Главный балетмейстер театра оперы и балета Коми Наталья Терентьева: «С этой труппой я могу идти и в огонь, и в воду»
Театр оперы и балета Республики Коми накануне очередного театрального сезона представил публике нового главного балетмейстера. К этим обязанностям приступила уже знакомая с балетной труппой с 2012 года Наталья Терентьева. Вместе с ней в театр пришли и новые артисты, почти на треть обновился балетный состав. Завершив за месяц более 60 вводов, Наталья Терентьева вывезла труппу на гастроли в Киров. О том, как встретила кировская публика балет из Коми и как рождаются новые звезды балета, Наталья Терентьева рассказала в интервью БНК после возвращения из Кирова.
- Балетная труппа недавно вернулась с гастролей из Кирова. Как прошли гастроли? Как вас принимала публика?
- Перед началом сезона нам удалось обновить и увеличить состав балетной труппы. Всего поменялась почти треть труппы, и у нас получилось очень много вводов в спектакли. Пришлось не только восстанавливать хореографию, но и готовить костюмы. Всего у нас получилось 64 ввода, все это было сделано за месяц. В Киров мы поехали с уже готовыми спектаклями. Утренним спектаклем для детей танцевали балет Карена Хачатуряна «Приключения Чиполлино», это сложный по исполнению, но очень легкий для восприятия спектакль. Он техничный и в то же время веселый, смешной и радостный. Для взрослого кировского зрителя мы показали балет-водевиль Михаила Герцмана «Барышня-крестьянка», в него ввелась исполнительница главной партии – Татьяна Листова. Это был запланированный ввод, спектакль прошел достойно. В Кирове мы станцевали «Вальпургиеву ночь», «Жизнь как день…» и «Щелкунчика». Все спектакли были с многочисленными вводами, что не испортило внешнего впечатления, авторская хореография во всех спектаклях сохранена. Завершающим спектаклем был национальный балет Якова Перепелицы «Яг-Морт». Этот балет мне очень нравится, я считаю, что его нужно беречь и сохранять. Он грамотно, по всем правилам хореографии поставлен Борисом Ивановичем Мягковым. Кстати, главную партию в нем также станцевала Татьяна Листова. И тоже очень удачно.
В Кирове нет своего оперного театра. Но это город, в который часто приезжают различные труппы. Более того, там есть свое профессиональное учебное заведение, и потому публика там весьма искушенная. Было очень приятно, что кировский зритель нас тепло принимал. Да, гастроли были технически сложными для исполнения. Такое количество спектаклей обычно не танцуют всего за четыре дня. Но наши артисты со всем справились. Не было ни одной неприятности, нас прекрасно встретили и устроили. Я сама в прошлом артистка, танцевала и в кордебалете, и ведущие партии. И потому с большим уважением отношусь к любому артисту труппы, с которой работаю. И после этих гастролей я поняла, что с ними я могу идти «и в огонь, и в воду», и в новые спектакли.
- Уже наметили новые спектакли?
- Сейчас у нас идет плотная репетиционная работа по выпуску спектакля Людвига Минкуса «Дон Кихот» (классическая хореография Мариуса Петипа). Этот балет относится к балетам классического наследия наряду с такими спектаклями, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Баядерка» и другие. До премьеры осталось меньше месяца. Мы собрали уже первые два акта, осталась небольшая работа в третьем акте, один номер, ввести самого Дон Кихота и сделать несколько мизансцен. Надеюсь, что мы порадуем зрителя этим премьерным спектаклем, он веселый, яркий и темпераментный, идет во всех ведущих театрах России. Здесь он уже был когда-то поставлен, но, к сожалению, не сохранился. Считаю, что балеты классического наследия обязательно должны существовать в репертуаре театра, более того, думаю, что именно на них труппа должна опираться. Конечно, современные балеты в театре тоже нужны, они интересны зрителям и самим артистам, на них танцовщики должны развиваться. Но базовую основу составляют балеты классического наследия, именно на них труппа должна учиться, развиваться и расти.
- У вас за пару месяцев было очень большое количество вводов в спектакли новых артистов. Как работается с молодежью?
- Конечно, очень большая нагрузка идет на труппу. Только в «Дон Кихоте» мужской кордебалет исполняет пять больших технически сложных номеров. Репетиции идут каждый день, люди занимаются по несколько часов. И я не делю труппу на тех, кто уже давно работает в театре, и на тех, кто только пришел. Ставлю всех и репетирую со всеми. В этом году со мной работают два педагога-репетитора: Анна Полищук, у нее уже есть опыт в этой работе, она хорошо знает репертуар, все партии за всех исполнителей. Также педагогом-репетитором мужского балета с этого сезона работает наш ведущий солист Роман Миронов. Я очень рада, что не ошиблась в них, потому что это люди, которые принадлежат балету, большая часть жизни которых проходит в театре, они всегда работают на результат, что подтверждается качественным исполнением спектаклей.
- Насколько сложным у вас получается «Дон Кихот» по костюмам, декорациям?
