14:00, 15.10.2010

Николай Цхадая: «Главное - не останавливаться»

«Я вот этого не люблю – об итогах говорить. Вы бы еще об этапах жизненного пути спросили! Мне еще рано, у меня еще все впереди. Потому как вуз развивающийся, а я - мудреющий. В 60 лет еще рано итоги подводить», - начать интервью с Николаем Цхадая банальным «юбилейным» вопросом не получилось. Он не любит вопросов, отвечая на которые, приходится загонять себя в рамки. Кажется, он вообще не терпит, когда кто-то или что-то пытается его ограничить, сравнить, классифицировать. В 60 лет жизнь только начинается – для ректора Ухтинского государственного технического университета это не красивые слова, а реальность. И уж если кому-то невтерпеж поставить знак препинания в конце рассказа о нем, то пусть будет многоточие... БНКоми представляет интервью с Николаем Цхадая, которое подготовили наши ухтинские коллеги из газеты «Ухта».

 

SIZ_8561.JPG

Николай Цхадая не желает подводить итоги. Фото Олега Сизоненко

 

- Николай Денисович, не за горами ваш юбилей, и раз уж об итогах вы говорить не хотите, тогда давайте о перспективах. Вы не раз называли Ухтинский университет «амбициозным» - что вы имели в виду?

- Университет амбициозен так же, как и его руководитель. В хорошем смысле этого слова. Мы все прекрасно понимаем, что такое образование — это знания, умения и навыки, это функции, которые мы в нашем университете осуществляем. Для меня очень важно, и для университета в целом, чтобы здесь получали хорошие профессиональные знания, чтобы эти знания получили поддержку на производстве. И, безусловно, навыки, которые мы здесь даем, должны быть применены на производстве. Мы во многом отличаемся от больших высших учебных заведений. Ухта — город со стотысячным населением. И значение университета не просто пропорционально удельному весу. Надо учитывать значение нефтегазовой доминанты, культурную разреженность севера, наконец, нашу геополитическую миссию. Любые западные городишки, в которых я бывал, с численностью еще меньше, чем у нас, имеют высокоразвитые образовательные инфраструктуры, именно благодаря амбициям. Но амбиции должны быть конструктивными. Это не только связь с производством. Должен быть комплексный подход в развитии личности — помимо того, что мы даем профессиональное образование, мы должны прививать студентам навыки культуры, любовь к спорту, нравственные и духовные постулаты. То, что во времена Советского Союза называлось воспитательной функцией вуза и что мы в 1990-е годы потеряли, мы сейчас потихонечку восстанавливаем. Главное в этом деле – ни в коем случае не останавливаться. Если только остановишься и начнешь довольствоваться тем, чего достиг, считай этот день днем своих похорон.

- Ухта и УГТУ – насколько они связаны друг с другом?

- Университет и Ухта — это органичное целое. Университет — это восемь с половиной тысяч студентов, помножим на мам и пап— 24 тысячи, плюс бабушки-дедушки. Поэтому мы и прописываем в концепции развития нашего университетского комплекса задачу создания университетского города. Думаю, есть все основания. Количество наших студентов, сотрудников и преподавателей вместе с ожидаемым объединением с колледжами составит все 15 тысяч.

Во времена Советского Союза Ухта была единственным городом в стране, который на сто тысяч населения имел федеральный вуз. И это неспроста. Ухта – это бывшее место ссылки политзаключенных, практически вся элита интеллигенции была здесь: Войвож, Троицко-Печорск, Водный (впоследствии, правда, все они уехали в Санкт-Петербург, так как сюда больше питерских ссылали). Поэтому была создана благодатная почва для того, чтобы повышать интеллект и образование — это была потребность того времени. То, что все это нашло воплощение в нашем городе, — святое дело, об этом надо говорить с придыханием. Это было очень трудно. Как раз мы осваивали Тимано-Печорскую провинцию, и это стало основанием для того, чтобы именно здесь вести подготовку кадров. Город наш и наш университет, я считаю, - это уникальное явление.

