Галина Рубцова: «Несмотря на сокращение бюджетных расходов, социальные обязательства перед населением будут исполнены в полном объеме»
Полтора месяца назад – 19 сентября – глава республики сделал первые кадровые перестановки в правительстве региона. Событием стало назначение на пост руководителя Министерства финансов – должности, которая требует жесткого характера и принятия волевых решений, – женщины. Галина Рубцова, которая теперь возглавляет республиканский Минфин, с 2010 года была заместителем министра финансов и о проблемах регионального бюджета в период экономического кризиса знает не понаслышке. В интервью БНК Галина Рубцова рассказала о первых шагах в министерской должности, оценила ситуацию с госдолгом Коми и рассказала о бюджетной политике в непростых экономических и геополитических условиях.
Фото Кирилла Затрутина, видео Виктора Бобыря
- Ожидали ли вы этого назначения или приглашение на министерскую должность стало неожиданностью?
- По большому счету, назначения не ожидала, потому что так повелось исторически: Министерство финансов возглавляли мужчины, а тут пост был предложен женщине. Хотя, я считаю, наверное, не важно, кто возглавляет министерство финансов – мужчина или женщина, - самое главное, это должен быть профессионал, ответственный человек, умеющий отстаивать интересы бюджета с точки зрения его сохранения. Так что здесь самое главное - профессионализм.
- Как прошла встреча с главой, какие задачи он перед Вами поставил, какие направления в приоритете?
- Встреча с главой прошла конструктивно. Для Министерства финансов были поставлены ключевые задачи на среднесрочную перспективу. Это, в первую очередь, финансовое обеспечение всех социальных обязательств, которые республика несет перед населением, а во-вторых, обеспечение сбалансированности и устойчивости нашей бюджетной системы: это вопросы увеличения доходов бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов, повышение качества формирования и исполнения бюджетов – как республиканского, так и местного. И, учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, мы должны как можно эффективнее использовать механизм государственно-частного партнерства.
- Что уже сделано за полтора месяца в должности?
- Для Министерства финансов это ответственный период в работе, потому что в эти полтора месяца мы заканчивали проект бюджета на 2015-17 годы. Он уже внесен на рассмотрение в Государственный Совет Республики Коми. 29 октября мы провели публичные слушания по основным параметрам бюджета. С депутатами по проекту закона о бюджете мы работаем вплотную с середины октября. Обсуждение проходит через рассмотрение государственных программ, то есть именно в части финансового обеспечения тех задач и целей, которые будут достигаться в 2015-17 годах.
- Как Вы оцениваете ситуацию с государственным долгом республики? Несмотря на то, что показатели его роста запланированы на три года, будет ли Министерство финансов предпринимать попытки тормозить увеличение госдолга? Каким образом?
- В проекте закона о бюджете наблюдается рост государственного долга, но хочу сказать, что здесь проблема кроется не в суммарном объеме долга, а именно в величине долговой нагрузки на бюджет. В настоящее время величина нагрузки на бюджет составляет около 50 процентов при норме, определенной бюджетным законодательством, 100 процентов. Если сравнивать нас с другими субъектами Северо-Западного Федерального округа, то по Архангельской области данный показатель составляет 68%, по Вологодской области – 105%, по Республике Карелия – 91% (по итогам 2013 года).
И в 2015, 2016, 2017 годах долговая нагрузка на бюджет останется в пределах нормы, определенной бюджетным законодательством. Республика проводит взвешенную долговую политику как по привлечению заимствований, так и привлечению кредитных ресурсов банков. В части повышения эффективности долговой политики мы работаем и по диверсификации самой структуры государственного долга, чтобы у нас были так называемые «удлиненные» долговые обязательства, размещаем облигационные займы.
- Каков планируемый бюджет республики на ближайшие годы? На что, в основном, тратятся республиканские деньги и откуда Минфин ждет пополнения казны?
- Что касается основных характеристик проекта республиканского бюджета на 2015-17 годы, то доход в 2015 году составит 62,5 миллиарда рублей, общий объем расходов – 70,8 миллиарда рублей. В 2016 году запланировано 66,4 миллиарда доходов при расходах 73,7 миллиарда рублей, 2017 год – 69,6 миллиарда рублей – доходы, 78,6 миллиарда рублей – расходы. Основные источники пополнения бюджета – налоговые и неналоговые доходы, на них приходится порядка 92-93 процентов от всех доходов. Оставшаяся часть – это безвозмездные поступления из федерального бюджета и Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Что касается расходов, то, в первую очередь, это расходы, направленные на оказание государственных услуг отраслями социальной сферы – образованием, здравоохранением, социальной защитой населения, культурой, физической культурой и спортом. На данные виды расходов приходится свыше 45 миллиардов рублей в год, или больше 60 процентов. Вторым наиболее значительным для бюджета направлением является поддержка отраслей экономики: на дорожное хозяйство, на поддержку сельхозтоваропроизводителей, на жилищно-коммунальное хозяйство приходится порядка 17 процентов расходов, или 12 миллиардов рублей ежегодно.
