Дирижер Аркадий Штейнлухт: «Снегурочка» может быть скучноватой, если играть ее формально»
Одним из событий XXV международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» станет возобновленная версия оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», которой откроется третий фестивальный день. Премьера постановки режиссера Бориса Лагоды состоялась на сцене театра оперы и балета республики весной 2013 года. 27 мая этого года дирижировать этим спектаклем будет приглашенный из Санкт-Петербурга Аркадий Штейнлухт, который в конце 1990-х годов был главным дирижером театра оперы и балета. Сейчас маэстро дирижирует в питерском театре «Зазеркалье», руководит симфоническим оркестром Специальной музыкальной школы при Консерватории и работает над авторскими проектами. О том, как идет подготовка оперы, каким был оркестр театра 15 лет назад и для чего нужны симфонические концерты, Аркадий Штейнлухт рассказал корреспондентам БНК.
Фото Кирилла Затрутина
- Сыктывкар для вас не чужой город, а в театре оперы и балета вам пришлось поработать несколько сезонов. Расскажите, пожалуйста, как вы впервые оказались у нас.
- В этом театре уже 43-й или 44-й сезон — и за это она должна быть занесена в книгу рекордов Гиннесса - служит концертмейстер оркестра Эльвина Беляева. Это моя одноклассница. В конце 1996 года здесь сложилась ситуация, что некому было дирижировать, а я к этому времени остался в Петербурге без работы. Эльвина Беляева соединила меня с директором театра Валентиной Ивановной Судаковой, и Валентина Ивановна пригласила меня на несколько спектаклей. Я приехал, продирижировал «Отелло» и «Лебединое озеро» - мне понравилось. До этого я в опере работал недолго, так что было интересно, появилась возможность набрать репертуар.
Так я проработал здесь четыре сезона. За это время удалось поставить несколько опер в сотрудничестве с главным режиссёром театра Ией Петровной Бобраковой - «Русалку» Даргомыжского (что для меня интересно и дорого, потому что с этой оперой я заканчивал консерваторию). «Кармен» Бизе, «Алеко» Рахманинова. В сотрудничестве с замечательным хореографом Олегом Игнатьевым поставили «Золушку» С. Прокофьева. Казалось, чудо: как это возможно? Оркестровая партитура очень сложна, а оркестр тогда был недоукомплектован, и, тем не менее, очень прилично это сыграл. Еще был целый ряд балетных миниатюр, в частности, балет на музыку местного композитора Горчакова. Удалось сделать потрясающую для меня работу - «Симфонические танцы» Рахманинова, которые шли в паре с оперой «Алеко». В последний год было возобновление «Тоски».
Потом жизнь заставила меня возвратиться в Петербург: во-первых, я, что называется, оставил там семью. Во-вторых, из-за инфляции того, что я здесь зарабатывал, стало не хватать для обеспечения нормальной жизни семьи в Петербурге и моей тут. К тому же, мне предложили работу в театре «Зазеркалье», где я уже когда-то работал. Сложив все «за» и «против», я уехал. С одной стороны, было немножко жаль, с другой - очень трудно было здесь что-то изменить, а мне хотелось. Хотя бы в плане привлечения музыкантов. Но им надо было где-то жить, а квартир не давали, зарплаты были небольшие, некоторые инструменты уже отслужили свой срок. Сейчас, мне кажется, ситуация резко изменилась в лучшую сторону, чему я очень рад.
С тех пор я приезжал сюда на фестиваль в течение нескольких лет, иногда меня даже приглашали в середине года. Я всегда с большим удовольствием сюда приезжаю. Со многими музыкантами и другими сотрудниками театра сложились дружеские отношения.
- Сейчас оркестр практически укомплектован. Вам уже удалось поработать с нашими музыкантами, что можете сказать о том составе, который играет теперь?
- В этом театре очень хорошие музыканты. Раньше проблема была в инструментах: например, на моей первой репетиции в 1996 году мне показали валторны, которые были перемотаны синей изоляционной лентой, гобой, который просто разваливался в руках, и т.д. Начались мытарства с выбиванием денег из министерства, а в театре мне говорили: «Ну, ты не первый, предшественники ходили, тоже клянчили». В итоге выделили деньги на покупку некоторых инструментов. Тогда в ходу были миллионы – выделили 750 миллионов, которые потом превратились в 250 - то есть урезали две трети суммы, потом в 230, а напоследок - в 228. Я помню эти цифры, потому что каждая следующая была как оплеуха. Деньги были выделены в августе, а переведены только в декабре, а инструменты покупать надо было в Германии, на марки. Так как с момента выделения денег до их получения — с августа по декабрь — рубль потерял по отношению к марке одну пятую, то, можно сказать, мы потеряли один инструмент: хороший гобой, например. В итоге мы получили комплект валторн, трубы, гобой, фагот, флейту-пикколо, по-моему, до сих пор на ней играют. И это было каким-то вздохом. Хотя музыканты жаловались, что это недостаточно хорошие инструменты, ученические. Конечно, можно было купить одну валторну, вместо трех, а остальные сидели бы с изолентой. Вместе с тем, в оркестре играли замечательные музыканты – к сожалению, некоторые из них ушли из жизни, могу назвать несколько имён – кларнетисты Анатолий Беляев, Ольга Корнева, трубач Михаил Волков, контрабасист Христофор Мирзоев.
