Владислав Мингела: «Любая работа в полиции – особенная, несмотря на сложности»
В Сыктывкаре – всплеск наркопреступности и мошенничества. Об этом корреспонденту БНК в интервью рассказал начальник Управления МВД России по Сыктывкару Владислав Мингела. Не обошлось в беседе и без упоминания о громких преступлениях 2014 года и ситуации с дорожно-транспортными происшествиями.
Фото Юрия Кабанцева
- Можно отвечу на звонок? – начальник управления подходит к своему столу, заваленному бумагами, где уже минут пять надрывается телефон. – Задержали? Ну, слава богу!
Извинившись, Владислав Мингела поясняет: «оперативники «приняли» граждан по делу о фальшивых купюрах. Поддельные пятитысячные на прошлой неделе обнаружила кассир одного из отделений банка».
- Всего было найдено более десяти таких купюр, причем они сделаны очень качественно, сходу определить, что фальшивые, почти невозможно, – пояснил начальник управления. – Наши сотрудники провели оперативно-розыскные мероприятия, кого-то задержали. Будем надеяться, что тех.
- По итогам 2013 года вы отмечали, что криминальная ситуация в Сыктывкаре сложная, но стабильная. Рост преступности составил 21 процент. Как ситуация складывается в течение 2014 года?
- На конец ноября мы имеем рост преступности в Сыктывкаре на четыре процента. Закроем год, наверное, в пределах этих показателей.
- Каких правонарушений стало больше?
- Преступлений, связанных с наркотиками, стало заметно больше. Сейчас у нас зафиксировано 415 случаев, рост по сравнению с прошлым годом составил почти 65 процентов. Такой всплеск произошел, в первую очередь, из-за спайсов, прежде курительные смеси не были законодательно ограничены. Как только спайсы стали классифицировать как наркотики, мы получили рост преступности – в нашем городе около 70 процентов дел приходится именно на курительные смеси.
- По итогам прошлого года вы констатировали омоложение наркопреступности. Сохранилась ли эта тенденция?
- Тенденция сохранилась, и это проблема. Но что касается спайсов, в этом году я бы отметил еще два момента. Первое: после того как по всей стране прокатилась страшная волна случаев передозировки спайсами с летальными исходами, у нас стало поспокойнее. Может, где-то родители стали более внимательны по отношению к своим детям. Возможно, эффективнее стали работать субъекты, которые непосредственно должны заниматься выявлением наркопреступлений. Наверное, и наркодилеры сами задумались, стали более осторожны. Второй момент более печальный: проблема со спайсами заключается еще и в том, что все химические формулы постоянно меняются. Буквально на днях эксперты исследовали очередные смеси. Так вот там гадость редкостная, химическая формула просто кошмарная, как не дошло до летального исхода – непонятно, видимо, не сильно обкурились. Но в чем ирония судьбы: по химическому составу эти смеси нельзя классифицировать как наркотики. В этом смысле производители всей этой «дряни» идут быстрее нас.
- Какие правонарушения еще входят в структуру сыктывкарских преступлений?
- Традиционно имущественные преступления составляют 55-60 процентов в общей структуре. Преобладают кражи. В последнее время часто сталкиваемся с мошенничеством. Причем оно выходит на хороший технологический уровень. Например, приходит вам на мобильник сообщение: «Посмотри на этом фото мы с тобой вдвоем» и ссылка. Вы переходите по ссылке, в этот же момент с вашей банковской карты списываются денежные средства. В большинстве случаев владелец карты даже не подозревает о том, что происходит, уведомлений о движении средств по карте не приходит. Вроде безобидная ситуация: любопытство толкает посмотреть, что там по этой ссылке. В итоге человек теряет деньги. Есть случаи, когда деньги жителей уходили за рубеж. Буквально на прошлой неделе гражданин вместо того, чтобы обналичить карту, перевел свои деньги в Лас-Вегас.
- Защититься от этой напасти как-то можно?
- Можно. Не принимать сообщения от незнакомых адресатов. Не переходить по сомнительным ссылкам. И ставить хорошее программное обеспечение. Все эти случаи происходят в результате поражения компьютеров и мобильных гаджетов вирусами. Антивирусные программы существуют, их можно и нужно устанавливать.
- Наркотики, мошенничество… В остальном картина остается такой же, как в прошлом году?
- Да, показатели примерно на уровне прошлого года. Убийств стало больше: в прошлом году показатель был 26, в этом году уже зафиксирован 31 случай. Цифры по грабежам и разбоям совпадают. Уличная преступность выросла на 2,2 процента.
- В конце 80-х, начале 90-х самыми криминальными улицами в Сыктывкаре считались Морозова, Катаева – из-за скопления общежитий они выделялись на общем фоне города. Сейчас есть наиболее криминальные зоны?
- Возможно, когда-то так и было, но последние пять-шесть лет нет каких-то географических привязок. Весь город одинаковый в плане криминальной ситуации. Есть места, где зафиксировано чуть больше случаев, но это как раз не окраины, а наоборот, более людные улицы: Коммунистическая, Октябрьский проспект.
- Одно из громких преступлений 2014 года – убийство продавца торгового киоска ООО «Тепличный сервис» Дианы Потолицыной – до сих пор не раскрыто. Какую работу сейчас проводят полицейские по этому делу?
- Оперативно-розыскные мероприятия не останавливаются, могу вас заверить. Следственные действия проводятся, а также идет оперативная работа. Занимаясь этим преступлением, попутно нами были раскрыты четыре преступления. Отрабатывая тех или иных лиц, мы выявили преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, разбоем, угонами.
