Проект БНК: «Экзамен для пешехода, водителя и сотрудника ГИБДД»
Ежедневно каждый человек становится участником дорожного движения, выступая в качестве пешехода либо водителя, поэтому безопасность на дорогах зависит от обеих сторон. Анализ аварийности на дорогах свидетельствует, что большинство ДТП происходит вследствие пренебрежения правилами дорожного движения. Именно по этой причине депутаты то и дело ужесточают меру наказания водителям-нарушителям, а пешеходам и вовсе предложили сдавать обязательные экзамены на знание ПДД. Агентство БНК решило устроить своеобразный экзамен по знаниям правил дорожного движения, задав дюжину разнообразных вопросов пешеходу, водителю, а также сотруднику Госавтоинспекции. Они рассказали корреспонденту БНК о том, стоит ли пешеходам учить правила, что участников движения больше всего раздражает друг в друге, кто чаще оказывается виноват на дорогах и как относиться к женщинам за рулем. В качестве пешехода выступил министр образования Республики Коми Владимир Шарков, водителя – президент федерации ММА и грэпплинга Петр Суворов, сотрудника ГИБДД, – инспектор ДПС Ирина Ишимская.
Фото БНК
1. Способно ли ужесточение наказания водителям повысить культуру на дорогах?
Пешеход Владимир Шарков: Конечно. К сожалению, российский менталитет таков, что мы привыкли к авторитарной форме правления. Мы привыкли надеяться на «авось»: авось проскочу, авось не задену. Нередко водители даже не задумываются о возможных последствиях. Я считаю, в нашем государстве на данный момент без жестких рамок невозможно, потому что зачастую мы неправильно трактуем для себя слово демократия и иной раз путаем ее с вседозволенностью.
Водитель Петр Суворов: Определенно, да. Ужесточение наказания - это очень хороший сдерживающий фактор, благодаря которому водители чувствуют свою ответственность перед другими участниками движения.
Сотрудник ГИБДД Ирина Ишимская: На мой взгляд, нет. Дело в том, что поведение людей зависит в первую очередь от их уровня воспитания, образования, менталитета. Я думаю, что нужно начинать с малого, уже со школьной скамьи прививать детям привычку быть вежливыми, корректными. Это, уж поверьте, наверняка поспособствует повышению уровня культуры на дорогах, потому что самая главная проблема среди современных водителей – это отсутствие взаимопонимания, нетерпимость по отношению друг к другу. Зачастую именно агрессивное поведение автомобилистов становится причиной конфликтных ситуаций на дорогах. И подобная картина, думаю, распространена не только в Сыктывкаре.
2. Пешеходы должны изучать правила дорожного движения наравне с водителями?
Пешеход Владимир Шарков: Думаю, да, причем основная ответственность все же должна лежать на родителях, которые зачастую подают не самый лучший пример, – и это большая проблема. Пока ребенок в школе, учителя его учат правилам, но, как только он попадает в зону ответственности родителей, вот тут и начинается самое интересное. Не раз был свидетелем того, как родители берут за руку ребенка и перебегают вместе с ним дорогу в неположенном месте или на красный свет. Почему, когда ребенок пробует спайс, к примеру, мы сразу говорим о его воспитании, а когда перебегает дорогу, мы считаем это нормой? Вот так мы и получаем потенциальных нарушителей в будущем, безалаберных водителей и пешеходов, которым уже никакое обучение не поможет. Поэтому все-таки родители в вопросах воспитания должны идти рука об руку с учителем, иначе мы вырастим поколение, которое не будет считаться ни с какими правилами.
Водитель Петр Суворов: А почему нет, ведь пешеход является таким же участником движения, как и водитель, поэтому, естественно, он тоже должен знать правила. Это, в какой-то степени, необходимо для их же собственной безопасности.
Сотрудник ГИБДД Ирина Ишимская: В школах, детских садах детям прививают знания безопасного поведения на дороге, но дело в том, что по мере взросления люди начинают забывать все ранее изученное. Лично я бы предложила в обязательно порядке учить пешеходов правилам дорожного движения.
3. Бывают ли ситуации, когда пешеход оказывается опаснее водителя?
Пешеход Владимир Шарков: Здесь могут быть совершенно разные ситуации. Естественно, мы привыкли, что водитель более опасен, все-таки он владеет средством повышенной опасности. Но, с другой стороны, и пешеход может создать ситуацию, в которой пострадают несколько человек. К примеру, выпивший человек одинаково опасен, будь то пешеход или водитель.