- Мне очень повезло с нашим художником - сценографом Юрием Самодуровым, талантливым в своей профессии. Он не просто рисует декорации, вживается в образы спектакля, чувствует их. Равно как и художник по костюмам Наталья Кравченко, которая к своей работе подходит очень грамотно и правильно. Когда она нарисовала эскизы костюмов, принесла их в балетный класс и показала нам, артисты могли подойти, посмотреть эскиз, высказать свое мнение. Меня это очень порадовало, она подошла к каждому исполнителю. Я вижу в ней заинтересованность. И я понимаю, что эти два человека будут работать со мной до последнего, до самой премьеры.
- Артисты во время репетиций и подготовки к спектаклям вживаются в свои роли. Кто из вашей большой группы – артисты, работники различных цехов, сегодня самый настоящий Дон Кихот?
- Как я себе представляю, Дон Кихот – человек, живущий в своем мире, фантазер, идеалист и романтик. В этом образе он бы просто не дожил до нашего времени. Этот спектакль о любви и поиске человеческих идеалов. Дон Кихот в каждой встреченной женщине ищет ту самую Дульсинею Тобосскую, свою прекрасную даму. В Китри он увидел свою Дульсинею. Поставить этот спектакль была идея труппы, особенно мужской ее половины, они буквально болеют «Дон Кихотом», не просто отрабатывают репетиции, а горят, работают с полной отдачей.
- Задействована вся труппа?
- Вся, в спектакле очень много партий, и хочется, чтобы каждый артист станцевал хотя бы небольшую партию. Ведь это очень важно для артиста и для театра, когда на сцене появляются новые лица. Это держит труппу и привлекает новых артистов. Для артиста рост – это новые партии. Я должна думать о каждом артисте, смотреть, как он станцует, анализировать, разбирать с ним и давать следующую партию. Так рождаются большие звезды. Если артист остался без этих маленьких шансов, он начнет думать, что его не ценят, и станет искать лучшего места, уедет отсюда. Заинтересовать и удержать артиста – это тоже работа балетмейстера.
- Дорогой спектакль получается?
- Не дешевый. На его постановку мы получили грант главы Республики Коми. Это позволило заказать 32 пачки для сцены «Сон Дон Кихота», сшить новые костюмы, изготовить декорации. Вообще, балетный спектакль – дорогостоящая постановка, его прокат должен быть предсказуем. Мы планируем сохранять «Дон Кихота» в репертуаре театра, ведь это один из тех спектаклей, по которым можно судить об уровне труппы. Более того, во второй половине сезона планируем восстанавливать «Спящую красавицу» Чайковского, чтобы все базовые спектакли были в репертуаре театра.
- «Спящую красавицу» будете восстанавливать в классической постановке?
- Безусловно, в классической, как и было поставлено Мариусом Петипа в 19 веке. Но здесь, как мне представляется, спектакль был немного неправильно скомпанован, и целые куски были из него просто удалены. Сделано это было, видимо, потому, что труппа на тот момент была маленькая. Из-за этого, на мой взгляд, терялась драматическая линия. Все эти купюры мы откроем, возобновим некоторые моменты. Мы говорили об этом с главным дирижером Азатом Максутовым и решили, что спектакль имеет смысл восстанавливать только в хорошем варианте, а не порезанном.
- Вы сознательно делаете упор на классические спектакли? Не хочется какого-то эксперимента?
- Очень хочется иногда экспериментировать. Здесь в театре идет очень хороший спектакль «Танцы PRO…», поставленный Владимиром Романовским. Когда я спросила пожелание труппы, в каких постановках им бы хотелось работать, они назвали «Танцы PRO…». Это, несомненно, успешный спектакль, и зрители его очень любят, и артисты. Труппа хочет продолжить работу с Романовским. Понимаете, есть спектакли, на которых мы учимся, а есть спектакли для счастья. Директор театра Дмитрий Степанов по нашей просьбе связался с этим балетмейстером и договорился о новой постановке. Владимир Романовский – очень востребованный балетмейстер, и в этом сезоне у него все уже расписано, так что мы планируем постановочную работу с ним на следующий сезон, а сейчас мы работаем над «Дон Кихотом», «Спящей красавицей». Я считаю, что на этих спектаклях растут все от кордебалета до самого балетмейстера. Более того, я уверена, что балетмейстер не может состояться, если он не знает «Жизель», «Щелкунчика», «Дон Кихота» «Лебединого озера» от начала и до конца за всех исполнителей. Он может не знать каких-то современных направлений, но базовые спектакли он должен знать все и иметь свои авторские спектакли обязательно.
- Дальнейшие планы уже продумывали?
- Хочется все и сразу. Задумок очень много. Все, что мы поставим, должно окупаться, и мы должны учитывать все нюансы, в том числе вопросы авторского права.
- А зрители что просят?
- Отдел маркетинга театра проводил исследование, насколько я знаю. Так вот наши зрители больше ориентируются на классические спектакли – хотят, чтобы мы поставили «Кармен-сюиту» Бизе-Щедрина, «Слугу двух господ» М. Чулаки. Три сезона лидировал в опросах «Дон Кихот», также зрители очень хотели посмотреть «Тысячу и одну ночь». Оба этих балета теперь в репертуаре театра.
Комментарии (5)