- Какова была судьба мужчины, которого задержали по подозрению в убийстве?
- Его задерживали за разбойное нападение, было расследование, дело направлено в суд. Ему предъявлено обвинение по разбою и угону. Причастность к этому убийству не подтвердилась.
- В этом деле сейчас есть какая-то главная версия?
- Сейчас у нас пять версий, и они равнозначные. На сегодняшний день нам до конца непонятен мотив этого преступления. Что там было, корыстный мотив или личная неприязнь, мы не можем вывести. По большому счету, в ларьке ведь брать нечего. Там не та выручка, чтобы идти и убивать человека. Может быть, это был вульгарный наркоманский гоп-стоп. А может, изначально вообще мысли об убийстве не было, и идея возникла у преступника спонтанно. Вот и по другому громкому преступлению – когда в мае произошло убийство женщины на улице Пушкина – у нас подобная ситуация. Какой там был мотив? Но работа ведется. В ходе этого расследования нами попутно были раскрыты два преступления: одно имущественное и одно, связанное с незаконным оборотом наркотиков.
- История с пропавшей в Эжве девочкой Ксенией Ветошевой. Спасатели объявили о прекращении поисковой операции. Ваши сотрудники это дело ведут?
- Да, в этом деле тоже отрабатывается несколько версий. Есть криминальная версия ее пропажи, возможность несчастного случая мы тоже не исключаем, потому что все происходило рядом с водоемом. Но на сегодняшний день установлено, что присутствие мужчины было. Имеет ли он прямое отношение к исчезновению девочки, пока неясно.
- Еще одна история, случившаяся в Эжве, сейчас приобретает огромный общественный резонанс. Я говорю о деле погибшей двухлетней девочки из Эжвы. Сотрудники полиции могли как-то повлиять на ход этой истории? Отреагировать, предупредить, помочь?
- Однозначно ответить очень тяжело. Это страшная трагедия. На нас законом возложена функция защиты жизни и прав жителей, в том числе и детей, разумеется. Но в чем загвоздка. Мы органы исполнительной власти. Мы действуем в рамках закона. Все, что происходит в границах семьи, – это территория частного обвинения. И мы здесь ничего не можем придумать. Сегодня муж с женой ссорятся, один другого ударил, мы собираем материал, передаем в суд. Решение принимает судья, в 90 процентов случаев происходит примирение.
- Тема бытового насилия вообще в последнее время все чаще поднимается. У вас количество обращений увеличилось?
- У нас обращений примерно столько же. Тут мне, кажется, просто стало больше внимания к этим делам со стороны общественности. Особенно по части прав несовершеннолетних. Появились специальные институты по делам ребенка, общественные организации. Тема, наверное, стала более открыта, чаще выносят этот вопрос на обсуждение.
- О ситуации на дорогах. По данным федеральных СМИ, в Коми в этом году фиксируется всплеск особо жутких аварий, рост составляет более 400 процентов. Как Сыктывкар выглядит в этой картине?
- Намного лучше. В целом у нас снижение аварийности на дорогах на 17 процентов, к концу ноября зафиксировано 416 ДТП. Пострадавших в авариях – 553 человека, погибших – 14. В 2013 году за этот же период на наших дорогах погибли 19 человек.
- Улучшение ситуации чем объясняете?
- Большое влияние оказало введение технического оснащения: системы контроля за скоростным режимом и проездом на красный сигнал. Система, мне кажется, дает отличный результат. Если вы проведете опрос в магазинах, антирадары сейчас одни из самых востребованных автотоваров. Автолюбители стали более внимательными. Система видеонаблюдения помогает и в раскрытии других преступлений. На сегодня у нас в розыске всего одна угнанная машина. И то мы знаем, что она ушла за пределы региона. Раньше в среднем у нас было таких 10-15 машин. Отмечу, что система видеонаблюдения по городу будет развиваться. В ближайшей перспективе планируется завести камеры в Эжву, а также расширить сеть в Орбите в рамках софинансирования с муниципалитетом.
- Что остается главными причинами ДТП?
- Все всегда надо рассматривать в комплексе. Колейность, плохая дорожная ситуация, где-то неопытность водителя, где-то неисправность техники, целый ряд сопутствующих факторов – все это в комплексе приводит к ДТП. Алкогольное опьянение водителя тоже играет роль, но тут мы отмечаем улучшение ситуации, аварий по вине пьяных стало происходить меньше. На мой взгляд, самая главная причина ДТП в большинстве случаев – самонадеянность водителей.
- Лет пять назад в своем интервью вы отмечали, что одна из главных проблем на тот момент еще милиции – кадровая. Как сейчас обстоит ситуация с составом сотрудников?
- Некомплект составляет 23 человека. Это мало. Но среди этого некомплекта есть одно подразделение, где ситуация очень тяжелая. Я говорю об участковых уполномоченных. Там и некомплект, и существенная текучка. Нагрузка на участковых в Сыктывкаре более чем приличная. Я вижу, что мои сотрудники и после работы сильно задерживаются, и на выходных приходят дорабатывают дела. Я бы оценил работу этого подразделения как требующее особого внимания. Хотя любая работа в полиции – особенная, везде свои сложности.
Комментарии (29)
Я так 23 года отработал и ничего... Только опыта набрался!
У вас зарплата, офигенная! Пашите! Отрабатывайте заботу государства!