Водитель Петр Суворов: Я тоже считаю, что все зависит от ситуации, и последствия могут быть тяжелые как по вине водителя, так и по вине пешехода. Но все-таки вы же сами понимаете, что столкновение машин на высокой скорости влечет более серьезные последствия, нежели столкновение с пешеходом. Для водителя столкновение с пешеходом может обернуться разве что психологической травмой. Хотя, если водитель, дабы не столкнуться с пешеходом, уйдет в столб, тогда, пожалуй, можно предположить, что пешеход был более опасен.
Сотрудник ГИБДД Ирина Ишимская: Бывает, пешеходы провоцируют дорожно-транспортные происшествия, причем с достаточно тяжелыми последствиями. Довольно часто опасные ситуации создают выбегающие на дорогу дети, которые остались без присмотра родителей. В моей практике был один случай в Красном Затоне. Мама с ребенком поехала на автобусе в детский сад, и, чтобы не опоздать самой на работу, она своему четырехлетнему малышу на словах объяснила, как переходить дорогу, и отправила одного. Детей в таком возрасте вообще нельзя оставлять одних, и в итоге ребенка сбила машина. Я сама лично с матерью беседовала, и у нее в глазах был вопрос: «А что тут такого? Он у меня всегда сам ходит в садик». Вот он – наш менталитет. Из-за безответственности родителей пострадал ребенок. Так что возвращаемся к тому же: культура, в том числе и на дорогах, неразрывно связана с уровнем воспитанности человека.
4. Кто чаще оказывается виноват в ДТП – пешеход или водитель?
Пешеход Владимир Шарков: Думаю, обоюдно. Конечно, когда ты находишься в роли пешехода, – ругаешь водителей, как только оказываешься в автомобиле, даже в качестве пассажира, то заранее начинаешь ненавидеть пешеходов, потому что они частенько препятствуют быстрому движению. К слову, я довольно часто бываю в Москве, поэтому могу с уверенностью сказать, что у нас в городе водительская культура и соблюдение правил пешеходами на высоте, поэтому в большинстве ДТП виноваты обе стороны.
Водитель Петр Суворов: Я думаю, водитель, потому что он все-таки защищен железом и поэтому чувствует себя более уверенно. Пешеходы все-таки бережнее относятся к своей жизни и стараются быть более ответственными на дорогах, потому что в случае ДТП в первую очередь пострадают они.
Сотрудник ГИБДД Ирина Ишимская: По статистике, конечно, водитель, потому что он управляет средством повышенной опасности, соответственно, должен быть более ответственным.
5. Как вы относитесь к водителям, которые паркуют машины на тротуарах?
Пешеход Владимир Шарков: С одной стороны – плохо, потому что таким образом водитель нарушает права пешеходов. Но с другой стороны, давайте будем честными, если бы мы предоставили больше возможности для парковки, тогда и так называемых «хамов», паркующихся на тротуарах, стало бы меньше.
Водитель Петр Суворов: Конечно, отрицательно, и это, кстати, большая проблема, в особенности это касается дворовых площадок. У нас в городе люди часто позволяют себе парковать машину на детских площадках. Нередко слышу о ситуациях, когда дети играют в футбол на площадке, где припаркована машина, и мяч, естественно, попадает в автомобиль. В итоге человек, у которого сработала сигнализация, вместо того чтобы убрать машину с футбольного поля, выглядывает с балкона и угрожает детям проткнуть им мяч. Конечно, я к подобному поведению отношусь крайне негативно.
Сотрудник ГИБДД Ирина Ишимская: Смотря какой это тротуар и что мы вообще имеем в виду под этим понятием. Тротуар как элемент дороги должен быть соответствующим образом оборудован. Так вот по таким тротуарам ездить нельзя - штраф 2000 рублей.
6. Каким должен быть идеальный современный водитель?
Пешеход Владимир Шарков: Идеальный водитель для меня - это человек, который не только хорошо знает правила, но и грамотно их применяет, умеет принимать правильные решения и вовремя реагировать на внештатные ситуации. У меня, признаюсь, тоже есть водительские права, но я за руль не сажусь, потому что я не уверен, что справлюсь и не буду представлять угрозу для окружающих, грубо говоря, «мозги под руки не подточены». Поэтому для меня идеальный водитель - это уверенный в себе водитель.
