни со стороны трудового коллектива.
– Относительно Воркутинского водоканала: необходимо реконструировать Усинский водовод. Какова от этого польза жителям Сыктывкара, планируются ли какие-либо инвестпроекты, которые будут способствовать улучшению качества водоснабжения, водоотведения в столице Коми?
– Сыктывкар имеет большую программу развития. Инвестиционная программа водоканала на пять лет – чуть более одного миллиарда рублей. Мы планируем все эти мероприятия выполнить. Одно из мероприятий по развитию – строительство Краснозатонского канализационного коллектора, который позволит подключить к централизованной системе канализации жителей Красного Затона.
Также в планах строительство водовода, который соединит Эжвинский и Сыктывкарский водозаборы. Это позволит жителям Эжвы получать качественную воду из Сыктывкарского водозабора, мощность которого предполагает возможность водоснабжения Эжвинского района. С другой стороны, это существенно повысит надежность водоснабжения в том числе и Сыктывкара, потому что у нас на сегодняшний день один водозабор, и, если с ним что-то случится, будут перебои с водоснабжением. Даже когда проводятся ремонтные работы на Сыктывкарском водозаборе, нет возможности подавать воду с других источников. Эжвинский водозабор тоже имеет очень большой избыток мощности по водоснабжению. И когда мы соединим Эжвинский и Сыктывкарский водозаборы, то мы сможем из Эжвы реверсом подавать воду в Сыктывкар, и, соответственно, на время ремонтных работ на Сыктывкарском водозаборном узле жители города не будут оставаться без холодного водоснабжения.
Все остальные работы, которые мы предусматриваем, носят более локальный характер. Это замена ветхих и предаварийных сетей, как канализации, так и водоснабжения, и в первую очередь повышают надежность оказания услуг по водоснабжению.
Комментарии (43)
За счёт чего будет формироваться материальная база и уставный капитал этого республиканского водоканала? за счёт городских водоканалов? Ну ок, в Сыктывкаре он прибыльный, вот только он АО, каким образом Чибисов собрался отжимать его в госсобственность? Новое подразделение делать и душить общество будет? так ни специалистов, ни базы нет. А с ворктинским и интинским что, республика за них многомиллионные долги выплачивать будет? или по аресту всё скупят и всё, так там и базы никакой не осталось, и специалисты или уехали, или в Т-Плюс и управляйки разошлись. ПЛюс, как он решит вопрос Усинского водовода и качества воды в Инте?
А акции АО неплохо передаются, для этого и преобразовывали когда-то
Прокуратура помогите Республике от погибели.
В Сыке тарифы такие же как в столице, и на 30 процентов выше чем в Питере
По последнему вопросу в статье ответа нет, а почему?
"...и это значительно более проверяемые предприятия, нежели предприятия, созданные индивидуально в муниципалитетах, потому что муниципальные предприятия значительно менее поднадзорны, чем деятельность правительства и правительственных компаний".