- Вы возглавляете университет 13 лет. Как, по-вашему, влияет личность ректора на развитие вуза?

- Каков поп, таков приход. А если серьезно, то для меня университет – святое место. У меня одна запись в трудовой книжке, я здесь рос, здесь воспитывался, смотрел и постигал жизнь. Я всегда стремился к совершенству, повышая свой и университетский образовательный уровень в том числе. Моя роль как ректора — привести наш университет к исследовательскому статусу. Если мы не будем умело сочетать научные проблемы с передовыми производственными задачами и не будем на шаг опережать производство, то кого мы здесь будем готовить?! Но это порой очень сложно. Чтобы нам создать в университете все условия, нужно добиться понимания руководителей предприятий, на которые пойдут работать наши выпускники. К счастью, мы его находим. И это тоже задача ректора.

- Какое качество характера позволяет вам добиваться поставленных целей?

- Наверное, в большей степени, умение находить компромисс. Плохо это или хорошо, но я никогда не иду на сделку с совестью. Был такой Юрий Алексеевич Спиридонов, а для меня и есть на всю мою жизнь, который любил говорить об этом и который никогда не поступался своими принципами. Правоту свою надо отстаивать всегда, во всем. А если идти на компромисс, то только ради того, чтобы твоя правда восторжествовала.

- А на чем строятся ваши отношения с педагогическим коллективом?

- Я думаю, на взаимопонимании. Существуют нормы, есть государственный образовательный стандарт, квалификационные требования — это все, что касается обязательной формы. Но есть и чисто человеческий подход. Мы же в педагогическом коллективе работаем, поэтому в первооснове взаимопонимание, взаимоуважение и умение выслушать своего оппонента. Если ты не прав, то надо уметь и извиниться. Это очень важно, и это не каждый может сделать.

- Как-то вы сказали, что УГТУ «идет в школу». Что стоит за этими словами?

- Самая большая проблема и у нас, и, думаю, во всей стране - демография. И если раньше наш университет не испытывал дефицита абитуриентов, то сейчас он очевиден. Если мы не будем заявлять о себе, абитуриенты уедут в Москву, Санкт-Петербург, другие города. Они считают, что там гораздо престижнее. Поэтому нам необходимо показывать плюсы, которые есть в университете: наши специальности, научные школы, и спорт, и культуру, и интеллектуальные клубы — есть масса всего. Наша цель сейчас — вовлекать в эти мероприятия школьников. Поэтому мы идем в школу, мы будем наших ведущих преподавателей отправлять на факультативы в школу — на ту же физику, химию, математику, с которыми, как говорят, сейчас проблема. И хотя поступившие в этом году абитуриенты гораздо качественнее по итогам сдачи ЕГЭ, чем в прошлые годы, дефицит абитуриентской базы серьезно ощущается.

- А школа «Росток»?

- Она полностью наша, она в федеральной структуре. Университет и школа «Росток» - это единое целое. Есть вертикаль власти, так и мы подобную выстраиваем — это университетский комплекс: школа «Росток», технический лицей, колледж, который у нас уже существует, и университет. Вертикаль выстроена, к этому еще крылья прирастут — лесной техникум, горно-нефтяной и ПЛ-30 — и все это образовательное пространство будет систематизировано и приведено в порядок. Зачем нам это? Сегодня конъюнктура рынка меняется мгновенно, и средне-профессиональным образовательным учреждениям легче под нее подстраиваться, и нам легче готовить специалистов сначала в среднем, а потом и в высшем звене.

- Как вы относитесь к рейтингам вузов?

 

SIZ_8584.JPG

 

- В этом деле кто ближе к «кормушке», тот и выше. Когда мы проходим лицензирование, аккредитацию, приезжают комиссии и выборочно, в каждой группе проводят тестирование. И мы неплохо выглядим по результатам. Я к рейтингам не то чтобы иронично отношусь — конечно, к этому надо стремиться. Говорят же: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», поэтому и мы о себе заявляем четко и серьезно: наш вуз — лучший в России. Как и наш город.

