Экономия или риски: в чем плюсы и минусы перехода на централизованную закупку лекарств в Коми
Минздрав региона предлагает сделать из ГУПа «Государственные аптеки Республики Коми» основного поставщика лекарств и медикаментов в лечебные учреждения. Прогнозируется, что это решит проблемы с лекарственным обеспечением льготников и сэкономит бюджетные деньги, но, с другой стороны, может сделать закупочные процедуры непрозрачными. Плюсы и минусы перехода на новую систему — в обзоре БНК.
От идеи к законопроекту
Государственное унитарное предприятие «Государственные аптеки Республики Коми» собирались сделать единым оператором по централизованной закупке медикаментов и обеспечению льготников лекарствами уже давно — как минимум три года назад эта тема начала обсуждаться. Но тогда ГУП испытывал финансовые трудности, и из бюджета выделялись деньги на его спасение. Сейчас «ГАРК», заявляют в Минздраве, имеет стабильное положение, 2018 год закончил с прибылью в 4 млн рублей. Поэтому министерство вернулось к обсуждению этого вопроса. На заседании президиума Государственного совета Коми 3 сентября 2019 года министр здравоохранения Дмитрий Березин рассказал об этом депутатам, а на рабочем совещании в комитете по социальной политике 9 октября представил проект закона, который наделит «ГАРК» новыми полномочиями. В феврале этот законопроект был размещен на портале общественного обсуждения проектов нормативных актов, а сейчас идет оценка регулирующего воздействия.
Зачем нужно все менять
Сейчас закупками лекарств и медицинских изделий занимаются и Минздрав, и сами лечебные учреждения, и ГУП «Госаптеки». Но в силу закона о госзакупках (44-фз) иногда не удается вовремя обеспечивать людей лекарствами.
— Несмотря на организационные мероприятия, ускорение закупок, у нас все равно остаются отложенные рецепты. Пусть это небольшой объем — 70 по федеральным льготникам и 150 по региональным, — тем не менее эти проблемы остаются. Хотя мы сделали управление по закупкам и увеличили штат в полтора раза, вопросы остаются. Хоть сто человек посади, от закупочных процедур, федерального законодательства и установленных сроков не уйти, — рассказал министр Дмитрий Березин в октябре.
На встрече с членами Общественной палаты Коми 26 февраля он добавил, проблемы с закупками не связаны с безалаберностью специалистов или с несвоевременностью проведения торгов. В Коми признаются несостоявшимися 20-25% аукционов. Как правило, это происходит из-за того, что поставщики неохотно берут подряды на поставку недорогих медикаментов — по действующему порядку расчета минимальной цены заказчик должен отталкиваться от самой низкой стоимости.
Кроме того, повысились риски возникновения невостребованных товарных запасов. Если раньше с поставщиком расплачивались только после того, как выдали лекарство (которое могло пролежать на складе несколько лет и заменялось на новое при истечении срока годности), то теперь дистрибьюторам платят сразу. Минздрав предполагает, что при такой схеме появятся невостребованные лекарства. Например, на 2020 год закупили медикаменты для инфарктников, но потом поменялась схема лечения, и пациентам стали прописывать лекарства, которые лучше предыдущих. Остатки закупленных партий никуда не деть.
Министерство также указывает на отсутствие полноценного контроля за закупками, которые делают сами лечебные учреждения. Иногда закупочные цены на одни и те же препараты в разных больницах отличаются в разы.
Какие цели преследует Минздрав
По словам Дмитрия Березина, переход к единому поставщику повысит эффективность лекарственного обеспечения за счет сокращения организационных и временных затрат. В ведомстве отмечают, что будут созданы единая система контроля по обеспечению населения лекарствами, единая система перераспределения невостребованных лекарств между медицинскими организациями.
— Если препарат по каким-то причинам не идет по льготе, ГУП сможет всегда пустить его в свободную рыночную продажу. Потому что препараты, которые будет закупать ГУП, будут его собственностью, и он может ими свободно распоряжаться, — добавил министр.
Как все будет работать
По проекту, ГУП «ГАРК» станет единственным уполномоченным поставщиком, который будет оказывать услуги по закупке, приемке, хранению, учету, отпуску и доставке лекарственных препаратов и медицинских изделий. При этом планирование по закупкам остается за Минздравом.
Предполагается, что ГУП за счет своих средств будет закупать лекарства, хранить их и доставлять в медицинские учреждения по той цене, по которой их купил. За свои услуги «ГАРК» будет дополнительно получать 15%.
В Минздраве считают, что «Госаптеки» централизуют не все закупки, а только 70%.
