Заместитель председателя Коми НЦ УрО РАН Владимир Володин: «Наука сейчас приобретает черты бизнеса, в котором не стыдно зарабатывать»
В этом году Федеральное агентство научных исследований (ФАНО) проводило мониторинг региональных научных центров. По итогам исследования, Коми научный центр возглавил рейтинг, в котором оказалось 39 научных организаций со всей страны. Заместитель председателя Коми НЦ, заведующий лабораторией биохимии и биотехнологии Института биологии профессор Владимир Володин рассказал БНК о том, как Коми НЦ удалось достичь таких показателей.
Фото Юрия Кабанцева
- В чем состояла цель мониторинга ФАНО?
- Этот мониторинг стал одним из следствий реформы РАН, которая начала разворачиваться с осени прошлого года. Изначально она была воспринята научным сообществом настороженно, отрицательно и болезненно. В ходе реформы Академия наук, у которой в ведомстве раньше находилось огромное количество институтов по всей стране и которая делилась на региональные отделения, теперь перестала напрямую управлять институтами с точки зрения хозяйственной деятельности. Но за Академией сохранилось научно-методическое руководство, поэтому говорить, что произошло что-то непоправимое, все же нельзя. Хотелось бы, чтобы мы заняли умеренную позицию по отношению к реформе. Что касается ФАНО, то это та организация, которая управляет всей текущей хозяйственной деятельностью институтов.
- Можно ли на данный момент наблюдать какие-то отрицательные последствия реформы?
- Очень сильно пострадали региональные отделения РАН, сократилось число выполняемых ими функций, что повлекло сокращение людей — управленцев, научных сотрудников этот процесс не коснулся. Долгое время мы были в напряжении, потому что была непонятна судьба региональных научных центров. Коми НЦ как академическая единица в Сыктывкаре появился в годы войны, когда сюда была эвакуирована Северная база АН СССР из Архангельска и Кольская база АН СССР из Кировска Мурманской области. До реформ 80-90-х годов Коми НЦ со всеми институтами был одним юридическим лицом, затем институты стали самостоятельными. Центр только координирует их работу. Мы опасались, что в ходе новой реформы Коми НЦ, как и другие региональные центры, может быть упразднен.
- Какие функции на сегодня выполняет Коми научный центр?
- Некоторые говорят: «Они бюрократы, давайте их уберем». Но это совсем не так. Мы не только бумаги пишем: координируем работу институтов, выполняем междисциплинарные проекты, инициируем рождение новых научных направлений, которые потом вырастают до институтов. Наши специалисты являются экспертами в законотворческом процессе, дают консультации при разработке крупных инвестиционных проектов. У нас много единых служб: библиотека, аспирантура, экспериментальные мастерские, гаражное хозяйство. Мы сохранили учреждения социальной сферы: амбулаторию и детский сад. Мы сумели сохранить единый научно-имущественный комплекс, чего большинству региональных центров не удалось.
- Поэтому Коми научный центр возглавил рейтинг ФАНО?
- Очевидно. Но надо понимать, что в этом мониторинге не было соревнования и элемента борьбы. Федеральное агентство научных организаций просто хотело оценить, в каком состоянии сейчас находятся региональные научные центры, какие из их координационных, научных, вспомогательных функций работают, а какие уже нет. Это исследование показало, что мы — наш Коми НЦ — сохранил то рациональное, что было заложено еще в советское время – иметь в своей структуре научные подразделения, которые могут в перспективе стать новыми институтами, координировать междисциплинарные проекты в пользу социально-экономического развития Республики Коми, обеспечивать работу Институтов — начиная с гаража и заканчивая аспирантурой. Коротко говоря, результатами мониторинга мы удовлетворены.
- Таким образом, рейтинг касался организационно-методической работы региональных центров. Расскажите, пожалуйста, непосредственно о научной деятельности. В основном мы слышим о достижениях Института биологии, чем занимаются остальные пять институтов?
- Институт биологии самый большой и имеет самую давнюю историю и традиции. Кроме того, в числе его приоритетов всегда была связь с общественностью. Институт биологии жители Республики Коми и даже за рубежом хорошо знают хотя бы за его громадную созидательную деятельность на охраняемых природных территориях. Но это не значит, что другие институты хуже, слабее и о себе ничего не говорят. Геологи также звучат, экономисты не привыкли о себе шуметь, но оказывают огромную помощь нашей республике в законотворчестве, химики звучат по прикладным направлениям и инновациям, например, по переработке древесной зелени. Институт языка, литературы и истории несет миссию сохранения языка и культуры. Недавно выпущенный ими словарь получил госпремию правительства Республики Коми, есть замечательный музей археологии и этнографии. Институт физиологии выделился из Института биологии, но уже имеет и свои научные школы, и традиции. Лаборатория биохимии и биотехнологии Института биологии, которой я руковожу, совместно с физиологами занимается разработкой средств повышения работоспособности для спорта и восстановительной медицины. Один из наших препаратов использует известный путешественник Федор Конюхов во время своих длительных переходов.
- Как это получилось?
- В разговоре со штабом экспедиции Конюхова выяснилось, что медико-биологическим обеспечением его группы никто не занимается. Физиологи (профессор Евгений Бойко) дал рекомендации по питанию и витаминам. А мы – адаптогенный препарат Адастен. Только при таком грамотном подходе можно ожидать эффективного использования адаптогенов. Вместе с физиологами мы участвуем в работе со спортсменами, лыжниками. Наши препараты ни в коем случае не являются допингами, на фоне витаминов они дают повышение работоспособности в аэробных видах спорта.
- Не так давно прозвучала информация, что Коми научный центр и Сыктывкарский университет ведут переговоры о создании общей образовательной площадки. Это так?
- Это хорошая перспектива. Это совсем не значит, что появится какое-нибудь новое юридическое лицо. Формы могут быть разными, и мы эти инициативы поддерживаем, например, по созданию совместных кафедр. Марина Дмитриевна (Истиховская — БНК) — руководитель современного типа, и у нее большие планы. Сейчас создается медицинский факультет, откроется кафедра физиологии, кафедра биохимии медицины катастроф — и это будут не просто красивые вывески. В Институте естественных наук идут шаги по созданию кафедры биотехнологии. Благодаря взаимодействию науки и образования можно создать целый ряд новых направлений. Сотрудники Коми НЦ могут читать лекционные курсы, у нас этот потенциал не востребован, и это будет большая помощь преподавателям университета, которые и так перегружены часами.
- Институты Коми НЦ в финансовом плане находятся на равных условиях?
- Финансирование в рамках РАН зависит от квалификации штата: если в Институте биологии 23 доктора и 111 кандидатов наук, а в других институтах их число меньше, то понятно, что это скажется на средней заработной плате. С другой стороны, сейчас много возможностей получать гранты из различных программ – региональных, российских и международных. Есть возможность заключать хоздоговоры с предприятиями - теперь не принято сидеть на печи и ждать, пока на тебя свалятся деньги. Поэтому бюджеты институтов отличаются за счет дополнительного финансирования из различных источников, как бюджетных, так и внебюджетных. Становится возможным зарабатывать и на внедрении инновационных проектов. Так что наука приобретает черты бизнеса, в котором не стыдно зарабатывать при высокой конкуренции.
Комментарии (21)
Ан нет, это ж работать надо, проще бумажки писать и во Вьетнам кататься за счет меня, налогоплательщика.
http://news.mail.ru/politics/18193428/?frommail=1
Так же регионы являются колониями для москвы. Все мечтают перехать в москву =))