- Вы действительно так считаете?

- Город наш становится лучше, и это совершенно очевидно. Пришли люди, неравнодушные к своему городу. Чем больше мы будем отходить от «варягов», тем больше будет результат. Чтобы что-то изменить в городе, его надо любить. Конечно, нужны средства, а для этого нужны добросовестные налогоплательщики. Поэтому наша основная миссия — привлечь сюда на производство как можно больше новых компаний, чтобы налогооблагаемая база была больше. Тогда и средств больше будет на внутренние дела. Развитие университета этому в большой степени способствует. Мы сейчас создаем малые предприятия, которые в перспективе позволят создать сто, а то и двести рабочих мест. А город у нас молодой, перспективный, и то, что у руководства сейчас стоят люди, которые видят эту перспективу, говорит о том, что будущее у города есть.

- Студенты УГТУ участвуют в разработке проектов восстановления детского парка. Когда оно начнется, наконец?

- Мы уже несколько проектов сделали, но принимать решения — приоритет Олега Казарцева. Мы будем все вместе собираться, смотреть наши проекты, пора их уже воплощать. Проекты совершенно разные. Просто необходимо выбрать тематику, наложить проект на парк, который есть, и принять решение.

Вообще старая часть города — уникальная. Архитектура — просто божественная! Почему нам не сделать ее прогулочной? Бью уже во все колокола. Тут же парковая зона, тут вся «проходочка» - идите, гуляйте с детьми. Сделать тут ряд кафешек, магазинов, площадок игровых — и все, вот тебе Старая Ухта, как Старый Арбат. А если бы мы еще «забабахали» от Памятного знака набережную на сваях вдоль реки — это вообще сказка была бы! Вот к чему надо стремиться.

- Вы переизбраны на пост председателя республиканского совета ректоров. Какие задачи стоят перед этой структурой?

- Очень серьезные. Сейчас разрабатывается стратегия развития образования в Республике Коми, и мы непосредственные участники этой работы. Часть этой концепции — как раз создание университетского комплекса в городе Ухте. Географически и геополитически город выглядит таким образом, что здесь компактно расположены средне-профессиональные образовательные учреждения и вуз. Я уже не говорю о школах. Мы должны создать здесь некий образовательный центр, а потом уже можно говорить о наукограде, о студенческом городке и так далее.

- Вы не хотите как яркий представитель республиканской элиты пойти в политику, стать депутатом, поработать на благо города и республики?

- До недавнего времени моим глубоким убеждением было оставаться вне политики. На мне как ректоре лежит огромная ответственность за осуществление всех наших амбициозных планов: развитие университетского комплекса, придание УГТУ статуса исследовательского вуза, повышение престижа учебного заведения. Но когда видишь, как в депутаты рвутся люди, у которых на первом месте стоят интересы личные, а не Ухты и ее жителей, то становится очень обидно за свой город, который я очень люблю. И я как гражданин и патриот не исключаю такой возможности. Если это будет необходимо городу и республике, что ж, я готов поработать в составе депутатского корпуса.

- А как поживает Цхадая-ученый? Есть ли какие-то планы?

- Мы сейчас, помимо того, что у нас уже есть учебно-опытный нефтяной промысел, где мы испытываем различные технологические новинки, - подписали договор с «ЛУКОЙЛом» о выделении нам опытного участка на нефтяных шахтах в Яреге. Первая стадия этого эксперимента уже началась. У нас есть целая школа по высоковязким нефтям, и здесь мы просматриваем перспективу разработки высоковязких нефтей. Эта тема очень актуальна. Легкой-то нефти остается все меньше. Вот как извлечь тяжелую, какая существует методика — над этим мы и работаем. Это тема долгая и интересная.

- Вы не чувствуете дефицита внимания к университету?

- Наш университет достоин большего внимания, безусловно, и то, что происходит у нас, это является примером и на российском уровне. Посмотрите на нашу баскетбольную команду, которая играет в Высшей лиге класса «А», - это уровень российский и международный. Посмотрите на наш ансамбль «United Bit», в котором 380 человек, от мала до велика, которые являются и чемпионами Европы, и неоднократными чемпионами России и были лауреатами на Кубке мира в Лос-Анджелесе. Об этом надо говорить, это и есть достояние республики.