Когда это заработает
Закупки на 2020 год уже начались, они проводятся по старой схеме. Но лечебным учреждениям в конце прошлого года рекомендовали объявить закупки по некоторым позициям только на первую половину 2020 года — вполне возможно, со второй половины этим уже централизовано займется «ГАРК». Полноценно на новую систему хотят перейти в 2021 году. До этого момента, помимо принятия закона, надо утвердить множество других нормативных актов, а также перестроить работу самого предприятия.
Как готовится к новой роли «ГАРК»
По словам заместителя генерального директора по коммерческой деятельности ГУПа Ольги Меньшовой, предприятие расширит складские площади в Сыктывкаре, откроет склад в Ухте. В этом году было куплено пять автомобилей, в следующем приобретут еще шесть. На конец 2019 года сеть ГУПа состояла из 53 аптек и аптечных пунктов. На встрече в Общественной палате 26 февраля в презентации к докладу министра была представлена информация, что у ГУПа есть 41 подразделение.
В чем плюсы
Как предполагается, «ГАРК» будет закупать лекарства не только по 44-фз, но и по упрощенной схеме, которую предполагает 223-фз — то есть быстрые закупки по установленной цене у единственного поставщика. Таким образом, если срочно потребуются небольшое количество определенного лекарства, то ГУП сможет его оперативно приобрести и поставить, не отменяя аукцион на большую партию и не дожидаясь окончания всех процедур.
В пояснительной записке к законопроекту перечисляется 10 плюсов от внедрения новой системы. Например, заявляется, что повысится доступность лекарственного обеспечения населения за счет развития существующих и восстановления закрытых пунктов продаж товаров аптечного ассортимента. Прогнозируется, что лекарства будут доставляться в медорганизации более оперативно, в том числе в те, которые находятся в отдаленных и труднодоступных местностях. Улучшится снабжение на амбулаторном этапе, повысится эффективность управления запасами.
Главная цель — существенная экономии денег (за счет увеличения оборотов, закупок больших партий и получения более низких закупочных цен). Надеются и на скидки от производителей.
Позиция прокуратуры
Надзорный орган, изучив проект закона, пришел к выводу, что республика может перейти на такую схему работы — законодательных ограничений нет. Даже есть судебная практика по этому поводу — Верховный суд России признал за регионами право определять единого поставщика лекарств (по такому пути пошли в Архангельской и Нижегородской областях). Однако начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Коми Константин Ковалев указал, что сфера закупок очень подвержена коррупции.
— Действующее положение ГУП «ГАРК» — это все закупки по 223-фз. Есть пункты, которые позволяют закупать все, что угодно, без каких-либо конкурентных процедур. Соответственно, что за этим стоит, мы все прекрасно понимаем, — сказал он.
Прокурор добавил, что идея стоящая, но предметно оценивать ее можно будет только тогда, когда будет представлен весь пакет документов — новое положение, постановления, приказы.
Позиция Коми УФАС
Руководитель управления федеральной антимонопольной службы по Коми Наталия Гуревская отрицательно отнеслась к законопроекту Минздрава, так как он не соответствует закону о конкуренции.
— Если 44-фз жестко зарегламентирован, все действия прописаны, предельно открыт, максимально прозрачен, то 223-фз — это фактически закона нет. По 223-фз все закупки отдаются на откуп заказчику. Где 223-фз, там неподконтрольное расходование бюджетных средств. Я не услышала от представителей Минздрава конкретных целей принятия закона. Я вижу одну цель — уход от конкурентных закупок, — сказала она. — Но ничего не изобретено лучше и эффективнее, чем открытые и прозрачные процедуры закупок.
Что будут делать дальше
Работа над законопроектом продолжается. Он прошел общественное обсуждение на портале проектов нормативных актов. Вместе с ним был представлен проект нового порядка организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в Коми — так как раз прописана новая схема работы. Кроме того, для полноценного рассмотрения законопроекта необходимо представить финансово-экономическое обоснование, а также подготовить новую редакцию положения ГУПа о закупках.
На встрече с членами Общественной палаты Коми 26 февраля Дмитрий Березин сказал, что закон потенциально может негативно повлиять на некоторые вещи, в том числе на конкуренцию. Поэтому сейчас идет оценка регулирующего воздействия — от участников рынка хотят услышать все мнения, после чего принять окончательное решение.
Когда будет представлен итоговый вариант законопроекта в Госсовет, неизвестно.
Игорь Соколов
Комментарии (30)
Финансирование закупок лекарственных препаратов из бюджета с реально двойным для граждан налогообложением - это вершина экономической и юридической мысли.
На возражение о том, что ГУП будет платить, гуп будет покупать уже по завышенной цене и продавать с наценкой 15% которую нам (ИФНС) будет отображать как убыток, ибо купит 6 машин, склады в Ухте и Сыктывкаре....) в общем схема ясна!
Как можно будет продать то, что не будут выписывать врачи?