Антон Семенов: «Для следующей экспедиции мы найдем что-нибудь интересное за рамками открыточных видов»
27 июля участники автоклуба «Подорожник» вернулись из восьмидневной этнографической экспедиции «За треской». Экипажи проехали запланированный маршрут, ловили рыбу на Белом море, наслаждались природными и культурными красотами. О поездке, трудностях, которые ждали в пути участников экспедиции, и том необычном, что они увидели по дороге, агентству БНК рассказал руководитель автоклуба «Подорожник» Антон Семенов.
Фото предоставлено Антоном Семеновым
- Как в целом прошла экспедиция?
- Мы сделали все, что планировали, со своими корректировками, конечно. Посетили все, что хотели. Самое главное - увидели, что люди, которые с нами поехали, получили те эмоции, на которые мы рассчитывали. Надо сказать, что в этот раз состав экспедиции заметно отличался от прошлого. Оказалось, что поехали менее подготовленные люди, состав был более разношерстный: от маленьких детей, третьеклассников, до пенсионеров.
- Как обстояли дела с транспортом?
- Железяка и есть железяка, тем более мы уже знаем их годами. Даже поломки были понятными и ожидаемыми. Слава богу, сюрпризов никаких не было. А люди, конечно, это тот фактор, который может преподносить сюрпризы.
- Самый сложный отрезок пути?
- Как ни странно, самым сложным был отрезок первого дня, потому что был самый большой перегон и меньше всего наполнения. И, когда физическая усталость не получает эмоциональной подпитки, она чувствуется. Мы планировали приехать в лагерь в 9 часов вечера, а самый ранний экипаж прибыл в час ночи, самый поздний – в 8 утра. Это оказалось тяжело. Честно говоря, мы сами не рассчитывали на это. Потом путь стал наполненным, и трудности отошли на второй план.
- Так вы доехали до Белого моря.
- Да. Мы ловили рыбу: поймали размером с блюдечко камбалу, двух рыбок, которых идентифицировали как треску - в магазине она в виде тушки и, как правило, без головы, но сошлись на том, что это треска.
- Что больше всего впечатлило за время экспедиции?
- Нас, как северян, естественно, впечатлило море - оно нас любое впечатляет. У Белого моря есть такой эффект, которого нет у южных – приливы и отливы два раза в сутки. Ты приезжаешь во время прилива и видишь море, а через четыре часа оно уходит на 300-400 метров. И можно до тех островов, которые наблюдаешь вдалеке, доехать на машине.
Меня впечатлила карстовая пещера протяженностью 1600 метров. Это в Пинежском районе Архангельской области. Удивительно, что в нашей северной природе есть такие атмосферные пещеры, где сначала надо двигаться ползком, потом встречаешь просторные залы. Это поражает воображение.
- Что запомнилось из культурных особенностей, архитектуры?
- Архангельская архитектура вообще во всем отличается от Коми. Переезжаешь границу, и уже в первых деревнях – Нюхча, Городец – все жилые дома выглядят по-другому. Они более просторные, как правило, все с мезонином, даже бревна стесаны по-другому. Много деревянных церквей, не таких, как у нас. Мы побывали в архитектурном парке под Архангельском, который называется Малые Корелы. Здесь со всех районов Архангельской области собраны образцы деревянной архитектуры. Это, конечно, впечатляет. Но что самое интересное – едешь дальше по области, немного отъезжаешь от дорог и видишь то, что было в парке, точно такие же образцы архитектуры. Люди пользуются этими амбарами, до сих пор стоят церкви, все так вживую и есть. В этом есть некий момент разочарования – самые яркие архитектурные образцы связаны с религиозными объектами. Дома, амбары сохраняются, а гражданские постройки нет, только если они каменные. Все самое старое, что мы видим - это церкви. Хотя, с другой стороны, в Сольвычегодске достаточно старых домов. Там жили Строгановы, в те времена город был богатым – там есть на что посмотреть.
- Никто не потерялся в пути?
- В первый день «потерялся» один экипаж. Мы знали, где они находятся, с их слов. У них перестал работать навигатор. Экипаж был в 200 километрах от места, которое они нам обозначили. Когда мы туда добрались, выяснилось, что они находятся сзади. Казус – люди не сориентировались с использованием навигатора. Мы сделали вывод, что нам нужно перед экспедицией проводить небольшие курсы, в частности по использованию навигации. Мы не были готовы к тому, что люди будут плутать - в прошлый раз этого не было.
- Тяжело было?
- Нет. У нас самый большой перегон был в первый день – 650 километров. В остальные - 200, в какой-то день меньше. Не тяжело проехать полторы – две сотни километров в день от лагеря до лагеря. Тем более они были в красивых и живописных местах: на берегу моря, реки или на высоком обрывистом берегу. Один раз у нас вышло очень приятное и неожиданное соседство. Мы приехали в лагерь на берегу Северной Двины под Архангельском. И прямо у берега пришвартовался пароход «Николай Васильевич Гоголь», причем это был настоящий колесный пароход, единственный оставшийся в России. Ему сто с лишним лет, и он до сих пор работает. Для нас провели экскурсию по пароходу, показали машинное отделение. Это был шок! Представляете, единственный в стране действующий пароход и пришвартован прямо в нашем лагере: отходишь от костра буквально на десять метров и по трапу спускаешься на старинный пароход.
- Что говорили москвичи, которые к вам присоединились?
- Они были абсолютно счастливы. Более того, сегодня они нам сказали, что в начале сентября приедут в гости. Причем приедут и те, которые ездили в экспедицию с нами раньше. Честно говоря, мы были удивлены.
- Есть идеи на будущий год?
- У нас закономерный вопрос «Куда дальше?» возникает, как только мы приезжаем в Сыктывкар. Буквально несколько часов после приезда. Задумки на будущий год есть, они даже вырисовываются в осязаемые планы. Пока я говорить о них не буду. Мы определимся окончательно и скажем, куда будет направляться следующая экспедиция, чтобы люди смогли оценить, насколько этот район им будет интересен. Если быть совсем откровенным, то, куда ехать, не так уж и важно. В любом случае, мы найдем что-нибудь интересное за рамками открыточных видов. Естественно, хочется съездить в другое место, чтобы поставить галочку на карте. Мы тоже отталкиваемся от этого и будем искать новые маршруты.
Комментарии (14)
https://goo.gl/photos/uMnFpSwoZR9YAujg6