«IT-регион»: как распознать кибермошенников
Ежегодно жертвами интернет- и телефонных мошенников становятся сотни жителей Коми, которые переводят неизвестным миллионы рублей. Эксперт отдела безопасности Отделения Банка России по Коми Алексей Басенко рассказал БНК о популярных у киберпреступников схемах обмана и способах защиты от них.
Одна из распространенных мошеннических схем — обращение к жителям республики от имени регулятора (Банк России, Центробанк, ЦБ), чтобы получить персональную информацию или банковские данные. Используя в схеме упоминание регулятора, мошенники стараются усыпить бдительность потенциальной жертвы.
Письмо из «банка»
Совсем недавно Банк России выявил новый сценарий обмана — приглашение на «личный прием в Центробанк». Человек получает на электронный адрес письмо, в котором к нему обращаются по имени и отчеству. В письме — приглашение на личный прием с указанием времени и настоящего адреса Отделения Банка России в регионе, где он проживает. Письмо отправляется якобы с домена «cbr.ru» с использованием инструментов подмены адреса. После этого мошенники связываются с получателем и под разными предлогами выманивают персональные данные банковской карты или уговаривают перевести деньги.
Как реагировать
Эксперт советует: если вы не записывались на прием в Банк России, но получили подобное приглашение, не реагируйте на него и удалите сообщение.
Звонок из «банка»
Мошенники могут позвонить по телефону, представляясь сотрудником Банка России. Сначала они сообщают о сомнительных операциях, якобы совершаемых по счету или карте, после направляют в мессенджер или на электронную почту поддельное удостоверение сотрудника Банка России с логотипом и печатью. Такие документы могут содержать фамилии реальных работников — эти сведения злоумышленники могут брать с сайта регулятора. Высылая фальшивое удостоверение, они надеются убедить человека в правдоподобности своих недобросовестных действий, чтобы в дальнейшем лишить его денег или оформить на него кредит.
В другой схеме фигурирует якобы «специальный» счет в Центробанке. Злоумышленники звонят человеку с сообщением о том, что неизвестные лица пытаются похитить деньги с его счета и для сохранности средства нужно перевести на «безопасный» счет в ЦБ. На самом деле счет, реквизиты которого называют злоумышленники, принадлежит им. Иногда, чтобы войти в доверие к человеку, звонящие могут даже напоминать о правилах безопасности — например, рекомендовать никогда не раскрывать финансовые данные.
Как реагировать
Эксперт советует: если вы поняли, что вам звонит телефонный мошенник, надо немедленно прервать разговор.
Как действуют мошенники
Основной инструмент мошенников — применение методов социальной инженерии. Они оказывают психологическое воздействие на человека таким образом, чтобы он раскрыл личные или финансовые данные, перевел им деньги или даже взял кредит для последующей передачи средств в чужие руки. Аферисты могут неоднократно звонить жертве, в том числе используя технологию подмены телефонных номеров. Их цель — вывести человека из состояния равновесия и отключить у него критическое мышление. Для этого мошенники могут запугивать, торопить и оказывать давление или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. Как правило, пострадавший осознает, что стал жертвой мошенников спустя время — через несколько часов или на следующий день, когда отменить перевод невозможно, а злоумышленники уже вывели деньги.
— Мошенники постоянно меняют сценарии, изобретают новые схемы. Поэтому жителям республики важно помнить, о том, что Банк России по своей инициативе не направляет гражданам письма, не приглашает на личный прием, не звонит, не запрашивают персональные и банковские сведения, не предлагают совершить какие-либо операции со счетом, не направляют никому копии каких-либо документов и не рассылает сообщения, — рассказал Алексей Басенко.
Эксперт добавил, что кем бы ни представлялся звонящий — сотрудником банка, прокураторы, полиции, работником Центробанка — никогда и никому не следует сообщать личные данные, а также номер своей банковской карты, трехзначный код с оборотной стороны карты или смс-код. Также никогда не надо вводить эти данные на сайтах, на которые совершен переход по ссылке из письма или смс, а еще лучше вообще не переходить на сайты по ссылкам из подозрительных писем.
— Во всех случаях, вызывающих подозрение, самостоятельно позвоните в банк по номеру, который указан на его сайте или написан на оборотной стороне карты. Следуйте этим простым правилам, и ваши деньги будут в безопасности, — заключил Алексей Басенко.
Как банки противодействуют мошенникам
Недавно Госдума приняла закон о дополнительной защите граждан от финансовых мошенников. Клиенты банков смогут вернуть переведенные мошенникам деньги в случае, если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России. Банки должны будут вернуть деньги в течение 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего. Закон вступит в силу через год после официального опубликования. За это время все стороны информационного обмена усовершенствуют свои автоматизированные системы и бизнес-процессы. Базу данных «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента» формирует Банк России. Сведения из базы направляются во все банки.
Кроме того, закон предусматривает двухдневный период охлаждения, в течение которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счет. О сомнительной операции он уведомит клиента. За это время человек, находящийся под влиянием злоумышленников, сможет одуматься и не подтверждать перевод.
Опубликовано при финансовой поддержке министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми.
Комментарии (1)