- То есть имидж для вас не пустой звук?

- Я стараюсь этому уделять самое большое внимание. Без этого не выжить, об этом надо говорить, свои успехи надо показывать.

- Университет гремит на всю республику своими спортивными достижениями, а вы сами спорт любите?

- Я обожаю спорт. Я люблю баскетбол и занимаюсь им, я люблю футбол, настольный теннис, люблю хоккей. У себя в университете мы развиваем 29 видов спорта. Пусть мне назовут хоть один другой такой же вуз!

- Как вы проводите свободное время?

- Я всегда активно отдыхаю: и баскетбол, и теннис, и плавание, и с внуками балуюсь. Иногда, когда только приезжаешь куда-нибудь на отдых, охота отдохнуть два-три дня — полежать, подышать свежим воздухом. А потом опять все в динамике, опять «закручиваюсь». Покой нам только снится.

- А рыбачить и охотиться любите?

- Знаете, не привили мне любовь к рыбалке и к охоте. Многие люди прямо с ума сходят, с четверга удочки в машину закинут и едут на рыбалку. А мне не привили это желание. В стройотрядах иногда увлекался, в Нарьян-Маре том же, в Ижме... Кстати, ижемскую полосу посадочную мы строили! Когда там Ил 154-й приземлился, должны были про нас вспомнить (смеется), но об этом не упомянули.

- Кого вы ждете на свой юбилей?

- Друзей.

- А о каком подарке мечтаете?

- Самый лучший подарок для меня — увидеть моих друзей. Больше меня ничего не волнует. Это действительно так, и для меня это действительно важно. Чтобы все друг друга увидели, вспомнили прошлое и то, что нас объединяет. И мне не важно абсолютно, кто какой подарок мне подарит...

Беседовал Алексей Шестаков

 

2033

Комментарии (32)

Добавить комментарий
  • знакомый
    15 окт. 2010 г., 14:20:39
    Ответить
    Действительно толковый батька!
    Человек с большой буквы!
    С Днем Рождения, Николай Денисович!
    • 134
      15 окт. 2010 г., 14:50:17
      Ответить
      С днем рождения, Николай Денисович!
  • Бывшие Ухтинцы - студенты.
    15 окт. 2010 г., 15:34:58
    Ответить
    Пздравляем!!!
    С Юбилеем Вас, Дорогой наш и любимый, Николай Денисович.
    Так держать! ВЫ ЛУЧШИЙ!
  • Степан Разин
    15 окт. 2010 г., 16:08:37
    Ответить
    Денисыч
    с праздником Вас!
    приду поздравлю обязательно!
  • Марик
    15 окт. 2010 г., 17:09:50
    Ответить
    Николай Денисович-хороший дядька!Помогал.
    С ДР!
  • П.Зеликин
    15 окт. 2010 г., 17:25:45
    Ответить
    Николай Денисович!
    От всей души огромный привет и самые сердечные поздравления!
  • Г. Тимошенко - выпускник УГТУ 1999
    15 окт. 2010 г., 17:59:42
    Ответить
    Николай Денисович,от всей души поздравляю Вас с юбилеем. Желаю, чтобы все Ваши идеи всегда воплощались в жизнь! Крепкого Вам здоровья!
  • Андрей Б.
    15 окт. 2010 г., 18:25:43
    Ответить
    Рад за УИИ, что Вы им руководите и развиваете. Преемственность хозяйствования так редка сегодня. Прошло 18 лет как закончил институт, а с теплотой вспоминаю ВУЗ, который сделал из меня грамотного спеца. С юбилеем Вас.
  • Ухтинец
    15 окт. 2010 г., 18:44:53
    Ответить
    Может пробивной Цхадая сдвинет с мертвой точки реконструкцию детского парка. Пока Казарцев разродиться - дети состарятся. Просто стыдно за наши власти, за эту убогость в старой части Ухты. Все лучшее - чиновникам!
    • Малыш
      15 окт. 2010 г., 19:59:20
      Ответить
      Да, подарите детям Детский Парк!
    • вава
      18 окт. 2010 г., 16:26:04
      Ответить
      да ,да
      ..только тогда Детский парк станет частным...и Цха будет там сл своими детьми гулять, а тебя холоп там не будет..
  • Лондон Петр.
    15 окт. 2010 г., 19:23:30
    Ответить
    Зомбирует,Гад-Кашпировский отдыхает.
  • metro
    15 окт. 2010 г., 23:28:09
    Ответить
    "У меня одна запись в трудовой книжке"
    А до этих 13 лет на месте ректора он чем занимался? Как-то запутали...
    • С.А.
      16 окт. 2010 г., 0:54:04
      Ответить
      Он всю жизнь в УИИ - УГТУ: студент, председатель студенческого профкома, командир зонального студенческого отряда, преподаватель ...
    • Студентка
      17 окт. 2010 г., 20:10:47
      Ответить
      А до этого прошел путь от лаборанта, ассистента, старшего преподавателя кафедры, доцента в УГТУ, до проректора по международной деятельности и потом ректора универа)
  • metro
    15 окт. 2010 г., 23:52:01
    Ответить
    А, вот: строил посадочную полосу, на которой "Ил-154 приземлился". Какой еще Ил? :)

