Надежда Гулицкая: «Скоро я предстану перед сыктывкарцами в образе Царицы Ночи»
13 мая в Центре культурных инициатив «Югор» состоится концерт «Рулады птиц, цветов благоуханье...», который станет первым из цикла «Республика музыкальных звезд». Этот проект Колледжа искусств стал возможным благодаря гранту главы региона и посвящен году культуры в России. В программе вечера прозвучат романсы и песни Шумана, Грига, Сен-Санса, Пуленка, Алябьева, Римского-Корсакова, Рахманинова, Свиридова. В концерте примут участие музыканты Елена Лапшина, Наталия Расторгуева, Ирина Мишина, Елена Койдан. В качестве вокалистки приглашена артистка Московского театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой и приглашенная солистка Большого театра России Надежда Гулицкая. За несколько дней до выступления исполнительница ответила на вопросы агентства БНК.
Фото из архива Надежды Гулицкой
- Когда возникли интерес и желание заниматься музыкой профессионально?
- Интерес к музыке передался от мамы, которая, убаюкивая меня, успевала спеть огромный песенный репертуар - от колыбельных до советских пионерских песен, таких как «Взвейтесь кострами, синие ночи!» Мама всегда мечтала научиться музыке. К сожалению, ей не удалось осуществить эту мечту. Зато повезло мне, когда после прослушивания в детском садике мне порекомендовали идти на экзамены в подготовительную группу музыкальной школы. В то время был серьезный конкурсный отбор, и, кажется, уже тогда я начала оценивать происходящее с профессиональным подходом. Будучи маленькой девочкой, я сказала маме: «Мне кажется, меня должны взять. Я пела очень то-о-оненьким голосочком!»
- Вы родились в Ухте. Первые шаги на музыкальном поприще были сделаны там? Помните свое первое выступление?
- Да, я закончила хоровое отделение Ухтинской детской музыкальной школы №1. Обучение проходило легко, естественно, и было очевидно, что надо продолжать учиться. Впервые сольно я выступала как пианистка. Я была еще в подготовительной группе, но педагог по фортепиано Татьяна Рудольфовна Шнор доверила мне выступить с другими старшими учениками в отчетном концерте класса. Эта ответственность меня ничуть не испугала, и, выходя на свой номер, я не сочла уместным воспользоваться лестницей, а взобралась на достаточно высокий сценический подиум прямо с пола.
- В вашей биографии друг за другом следуют учеба в Сыктывкарском училище искусств (дирижерско-хоровое отделение) и в московской Академии хорового искусства по специальностям «Вокальное искусство» и «Хоровое дирижирование». Решение продолжать обучение в столице далось легко?
- До решения продолжать обучение в столице было еще нескромное, но очень сильное желание осуществить перевод из Сыктывкарского училища в любое музыкальное училище Москвы или Санкт-Петербурга. Я написала письма почти во все средние музыкальные учебные заведения и получила разные ответы. Самым интересным был из московского хорового училища имени Свешникова. Там было написано так: «Милая Надюша, мы были бы очень рады видеть тебя у нас в училище, но, к сожалению, у нас учатся только мальчики». А внизу была приписка: «Но, если вы так желаете, у нас с 1992 года появилось высшее звено, Академия хорового искусства, где уже и девушки имеют право учиться, так что приезжайте к нам на прослушивание». Я почувствовала, что это мое, и поехала поступать уже сразу в академию.
- Вы работали с разными коллективами, выступая в качестве участника хора, хормейстера, вокалистки. Что интереснее?
- Интересно, сложно и легко все по-своему, по-разному. Опыт пения в хоре дал колоссальный навык ансамблевости, умения воспринимать музыку изнутри. Работа хормейстером обогатила волевыми качествами, привнесла целостность в понимании, осознании музыки. Амплуа вокалистки подразумевает в себе наличие всех этих качеств, но, наверное, он все-таки самый привлекательный из-за максимальной приближенности к женскому началу.
- С 2008 года вы сотрудничаете с театром музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. Что привлекает вас в этой работе?
- Там произошло настоящее рождение моей творческой личности. Меня привлекают в хорошем смысле свобода, отсутствие ограничений, рамок. Благодаря этой работе неожиданно я открыла и продолжаю открывать в себе много нового. Многие люди воспринимают театр Камбуровой как место, в котором поют только бардовские песни. Это неверное, ошибочное представление. Под крышей театра в дружеской, семейной атмосфере собрались ведущие профессиональные музыканты, актеры, певцы разных направлений - академическое, народное, эстрадное пение, режиссеры. Все это необычайно дополняет друг друга и дает эксклюзивный результат.
- Вас также представляют как приглашенную солистку Большого театра. В каких партиях уже удавалось выступать на самой известной сцене страны?
- Да, на сайте Большого театра есть информация обо мне как приглашенной солистке. Я спела в июне 2013 года партию Царицы Ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта».
- 13 мая вы представите программу «Рулады птиц, цветов благоуханье...» Как возникла идея этого концерта, как собирался репертуар?
- Идея возникла из-за смены репертуара. Дело в том, что в амплуа лирико-колоратурного сопрано я относительно недавно. Когда стала осваивать новые произведения, подходящие этому типу голоса, обнаружила, что собралось много романсов и песен, посвященных теме птиц и цветов. Возникло желание объединить эти произведения в одной программе. Я рассказала свои мысли Олегу Синкину, музыкальному руководителю театра Камбуровой. Он меня поддержал, сделал замечательные аранжировки романсов, и уже 7 марта нам с музыкантами удалось провести первый концерт на сцене театра.
- В конце 2013 года сыктывкарцы могли слышать вас на концерте, посвященном 70-летию Колледжа искусств. Но есть информация, что в 2014 году вы примете участие в постановке оперы «Волшебная флейта» в Государственном театре оперы и балета Республики Коми. Правда ли это? Что можете рассказать о вашей роли в постановке?
- Да, это правда. Я получила такое предложение и дала согласие. Мне предстоит исполнить партию Царицы Ночи. Это роль коварной, злой женщины, представительницы темных сил. Партия очень сложная и технически, и энергетически. Трудно совмещать этот образ с музыкальным материалом, написанным Моцартом. Не случайно существует понятие драматического колоратурного сопрано, которое подразумевает наличие у певицы одновременно возможностей колоратурного сопрано и густой окраски тембра, как у драматического сопрано. Моя природа больше тяготеет к лирике, и мне достаточно непросто настраивать себя на эту роль.
Комментарии (13)