Сейчас в оркестре появились молодые перспективные музыканты, могу отметить валторниста, трубачей, кларнетистов, гобоистов, струнников. В целом, оркестр собран очень дееспособный.
- Когда вы приступили к репетициям с музыкантами театра оперы и балета? Времени достаточно для того, чтобы выпустить спектакль на юбилейный фестиваль?
- Я приехал 4 мая, тогда же состоялась встреча с солистами, 5 и 6 мая - с оркестром, 7-го мы прошли всю оперу и с солистами, и с оркестром. Затем надо домой, потому что у меня там два спектакля в театре, один большой симфонический концерт в рамках «Петербургской музыкальной весны», два маленьких номера в двух других концертах и еще два концерта для гостей Эрмитажа. Времени всегда недостаточно. Из-за такой концентрированной программы фестиваль «Сыктывкарса тулыс» для оркестра — просто невероятный стресс. Вот у меня должна быть полная репетиция по «Снегурочке» - 26 мая утром, а вечером оркестр будет играть «Спящую красавицу» целиком. Это очень тяжело. Пока я здесь работал, прошло четыре фестиваля: это каждый день прогон того, что будет завтра вечером, вечером спектакль, который вчера утром репетировали. И без выходных. Это очень тяжело. Был один фестиваль, когда не смог приехать кто-то из приглашённых дирижеров, и мне пришлось дирижировать за 12 дней 9 спектаклей и 9 репетиций, то есть 18 раз. Физически это можно выдержать – и, собственно, все выдерживают, но психологически очень тяжело «въехать» сначала в одну оперу, потом в другую, каждая - это же целый мир.
- Вам уже приходилось дирижировать «Снегурочку»? Чем интересна или трудна эта опера для дирижера и музыкантов?
- Для меня это будет премьера. Какие-то фрагменты я знаю, разумеется, но оперу целиком никогда раньше не дирижировал. Технологически этот материал не очень сложный, но требующий внимания, вчувствования и, если хотите, оплодотворения. Бывает, что все сыграно формально верно, все ноты и все слова на своих местах, но скучновато, потому что не согрето.
- А сами какую музыку предпочитаете дирижировать, слушать?
- В тот момент, когда ты чем-то занимаешься, надо это любить. В молодые годы - в консерватории и после, когда я работал в капелле, - для меня главным композитором был Бах. Я много им занимался, в 1985 году в капелле делал целый абонемент из кантат. Дирижировал «Мессу», «Страсти по Иоанну», многие инструментальные концерты.
Потом, когда у меня появился собственный коллектив - камерный оркестр и камерный хор, на первое место вышел Моцарт, и это оказалась абсолютно бездонная глубина, и, чем больше в нее погружаешься, тем больше понимаешь, что это работа, которая не имеет конца. У нас в театре я дирижирую «Волшебную флейту», и каждый спектакль, каждая репетиция приоткрывают что-то новое.
В начале 80-х годов (я тогда работал в Капелле имени М.И. Глинки) русская духовная музыка была почти под запретом, Капелла начала учить «Всенощную» Рахманинова - невероятное было счастье в этой музыке существовать, а потом мне удалось ее продирижировать целиком.
- Вы работаете с детьми в симфоническом оркестре школы при консерватории, как вам удается роль педагога?
- Я стараюсь относиться к юным оркестрантам как к коллегам, хотя, конечно, чему-то их учу. Это симфонический оркестр трех старших классов школы при консерватории. Каждый год состав обновляется на треть. В течение сезона мы играем 7-8 концертов в различных залах Петербурга. В конце апреля мы играли в новом концертном зале Мариинского театра 5-ю симфонию Чайковского, 1-й скрипичный концерт Бруха и 12-й фортепианный концерт Моцарта - вот такая программа.
- Главный дирижер театра оперы и балета Азат Максутов пытается сделать симфонические оркестры постоянными в театральной афише и говорит о том, что зрителя к такой музыке надо готовить. По-вашему, это необходимо?
- По-моему, здорово, что оркестр стал играть симфонические концерты. Это полезно для самих музыкантов оркестра, потому что постоянный оперный и балетный репертуар поднадоедает. Думаю, что и постоянным слушателям оперного театра должно быть интересно послушать симфоническую программу. Понятно, что сейчас можно нажать кнопку и все послушать в интернете, но живой контакт всегда очень интересен и важен. В нашем театре «Зазеркалье» оркестр играет несколько симфонических программ за сезон, и, несмотря на то, что публики не очень много ходит - в Петербурге много оркестров, концертных залов, - это очень много дает для самих музыкантов.
- Вы застали четыре фестиваля «Сыктывкарса тулыс» в качестве главного дирижера, потом несколько раз приезжали по приглашению. На ваш взгляд, как изменился фестиваль?
- Последний раз я был на фестивале лет 10 назад, поэтому мне трудно судить. Но афиша стала интереснее. Раньше на «Сыктывкарса тулыс» показывали спектакли из постоянного репертуара театра и только одну премьеру. А сейчас на вашей афише три премьеры. Фестиваль стал немножко короче — раньше он шел почти две недели. В прежние годы сюда приезжали прекрасные исполнители из разных городов России и зарубежья. И эта традиция, кажется, продолжается. Хочу пожелать фестивалю долгой жизни, постоянного обновления, интересных премьер, новых имён. Всегда рад возможности быть участником фестиваля.
Комментарии (14)