«Сыщики земли Зырянской»: операция «Младенец» и экстрасенсорные способности генерала Пилипенко
Агентство БНК совместно с автором книги «Сыщики земли Зырянской» Анатолием Соловьевым представляет истории ветеранов и действующих сотрудников МВД по Коми о самых резонансных преступлениях в регионе. Сегодня вниманию читателей предлагаем главы из готовящейся к выходу второй книги про «Сыщиков».
В начале 80-х годов в отделение уголовного розыска ОВД Сыктывкара пришли два молодых лейтенанта милиции: Владимир Силаев и Вячеслав Пилипенко, которые впоследствии дослужились до звания генерала. Сегодня истории о том, как начиналась служба в этом подразделении у молодого лейтенанта милиции Пилипенко.
Вячеслав Пилипенко - инспектор уголовного розыска ОВД города Сыктывкара
Саван из газеты
Жарким июльским днем 1980 года следственно-оперативная группа ОВД Сыктывкара была срочно отправлена в лесной массив за железнодорожным вокзалом: там был обнаружен труп новорожденного ребенка.
На месте происшествия было установлено, что гулявшую по лесу семейную пару заинтересовало поведение их собаки, которая стала рыться под одним из кустов недалеко от тропинки. Молодой человек попытался отозвать пса, но тот продолжал упорно копаться в земле. Мужчина подошел в собаке и увидел, что в земле находится газетный сверток, который собака пытается вытащить из грунта. Заинтересовавшись, молодой человек ботинком попытался развернуть газету, она порвалась, и на свет появилась крохотная детская ножка! Владелец собаки разорвал сверток и увидел, что в газете находится тельце маленького человека...
В ходе смотра был обнаружен труп новорожденного ребенка, завернутого в три номера газеты «Красное знамя». Тогда газета выходила на большом формате и была размером с маленькую простыню. Сверток был обмотан бечевкой. На одном из номеров было замечено число 14. По всей вероятности, на почте указали номер квартиры, куда газету приносили по подписке. Это была небольшая, но зацепка.
Версия за версией
Судебно-медицинская экспертиза показала, что ребенок родился здоровым, но умер от асфиксии — его задушили сразу после рождения: об этом свидетельствовала неумело перерезанная пуповина. Прокуратура возбудила уголовное дело по статье «Убийство матерью новорожденного ребенка». Дело было взято на особый контроль. Оперативное сопровождение было возложено на группу «А» уголовного розыска ОВД Сыктывкара, возглавлял которую Анатолий Пелипчук, а персонально занимался раскрытием преступления молодой опер Вячеслав Пилипенко, год назад прибывший в столичный угрозыск после окончания Минской школы милиции.
Первая версия была романтическая: убийство совершено женой или знакомой военнослужащего, который в ближайшее время должен вернуться со службы в армии. Вторая была более прозаичная: преступление совершила женщина, не состоящая на учете в женской консультации. Предполагалось, что проживала дама в доме или квартире под номером 14.
Пилипенко завел оперативное дело с кодовым названием «Младенец», по которому дважды в день докладывал о проделанной работе начальнику уголовного розыска Ивану Бихерту, а тот в свою очередь — начальнику ГОВД Евгению Желтову: дело было на особом контроле.
1980 год, начальник отделения уголовного розыска ОВД Сыктывкара Иван Бихерт
За короткое время проверили более двухсот молодых женщин, а в городском военкомате получили списки тех парней, которые ближайшей осенью уходили на «дембель». Таких оказалось порядка ста человек, пришлось проверять всех их знакомых и подруг.
Особый почерк
Вячеслав Пилипенко обошел практически все городские отделения почты. В каждом из них он показывал почтальонам обрывок газеты с написанным номером 14. Конечно, это было не слово, по которому можно было узнать автора по почерку, но крохотная надежда у опера была. Цифра 4 была выведена так, что напоминала стул, а единица имела длинный «нос». Вскоре сыщик сузил круг поиска, решив, что убийцу нужно искать в домах, которые находятся недалеко от вокзала. Работа с почтальонами дала результат: он нашел человека, который узнал свой почерк. Тот разносил газеты по домам в квартале деревянных домов вокруг улицы Орджоникидзе. Круг поиска сузился.
Для поисков были привлечены оперативные источники, от которых Пилипенко получал необходимую информацию. Ему сообщили, что на улице Орджоникидзе в одном из домов в квартире № 14, куда поступает газета «Красное знамя», проживает некая Нина Голубева (фамилия изменена), которая ждет парня из армии. Но главное — она была беременна, но ребенка никто не видел.
Пилипенко дал своему информатору задание поближе познакомиться с Голубевой. Через три дня тот является с вестью о том, что факт рождения ребенка подтвердился. Ну, а дальше, как говорится, дело техники. Вызванная в кабинет молодая женщина после короткой беседы, поняв, что оперативнику все известно, написала явку с повинной. Как сыщик и предполагал, после родов в своей квартире Голубева в отчаянии решила избавиться от новорожденного. Она задушила мальчика, тело упаковала, обернув его газетами, а потом в сумке ночью унесла в лес за вокзал. Она закопала сына недалеко от дороги в районе спортивной базы «Динамо».
Молодому оперу Вячеславу Пилипенко за успешное завершение дела приказом министра внутренних дел Коми АССР Владимира Юсакова была объявлена благодарность.
Сыщик-экстрасенс
Утренняя планерка летом 1981 года запомнилась молодому сыщику Вячеславу Пилипенко предсказанием блестящей карьеры.
«Будешь работать в том же духе – далеко пойдешь. Может, и до генерала дослужишься», - сказал ему начальник уголовного розыска ОВД столицы Коми Иван Бихерт, объявляя благодарность и пожимая руку.
