Александр Барский: «Мы не возрождаем хоровое пение, а находим то, что не успело умереть»
Сегодня в республиканском театре оперы и балета состоялся региональный этап Всероссийского хорового фестиваля. Перед началом мероприятия корреспондент БНК встретился с членом президиума Всероссийского хорового общества, руководителем проекта Александром Барским, который рассказал о фестивале и о развитии хоровой деятельности в России.
Фото Юрия Кабанцева
- В чем особенность этого фестиваля?
- Этот фестиваль объединил, в этом его фишка, и самодеятельные коллективы, и детские, и профессиональные, раньше такого не было. Мы пошли на это, потому что должны понимать состояние дела в хоровом обществе после стольких лет «молчания» – какие направления развиты, какие отстают, какие нуждаются в поддержке. Кроме того, я уверяю вас, уровень многих самодеятельных коллективов совсем не самодеятельный, развитие-то идет. Плюс ко всему взаимодействие профессионалов и самодеятельных артистов помогает развиваться и тем, и другим – такой естественный мастер-класс. Были те, кто возражал, мол, не надо, пусть будет только наше. У нас все наше, понимаете, и не надо делить любителей и профессионалов, самодеятельных и детских и т. д.
- Этот фестиваль проходит во всех регионах России, в 22-х из них отборочные этапы уже прошли. Дайте оценку тому, что уже посчастливилось увидеть.
- Я хочу сказать о Челябинской области, только недавно оттуда приехал - так вот у них в хоре поет губернатор. Когда он возглавлял металлургический завод, он создал из своих топ-менеджеров хор и теперь утверждает, что это помогает им всем в жизни, и я верю ему.
Вообще в этом регионе чувствуются сильнейшие хоровые традиции, они продемонстрировали нам неформальный подход – организаторы объединили в этом фестивале победителей разных хоровых конкурсов, то есть уже на отборочном этапе мы выбирали из лучших, а это 42 коллектива. При этом самодеятельные коллективы оказались по уровню выше, чем профессиональные, а детские коллективы превзошли учащихся школы искусств. И на втором этапе фестиваля не примет участие ни один профессиональный коллектив.
- В связи с чем такой парадокс?
- Есть объективные причины, и здесь, прежде всего, вопрос к руководителям. Когда на сцену выходят 34 парня – чтобы удержать юношей, заставить их петь хором – это уже достойно уважения, а все держится на личности, на руководителе. Ведь в чем уникальность педагогики – дать понять воспитаннику, что он может. И когда он входит во вкус, когда понимает, что у него это получается, вырабатывается адреналин. И следующий этап очень важен – это подбор репертуара, концертной программы, поездок – все это мотивирует.
- Сегодня очень многое сводится к отчетности, и периодически фестивали проходят исключительно на бумаге, а по факту не являют собой ничего толкового. По вашим рассказам я понимаю, что в хоровом пении «все по-настоящему». Как вы этого добиваетесь, путем контроля?
- Во-первых, я должен сказать, что хоровое пение просто само по себе живо, мы ведь не создаем новое, а находим то, что не успело умереть, – вы помните, в 90-е годы нас присоединили к Всероссийскому музыкальному обществу, и мы на 20 лет стали как чужой ребенок в семье. А во-вторых. Ваш вопрос очень трудный, поскольку он кроется в системе построения самого государства, и однозначно на него ответить сложно, но единственное, что точно могу сказать – это человеческий фактор. Вот, например, Архангельск, там очень формально подошли к этому мероприятию, настолько формально, что члены президиума фестиваля не согласились с протоколом и решением самого министерства. И в противовес опять же Челябинск или Сыктывкар – люди, которые этим занимаются, они не формалисты, им самим это интересно. Не надо ждать от власти, скажем так, внимания только к тебе, так как нас много. Обязанность власти поддержать и помочь интегрироваться, а если что-то не получается, обрати внимание на себя – а почему тебе не дают деньги, почему твое творчество неинтересно?
- Как я понимаю вашу политику, в качестве своей мотивации вы преподносите патриотизм?
- Однозначно. Ведь в основе хорового пения – традиция, корни, которые очень глубоко вросли в сознание человека.
Обратимся к истории. Почему в свое время свершилась революция? Как вышло, что удалось сменить одну формацию на другую и так, чтобы ее приняли? Если присмотреться, мы увидим очевидные аналогии православной и советской России: демонстрация – крестный ход, речь партийного руководителя – проповедь. Революцию вершили профессионалы, а у нас в обществе, к сожалению, сейчас очень много непрофессионалов, и они пришли к власти в 90-е без знания дела, иначе они бы не убили то, в чем корни народа. Сейчас это возрождается, и это правильно. Не знаю, насколько понятно объяснил.
- Всероссийское хоровое общество воссоздалось в начале прошлого года. Что сделано за полтора года?
- Восстановление всегда требует особых трудозатрат. Мне кажется, почти два года, которые прошли, – совсем не большой срок, при этом мы сформировали огромный штат высокопрофессиональных людей, активизировали хоровые движения на местах – во всех 85 субъектах созданы филиалы. Вы просто посмотрите на цифры фестиваля: 70 тысяч участников и 22 тысячи коллективов, и это только те, кто смог участвовать. А если верить статистике, 51 процент в России – поющие.
- Вы говорите о развитии хорового пения на местах. Приведу пример. Не столь давно наша республика потеряла единственную арфистку, просто потому, что девушка не смогла решить проблему жилья. Ни театр, ни минкульт ей помочь не смогли. Как в таком случае удержать человека в регионе?
- Да, это печально. Власти надо быть внимательнее к людям, к профессионалам, нужно уметь расставлять приоритеты. Это очень сложно, но это делать надо, постольку-поскольку имидж культуры формируется из того, как власть относится к людям. Очень точно Путин сейчас сказал региональным властям: «Не нужно прикрываться трудностями, это очень удобная фишка, вы на то и власть, чтобы их преодолевать».
- «Вкладывайтесь в культуру, и она вернется качеством человеческим» – вы это хотите сказать?
- Абсолютно верно. Я как член Общественного совета участвую в создании концепции основ государственной политики культуры, и, скорее всего, она не будет принята, поскольку мы ставим сверхзадачу – мы хотим, чтобы культура была исключена из сферы услуг. Это как раз то, о чем вы говорите, – воспитание человека, души и самосознания, и не может быть услугой, но, к сожалению, пока это трудно для понимания большинства.
Комментарии (9)
Это он зря так думает. Без денег фестиваль хорошим не бывает