- Правительство России предлагает несколько вариантов бюджета с учетом влияния санкций, экономического кризиса, геополитической обстановки. В частности, Министерство финансов РФ предлагает разработать запасной бюджет, предполагающий десятипроцентное сокращение расходов на 2016-17 год. Будут ли производиться аналогичные изменения в республиканском бюджете? Какие отрасли может ожидать сокращение финансирования?
- Запасной вариант республиканского бюджета на 2015-17 годы вполне возможен, глядя на непростую ситуацию в экономике. В первую очередь, нам будет необходимо более жестко определить приоритеты расходов бюджета и повышать бюджетную дисциплину. Не исключен процесс сокращения бюджетных расходов, но здесь хочу обратить внимание на то, что те социальные обязательства, которые взяты перед населением, будут исполнены в полном объеме. В ближайшее время продолжит работу комиссия по повышению эффективности бюджетных расходов, которую возглавит председатель правительства Владимир Тукмаков. Как раз в ходе работы данной комиссии будут рассматриваться все государственные программы с точки зрения достижения поставленных целей и задач при наименьшем объеме финансового обеспечения. Очень трудная работа нам предстоит. Сокращение расходов – процесс болезненный для любой отрасли, но нам, скорее всего, тоже придется через это пройти.
- В сентябре на заседании правительства Коми Владимир Тукмаков приоритетным направлением деятельности министерства назвал привлечение внебюджетных источников финансирования в рамках государственно-частного партнерства. Как идет работа в этом направлении? Вы уже можете назвать конкретные проекты?
- Механизм государственно-частного партнерства - наиболее перспективный инструмент для привлечения частных инвестиций именно в развитие социальной сферы и дорожной отрасли. Государственно-частное партнерство является инструментом привлечения внебюджетных источников финансирования на реализацию данных проектов. С 2015 года предусмотрена реализация 13 социальных объектов в рамках ГЧП: строительство шести проектов в сфере образования, двух проектов в сфере культуры и пять проектов в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. В части дорожной деятельности предусматривается реализация еще одного большого проекта – дороги общего пользования регионального значения Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар на участке Малая Пера – Ираель, Ираель – Каджером. Реализация проекта позволит обеспечить транспортную доступность и, конечно, будет впрямую влиять на повышение качества жизни населения. В 2015-2017 годах продолжится реализация двух проектов, которые запущены в текущем году: это пансионат для проживания престарелых граждан в Сыктывкаре и центр оказания социальной помощи населению в Усть-Куломском районе. На первоначальной стадии – строительства – в проект вкладывается бизнес, а потом – на этапе эксплуатации данных объектов – правительство как заказчик будет постепенно рассчитываться за строительство и эксплуатацию объекта. Для бюджета это выгодно, потому что выплаты растягиваются по времени. Одномоментное вложение средств при их дефиците проблематично. Государственно-частное партнерство – один из выходов в данной ситуации.
- Особое внимание в рамках планирования бюджета сейчас уделяется государственным программам. Министр экономического развития РК в интервью БНК говорил о том, что программы будут пересматриваться и оптимизироваться. В Госсовете уже прошло несколько заседаний, посвященных госпрограммам. Сейчас уже можно говорить о том, какие программы будут пересмотрены?
- Комиссия по повышению эффективности бюджетных расходов рассмотрит каждую госпрограмму с точки зрения целесообразности. Также будет учитываться та оценка эффективности реализации государственных программ, которая была проведена в 2013 году. Но сказать однозначно, какие программы будут объединяться или какие расходы сокращаться, пока нельзя. Предстоит очень большая работа: необходимо смотреть на программу с точки зрения качества предоставления социальных услуг, саму сеть госучреждений – насколько она оптимально функционирует. Сейчас в рамках 83-ФЗ мы наделили большими правами бюджетные и автономные учреждения, и теперь надо проанализировать, насколько правильно руководители учреждений пользуются финансовой свободой, которая им была предоставлена. Также будет рассмотрена и эффективность господдержки – перед нами очень большой комплекс вопросов, которые еще предстоит рассмотреть.
Комментарии (9)
- Финансовый кризис нас не затронет. Потому что. Я вам точно говорю.
Население, знающее толк в заявлениях официальных лиц, выматерилось негромко и отправилось закупать соль,спички и сахар.
На следующий день в телевизоре появился смущенный донельзя Министр Торговли и сказал:
- Запасы хлеба и товаров первой необходимости позволяют нам с гордостью утверждать, что голод и товарный дефицит нам не грозит. Вот вам цифры.
- Ох! – сказало население и докупило еще муку и крупы.
Министр Сельского Хозяйства для убедительности сплясал на трибуне и сказал радостно:
- Невиданный урожай! Надежды на экспорт! Возрождаемся! Закрома трещат!
- Во даже как! – ужаснулось население и побежало конвертировать сбережения в иностранную валюту.
- Цены на недвижимость упадут! Каждому студенту по пентхаузу! В ближайшем будущем! – не поморщившись выпалил Министр Строительства.
- Да что ж такое, а? – взвыло население и побежало покупать керосин, керосиновые лампы, дрова и уголь.
