Что делать, если взломан аккаунт на Госуслугах
За неправомерный доступ к охраняемой информации с ее уничтожением, блокированием, изменением или копированием наказывают по уголовной статье. Но мошенники не перестают охотится на персональные данные россиян.
В редакцию БНК обратился житель Сыктывкара: ему поступил звонок якобы от сотрудника Госуслуг. «Специалист» рассказал, что на имя гражданина пришло персональное письмо, его хотят переслать на почту — обычную или электронную, но для этого нужен код из отправленного смс. Сыктывкарец передал эти данные, но в итоге лишился доступа к учетной записи на Госуслугах, так как его аккаунт взломали.
Чтобы вернуть доступ и защитить свои персональные данные, мужчина обратился в МФЦ. Там пароль заменили на новый, но злоумышленники уже сумели получить доступ к персональным данным. Сыктывкарец обратился в полицию и предупреждает других, чтобы те не верили подобным звонкам от «Госуслуг».
В Коми подобные случай не первый. Как сообщили на запрос БНК в региональном МВД, в 2022 году в полиции возбуждены 306 дела, а в 2023-м — 173 по статье 272 Уголовного кодекса. Она предусматривает ответственность как раз за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию или копирование данных.
— Если аккаунт человека на Госуслугах взломан, значит, безопасность его персональных данных под угрозой. О взломе необходимо сообщить в полицию либо на горячую линию портала «Госуслуги», и передать всю известную информацию: время взлома и чужие контактные данные, указанные в профиле, — отмечают в МВД по Коми.
На самих Госуслугах есть инструкция на случай взлома. Главное — максимально быстро восстановить доступ к учетной записи, сказано на портале. После этого можно подать заявление в МВД.
Алгоритм действий
Первый шаг — восстановить доступ к учетной записи. Быстрее всего это получится сделать онлайн через банк, если данные паспорта на Госуслугах совпадают с данными в банке. Для этого необходимо перейти на сайт или в приложение банка-партнера, повторить процесс регистрации. Банк сверит личность по данным паспорта и других документов, а новый пароль для входа на Госуслуги придет по указанному в банке номеру телефона.
Если данные не совпадают, восстановить доступ можно в центре обслуживания, то есть в МФЦ при наличии паспорта и СНИЛС. Документы предъявляются сотруднику центра с просьбой восстановить пароль от Госуслуг. Специалист проверит их, спросит актуальный телефон или адрес электронной почты и пришлет одноразовый пароль. Для лучшей защиты учетной записи рекомендуют подключить вход по СМС, когда при каждом входе на портал на телефон будет приходить одноразовый код подтверждения.
Второй шаг — в разделе «Безопасность» личного кабинета перейти на вкладку «Действия в системе». Если учетная запись использовалась на Госуслугах, обратитесь в службу поддержки. Если на стороннем ресурсе — в службу поддержки данного ресурса. Эти действия также можно проверить при нахождении в МФЦ.
Третий шаг — подать заявление в МВД.
С помощью учетной записи на Госуслугах злоумышленник может войти в Личный кабинет налогоплательщика. Как прокомментировали агентству в УФНС по Коми, имея доступ к, мошенник увидит персональные данные, например, по имуществу и банковские счета, но не пароли к последним. Есть риск, что преступник выведет переплату, если она имеется.
Также с Госуслугами открывается доступ к ресурсам Социального фонда России. За вопрос БНК в отделении по Коми сообщили, что при использовании большинства электронных услуг СФР требуются дополнительные сведения, которые может знать только владелец аккаунта. Поэтому подача заявления на какую-либо выплату лицом, не являющиеся владельцем аккаунта, маловероятна. Тем не менее, если аккаунт был взломан, гражданину советуют обратиться в клиентскую службу СФР и уточнить, не было ли каких-либо запросов в фонд от его имени и при необходимости аннулировать их.
БНК
Комментарии (8)
В Басманный суд подавать?
В противном случае код из SMS им просто бесполезен!!!
2. У меня аккаунт был с максимальной защитой - взломали с помощью данных, которые я давал 20 лет назад в ВТБ24.
3. Самое худшее, что могут сделать - взять на вас кредит в микрофинансовой организации или не крупном банке с низкой социальной ответственностью.
4. Первый шаг - это полное удаление учётной записи с обращением на Госуслуги по бесплатной "горячей линии" - 8(800) ......
5. Второй шаг - официальное, с получением Талона обращения. ЗАЯВЛЕНИЕ В МВД!
6. Третий шаг - создание в МФЦ новой учётной записи, желательно, с новым телефонным номером.
Пока Вы будете восстанавливать пароль к старой "взломанной" учётной записи, мошенники успеют сделать всё, что запланировали. Восстановив запись, Вы не будете подозревать о том, что с неё делали, поскольку все записи в Разделе "Заявления" легко удаляются теми же мошенниками!!!
А он есть.