И добавил, уже обращаясь к остальным:
«Сутки лучшие опера работали с задержанным Москаленко, результата - ноль. А молоденький лейтенант расколол урку за час – это уметь надо!»
Предупрежден и вооружен
Накануне Вячеслав Пилипенко заступил на дежурство в составе следственно-оперативной группы.
«Лейтенант, в КПЗ сейчас находится Григорий Москаленко, его ночью задержал наряд ППС с мешком вещей. С ним до утра работали наши ребята – бесполезно, не колется. Известно, что задержанный неоднократно судим за кражи, но доказательств нет, пострадавших пока тоже нет. Нашел, говорит, мешок в подъезде. Поговори с ним по душам, может, тебе повезет», - сказал сыщику дежурный по отделу Иван Сажин, глядя в бумаги.
И ведь как в воду смотрел!
Уже в своем кабинете Пилипенко раскрывает паспорт, читает справку об освобождении и видит знакомые названия: оказывается, Москаленко – его земляк. Тот родился в селе Колодянское Воронежской области, а это в нескольких километрах от села Подгоренское, откуда родом Пилипенко. Год рождения тот же, что и у сыщика, так что вполне возможно, что у них есть общие знакомые, а это уже интересно. И у него возникает шальная мысль: стать на время экстрасенсом!
По методу Кашпировского
Опер звонит дежурному и вскоре в кабинет вводят мужчину, который явно не собирается что-то признавать или сознаваться. Он спокойно усаживается на стул и нарочито не смотрит на милиционера. А тот встает из-за стола, обходит стул с сидящим на нем жуликом и начинает говорить загадочным голосом:
«Я только что вернулся из Москвы, из академии МВД СССР. Нам читал лекции сам Кашпировский, теперь с помощью его методики я могу слышать твои мысли, узнать все, что ты скрываешь».
«Мент, меня на понт не возьмешь!» - ехидно отвечает Москаленко, подняв голову.
Помните сцену в «Место встречи изменить нельзя», когда Глеб Жеглов расколол преступника, держа в руках папку с якобы материалами на жулика? Нечто подобное случилось и в нашей истории. Только вместо папки был другой предмет. Пилипенко неожиданно взял графин, поднял его на уровень глаз и внимательно вгляделся в него.
«Начальник, ты с глубокого похмелья что ли? Со мной эти фокусы не прокатят!» - отреагировал задержанный.
На что сыщик, глядя прямо в глаза Москаленко, огорошил: «Ну, рассказывай, откуда ты?»
«Я из Светлогорского района, деревня Михайловка!» - выпалил тот.
Опер прервал его на полуслове. Подняв руку, он подошел к сидящему и положил руку ему на голову. Снова посмотрел на графин, а потом на удивленного Москаленко.
«А вот и неправда! Родился ты в другом районе и в другом селе — Колоденском», – выдал Вячеслав Григорьевич.
Психическая атака
Задержанный побелел, как мел, и привстал с места.
«Я даже знаю, кто у тебя участковым был. И на каком мотоцикле он тебя возил в отделение и за что брал», - продолжил Пилипенко.
Дальше рассказывает, по какой статье привлекался Москаленко, добавляя подробности о том, что участковый картавил и в нарушение формы одежды носил летом не туфли, а сандалии.
Тут у Москаленко от удивления и челюсть отвисла. Он не догадывался, что его документы у офицера в столе, ну а про звезду телевидения Анатолия Кашпировского тогда вообще ходили легенды. Как тут было не поверить, что перед ним не простой лейтенант, а человек со сверхспособностями, который читает мысли!
«Товарищ начальник, так вы можете проследить мои мыканья по всему Советскому Союзу?» - спросил Москаленко тихим голосом.
Смекнув, что жулик обескуражен, Пилипенко закрепляет успех: «Не все и не сразу, а как ты будешь вспоминать, так я все и увижу. Про Сыктывкар-то мне кое-что известно, но ты сейчас все сам покажешь. Мозг - он как открытая книга для экстрасенса, нужно только время. Но я даю тебе шанс: пишешь явку с повинной по всем твоим подвигам и это тебе зачтется. Получишь минимальный срок, а я похлопочу».
Через три часа на столе у лейтенанта Пилипенко лежала явка с повинной, в которой рецидивист Москаленко признался в совершении десяти краж только в Сыктывкаре и еще в восьми в других городах Советского Союза. Может, их было и больше, но сложилось так, как сложилось. Настаивать Пилипенко не стал, боясь перегнуть палку.
Предсказание сбылось
Уже потом, рассказывая товарищам о «своем методе», Пилипенко раскрыл секрет своего «видения». Оказалось, он проходил стажировку в своих родных местах, причем наставником у него как раз и был участковый Александр Журавлев, который не произносил букву «р».
Слова Ивана Бихерта, который без всяких экстрасенсов предсказал будущее молодого коллеги, и в самом деле оказались вещими.
2003 год, Вячеслав Пилипенко - генерал-майор полиции ФСКН (Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков).
После окончания высшей школы милиции МВД СССР Вячеслав Пилипенко служил на Сахалине, в 2002 году ему было присвоено звание генерал-майора налоговой полиции, затем он работал в органах по контролю за оборотом наркотиков.
С 2005 года по настоящее время он работает помощником министра здравоохранения России.
***
Предыдущие истории «сыщиков»:
Милицейская операция на городском кладбище
Как в Инте обезвредили банду фальшивомонетчиков
Из жизни начальника уголовного розыска
Версия подполковника Масленникова
Шестое чувство капитана Зотова
Комментарии (9)