    Насчет Старого Арбата - это уже явный перебор. А если детский парк приведут в нормальное состояние, действительно будем очень благодарны (только не верится что-то)! Еще бы студенты в этом парке пиво не распивали на лавках...
    • Усинка
      17 окт. 2010 г., 12:27:00
      Ответить
      Не цепляйтесь к ошибкам, всем понятно о каком самолете идет речь. А вот прочитав статью, очень захотелось в Ухту, действительно родной город. Закончила УИИ в 1980, по распределению уезжала (было же такое время),потом вернулась в республику. Есть старые мои фото в возрасте 5-6 лет в детском парке и есть фото уже моих детей в этом же парке. Для них это было самое лучшее место на земле. Не было ни одного приезда в Ухту без посещения парка. Мои родители лично были знакомы с Н.Д.при разных обстоятельствах, возможно и он их помнит. Время меняет людей как в худшую, так и в лучшую сторону. Поэтому хочется пожелать Н.Д.успехов и удачи в его грандиозных планах. Возможно мои дети будут жить в Ухте, а внуки учиться УТГУ. Ухта это город куда тянет всегда.
  • Л.Сметанина
    16 окт. 2010 г., 1:23:19
    Ответить
    Благодарность
    Несколько лет посчастливелось поработать в команде с Николаем Денисовичем и это самые лучшие годы в моей жизни. Очень добрый и отзывчивый человек, никогда не останавливается на достигнутом. За 13 лет руководства ВУЗом, сделал очень много: это и прекрасно отремонтированные корпуса, новый спотивный комплекс, своя оздоровительная база для студентов и преподавательского состава...да всего и не перечислить! Замечательный руководитель! От всей души желаю крепкого здоровья, оно не помешает для воплощения в жизнь поставленных задач.
  • tender brenson
    16 окт. 2010 г., 20:52:04
    Ответить
    Тут как-то все восхваляют Николая Дионьевича... Вроде как человек с большой буквы, мечтают даже ручку ему пожать да в щёчку ч**кнуть, а ведь поговаривают, что этот ректор от "бога", Рассохина того... Кокнул!!! В прямом смысле между прочим!
    • ухтинец
      17 окт. 2010 г., 6:06:14
      Ответить
      грязное враньё
      Язык бы тебе оторвать подонок.
    • угу
      17 окт. 2010 г., 7:55:55
      Ответить
      еще
      После его командования стройотрядом Гигант, комиссар лишил себя жизни.
  • tender brenson
    17 окт. 2010 г., 14:09:31
    Ответить
    язкодралу
    ухтинцу :)))