Водитель Петр Суворов: В первую очередь, как и любой другой человек, он должен быть вежливым – это очень важно. Естественно, он должен знать и соблюдать правила. Ну и идеальный водитель – это человек, который не дает своим эмоциям возобладать над разумом.
Сотрудник ГИБДД Ирина Ишимская: Он должен четко знать правила дорожного движения, должен быть любознательным и интересоваться новыми поправками в законодательстве. Очень важно быть корректным и вежливым на дороге. Хочу сказать, что у нас в городе есть такие автомобилисты, и это похвально.
7. Имеет ли право пешеход идти вне пешеходного перехода или на красный свет, если, например, вокруг нет машин?
Пешеход Владимир Шарков: Когда я по выходным иду на работу и прохожу мимо нашего знаменитого светофора возле ЦУМа, который говорит на коми языке, то часто вижу, как люди позволяют себе перебежать дорогу на красный свет. Многие считают, что светофор необходим только для того, чтобы регулировать движение при большом потоке машин. Я считаю, что ради собственной же безопасности нужно соблюдать все правила, даже если вокруг нет машин и кажется, что жизни ничего не угрожает.
Водитель Петр Суворов: Нет конечно. Пешеходы ждут соблюдения правил от водителей, но вот о себе частенько забывают. Очень не люблю пешеходов, которые якобы знают свои права, а вот об ответственности не думают. Поэтому, давайте уж будем обоюдно соблюдать правила, а не требовать этого от других.
Сотрудник ГИБДД Ирина Ишимская: Согласно правилам дорожного движения, если в зоне видимости нет перехода, человек может перейти дорогу, но исключительно под прямым углом и только если поблизости нет автомобилей. Однако в Сыктывкаре переходить дорогу нужно только по пешеходному переходу, даже если нет машин, потому что пешеход может не заметить мчащуюся на скорости машину, особенно на проспектах. В такие моменты просто нужно задуматься о том, что соблюдение правил в интересах самого пешехода, ведь, если его собьют, пострадает не только он, но и его близкие и родные.
8. Пешеход всегда прав?
Пешеход Владимир Шарков: Думаю, нет. Я понимаю, что на водителях все же больше ответственности, и в случае ДТП они меньше пострадают, но ведь бывают случаи, когда пешеход провоцирует аварию. Пешеходы тоже должны заботиться о своей безопасности, внимательно оценивать ситуацию, прежде чем переходить дорогу, а не надеяться на то, что водитель обязан их пропустить. Очень часто вижу молодых людей, которые с наушниками в ушах идут по пешеходному переходу медленно, вальяжно, дескать, «я знаю свои права, и ты обязан меня пропустить», или вообще перебегают дорогу в недозволенном месте, совершенно не заботясь о безопасности. Как в таком случае можно утверждать, что виноват только автомобилист? На мой взгляд, в таких ситуациях именно водитель выступает в роли пострадавшего.
Водитель Петр Суворов: Нет, потому что и пешеход, и водитель являются равноправными участниками дорожного движения.
Сотрудник ГИБДД Ирина Ишимская: В настоящее время, согласно законодательству, пешеход в большинстве случаев прав. В отношении пешеходов предусмотрена, конечно, некоторая административная ответственность, но не такая ожесточенная, как у водителей. Однако это не значит, что пешеходу не нужно быть внимательным, подходя к переходу, он должен обязательно убедиться, что его пропускают автомобили, это в интересах его же безопасности. Бывают ситуации, когда водитель не видит пешехода, особенно в осенний период, когда на дорогах из-за погодных условий плохая видимость.
9. Нужно ли ужесточать меру наказания пешеходам?
Пешеход Владимир Шарков: Если мы говорим о демократическом обществе, то в таком случае, почему мы выделяем одних, при этом не распространяя меру ответственности на других. Считаю, что за безопасность на дорогах ответственны все - как пешеходы, так и водители. А если мы одним ужесточаем, а другим – нет, тогда пешеход будет чувствовать себя вольготно и не бояться создавать опасные ситуации.
Водитель Петр Суворов: Я думаю, что в нашей стране к порядку можно прийти только посредством жестких правил. Если будут какие-то послабления или несущественные штрафы, то русский народ их будет просто игнорировать – менталитет у нас, к сожалению, такой. Поэтому, пожалуй, ужесточать меру наказания нужно не только водителям, но и пешеходам.