- Современная армия на контрактной основе. Уже завтра. И гранаты новой системы. В мире таких еще нет. – солидно сказал Министр Обороны. – Ну а чего нам? Денег же – тьма тьмущая. Резервы, запасы и вообще профицит.
- Мама!...- пискнуло население и начало копать землянки.
- Все о-фи-ген-но! Вы понимаете?! О-ФИ-ГЕН-НО!!! – внушал Президент. – Мы уже сегодня могли бы построить коммунизм. Единственное что нас останавливает – нам всем станет нефиг делать. Потому можете спать спокойно! Стабильнее не бывает! Пенсионеры покупают икру ведрами! Предвижу качественный скачок, рывок и прыжок. А количественный – вообще бег! Семимильными шагами к достатку и процветанию. Карибы становятся ближе. Отсель грозить мы будем миру. По сто тридцать центнеров роз с каждой клумбы. Надои будем вообще сокращать. Коровы не могут таскать вымя. Население возмущено дешевизной. Южная Америка просится в состав нас на правах совхоза. Ура!
- Да что ж вы там такое готовите, звери?! – закричало население и на всякий случай переоделось во все чистое.
если на здравоохранение в фед бюджете ассигнования снижены с 487 млрд в 2014 до 421 млрд в 2015, то как можно выполнить все, пусть даже заведомо в халтурном исполнении, социальные обязательства перед населением??
Зато на мусорье, сапоги и прочую шушеру, которая барь от народа охраняет рас ходы растут как на дрожжах. Плюс ко всему каждый пятый рубль в бюджете засекречен. Вот такое путинское хозяйство!
7 ноября 2014 06:00
Распоряжение от 3 ноября 2014 года №2193-р. 10 субъектов Федерации с наивысшей эффективностью региональных органов власти: Республика Татарстан, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Воронежская область, Чеченская Республика, Астраханская, Сахалинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Курская, Тамбовская области.
Справка
Документ
PDF
142Kb
Распоряжение от 3 ноября 2014 года №2193-р
Подготовлено Минэкономразвития.
Во исполнение Правил предоставления субъектам Федерации грантов в форме межбюджетных трансфертов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности органов исполнительной власти (утверждены постановлением Правительства от 3 ноября 2012 года №1142 «О мерах по реализации Указа Президента России от 21 августа 2012 г. №1199») Минэкономразвития представлен доклад об оценке эффективности органов исполнительной власти субъектов Федерации по итогам 2013 года с учётом динамики показателей за трёхлетний период (далее – оценка эффективности).
Комплексная оценка эффективности проводилась в соответствии с методикой оценки эффективности на основе 12 показателей, условно разделённых на три блока: развитие экономики, развитие социальной сферы, опросы населения, а также двух индивидуальных показателей.
Субъекты Федерации в соответствии со значениями комплексной оценки эффективности региональных органов исполнительной власти были распределены по категориям с 1 по 83.
Подписанным распоряжением в 2014 году выделяются гранты бюджетам субъектов Федерации, которым по итогам комплексной оценки эффективности за 2013 год были присвоены категории с 1 по 20.
Категории с 1 по 10 присвоены Республике Татарстан, Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Воронежской области, Чеченской Республике, Астраханской, Сахалинской областям, Ямало-Ненецкому автономному округу, Курской, Тамбовской областям.
Республика Татарстан заняла по итогам 2013 года 1-е место, набрав 66,8 балла из 83 возможных.
Тюменская область (2-е место) добилась высоких результатов в привлечении инвестиций, развитии малого бизнеса, образовании, имеет низкий уровень смертности населения, высокий показатель оценки населением деятельности региональных органов исполнительной власти.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (3-е место) – один из лидеров по развитию малого предпринимательства, жилищному строительству, уровню реальных располагаемых денежных доходов населения, имеет относительно низкий уровень безработицы и относительно высокую ожидаемую продолжительность жизни.
Воронежская область (4-е место) сохранила высокое место в рейтинге благодаря значительной динамике привлечения частных инвестиций, реальных располагаемых денежных доходов населения, налоговых и неналоговых доходов, относительно низкому уровню безработицы, заметному снижению смертности населения.
Чеченская Республика (5-е место) занимает лидирующие позиции по динамике шести показателей, в том числе удельного веса введённой общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда. Регион имеет наименьшую долю детей-сирот, один из самых низких уровней естественной смертности, высокую продолжительность жизни, одну из самых высоких оценок населением деятельности органов исполнительной власти.
В федеральном бюджете на 2014 год предусмотрены межбюджетные трансферты на поощрение за достижение наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации в рамках подпрограммы «Совершенствование федеративных отношений и механизмов управления региональным развитием» государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения» в размере 3484199 тыс. рублей.
Размеры грантов определены пропорционально значению оценки эффективности каждого субъекта Федерации к совокупности этих значений субъектов Федерации, которым в 2014 году предоставляются гранты.
Принятое решение будет способствовать в том числе стимулированию других регионов к повышению эффективности органов исполнительной власти.
Документ рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 30 октября 2014 года.