    А вам ухтинец откуда известно? :) Я вот например, читал в очень даже авторитетном издании :) А вы поди у Н.Д.Ц. спросили?
    • Сергей Емельянов
      17 окт. 2010 г., 14:17:37
      Ответить
      Мерзкое, гразное вранье
      В каком таком "авторитетном издании" ты читал? Мерзость ты. Согласен с Ухтинцем. Оторвать бы тебе язык и засунуть в твою 5 точку.
  • tender brenson
    17 окт. 2010 г., 15:36:40
    Ответить
    емеле
    многоуважаемые прихвостни! Я ведь вас не оскарб**л :) и даже вашего кумира, за которого вы готовы по лицу получить… Вы ведь вроде как интеллигенция (ну или хотя бы мечтаете ею казаться), а такие эмоциональные посты себе позволяете :))) Как Вам не совестно?! Ая-яй-яй... Более, чем убеждён, что Н.Д.Ц. даже читать эту ветку не станет, потому как человек он не глупый и каждое мерзкое лобзание с ВАШЕЙ стороны давно ему уже обрыгло.
    • Емельянов
      17 окт. 2010 г., 22:30:20
      Ответить
      Бог вам судья, тендер)
      "И Вам не хворать"))
      • И все же,
        17 окт. 2010 г., 22:32:29
        Ответить
        Я бы почитал этакое "АВТОРИТЕТНОЕ ИЗДАНИЕ"))
        Интеллигенции это полезно.;))
        Х))
  • горожанка
    17 окт. 2010 г., 19:20:03
    Ответить
    НИколай Денисович ВЫ СУУУУУУПЕР!! С Ю Б И Л Е Е М !!! СЧАСТЬЯ И ЗДОРОВЬЯ!
  • федерация футбола
    17 окт. 2010 г., 21:19:54
    Ответить
    респект и уважуха .с днем варенья НДС.
  • лесник
    19 окт. 2010 г., 16:52:35
    Ответить
    поздравление
    От всей заплёванной души униженных , оскорблённых , сокращённых и уволенных , но не сломленных и не порабощённых коллег из Лесного колледжа , желаем Вам здравствовать и далее и не забывать , что "ЗЛО творимое ТОБОЙ , тебе стократно обернётся !"
  • лесные братья
    20 окт. 2010 г., 11:44:35
    Ответить
    с юбилеем
    С особым умилением прочли про "прекрасно отремонтированные корпуса". Это какие по алфавиту? А, Б, а может "Г"? Вот так и Сам, снаружи мрамор, а внутри сплошное Г...
    • ЛАС
      20 окт. 2010 г., 20:44:36
      Ответить
      лесным братьям
      Ну зря вы так. Конечно он как умный человек в полемику с вами не вступит, но я всё таки в его защиту отвечу.Давайте будем честными и отдавать отчет своим высказываниям. Согласитесь ведь всетаки благодаря его пробивному характеру и его упортству и настойчивости даннный ВУЗ на сегодня сохранил свой статус единственного высшего учебного заведения в нашем городе федерального уровня и поднялся на ступень выше (институт-университет). И если бы ему не вставляли палки в колеса и не подрезали крылья, то он бы давно из УГТУ сделал конфетку. А не доволные своим правителем всегда найдутся. Он конечно тоже не идеал, но всё же он лучший руководитель. А в том, что у сотрудников УГТУ небольшая зарплата - не его вина. Бюджетные работники всегда были низкооплачиваемые, разница лишь в том, что раньше туда люди шли по призванию, а не за рублём, поэтому и выпускники были намного сильнее и грамотнее нынешних. Но это беда не только ВУЗов, какие поступают такие и выпускаются.
  • реалист
    20 окт. 2010 г., 16:41:26
    Ответить
    базар
    да не парьтесь вы особо, Цех и читать этот базар не будет, если только какой холуек не стуканет. Клал он с прибором и на правых и на левых, у него ВСЕ есть. Нырнет в депутаты и ВСЕ ЭТО не только сохранит, но и преумножит. Кроме совести, конечно.