Сотрудник ГИБДД Ирина Ишимская: Думаю, если мы ужесточаем меру ответственности одним, то должны это сделать и по отношению к другим.
10. Что вас больше всего раздражает в других участниках движения?
Пешеход Владимир Шарков: В первую очередь люди, которые нарушают правила и создают угрозу другим. Особенно не люблю водителей, так называемых лихачей, которые подрезают других. Я понимаю, что они спешат, но нужно ведь осознавать, что в случае аварии можно не только себе навредить, но и другим жизнь искалечить.
Водитель Петр Суворов: Больше всего меня раздражают велосипедисты, которые передвигаются по дорогам, не соблюдая абсолютно никаких правил. Ну и, конечно, большая проблема на дорогах – это хамство и невежливость, причем как между водителями, так и пешеходами. На самом деле, раздражающих факторов достаточно: человек, который идет на красный свет и делает вид, что так и надо, «лихачи», которые то и дело подрезают, или даже те люди, которые находятся вместе с тобой в салоне автомобиля.
Сотрудник ГИБДД Ирина Ишимская: Лично меня ничего не раздражает. Единственное, хотелось бы, чтобы люди на дорогах были более вежливы друг к другу и старались не нарушать правила дорожного движения.
11. Где чаще всего происходят ДТП, в городе или за его пределами?
Пешеход Владимир Шарков: Я думаю, за городом, потому что в городе водитель все-таки более сконцентрирован, и он знает, что в любой момент на дорогу может выскочить пешеход. Когда же он выезжает на трассу, то сразу расслабляется и теряет контроль над собой. Это, по-моему, самая опасная ситуация, и из-за этого, наверное, и происходят все самые тяжелые ДТП. К тому же за городом качество дорог оставляет желать лучшего, когда отремонтированный участок дороги неожиданно сменяется некачественным.
Водитель Петр Суворов: Мне тяжело судить, но думаю, что мелких аварий в городе все же больше. За городом аварий меньше, но там они в большинстве своем с трагическими последствиями.
Сотрудник ГИБДД Ирина Ишимская: Однозначно в городе. Причем большое количество административных ДТП происходит на главных перекрестках города - при нарушении правил перестроения или правил проезда перекрестков. Также очень часто ДТП происходят на нерегулируемых пешеходных переходах.
12. Как вы относитесь к женщинам за рулем?
Пешеход Владимир Шарков: Бытует мнение, что, как раньше, женщина на корабле приносила неудачу, так и сейчас женщина за рулем принесет несчастье. Но я считаю, что женщины за рулем – это уже норма, тем более в наше время, когда права мужчин и женщин идентичны. Я иной раз встречаю женщин, которые управляют автомобилем лучше мужчин, и с ними в машине чувствуешь себя гораздо спокойнее. К тому же женщины зачастую более осмотрительны и осторожны на дорогах, хотя, конечно, есть исключения, но они есть как среди женщин, так и среди мужчин.
Водитель Петр Суворов: Я вполне спокойно отношусь к женщинам за рулем. Тем не менее, не могу не отметить, что женщины, в большинстве своем, ездят очень аккуратно, перестраховываясь. Довольно часто возникают ситуации, когда ты куда-то спешишь, а перед тобой едет девушка, которая ну очень медленно ориентируется по ситуации. В таком случае я знаю точно: я опять никуда не успею.
Сотрудник ГИБДД Ирина Ишимская: Я делю женщин на два типа. Первый тип: женщина – такси. Она знает все правила ПДД, уверенно справляется с любыми неожиданными ситуациями на дороге. С такими женщинами очень легко разговаривать. И второй тип – это те женщины, которым легко достались дорогостоящие автомобили. Они особо правилами не интересуются, и машина для них не средство передвижения, а дорогой аксессуар. Вот с такими автоледи разговаривать довольно тяжело, и они из-за своего незнания частенько нарушают правила. Что касается лично меня, я с агрессией в свой адрес никогда не сталкивалась. Скорее, наоборот, с моим появлением люди становятся спокойнее и легче идут на контакт.
Комментарии (12)
Как прикажете поступить с теми, кто не сдал? )))))) На улицу не выпускать?
Я буду знать о твоем намерении и не буду за тобой пристраиваться.
Увидев такого пешехода без головного убора, перебегающего улицу чернова, многие водители могут отвлечься на оценку пробора и останется народ без "любимчика" чернова ?!
ВАШЕ УДИВЛЕНИЕ МЕНЯ УДИВЛЯЕТ !