12:15, 30.01.2014

Блюз-рок гитарист Владимир Мороков: «Говорят, что блюз играют хорошие музыканты, когда они пребывают в плохом настроении»

Первого февраля на площадке столичной хаб-кофейни «Melody house» пройдет акустический квартирник сыктывкарской блюз-рок группы «Своя компания». В преддверии концерта корреспондент БНК пообщался с одним из участников бэнда, гитаристом Владимиром Мороковым, известным не только своими музыкальными пристрастиями, но и плодотворной научной работой в области иммунологии. Автор более чем семидесяти научных публикаций, создатель лаборатории иммуногематологии при Кардиологическом центре Коми, доктор медицинских наук Владимир Мороков в деталях рассказал о своем втором музыкальном «я» и в подробностях описал симптоматику своего «рок-заболевания».

KIR_4635.jpg

Фото Кирилла Затрутина

- С чего началось ваше увлечение рок-музыкой?

- С магнитофона «Астра», его мне родители после окончания девятого класса купили. Я стал доставать и переписывать записи The Beatles, Creedence, The Rolling Stones. Со временем взял в руки гитару, стал постепенно осваивать инструмент. С годами интерес к музыке возрастал в геометрической прогрессии, пошли первые школьные ансамбли, в общем, что называется, понеслась.

- Романтика рок-н-ролла на профессиональное музыкальное поприще не манила?

- Нет, в советские годы даже мечтать об этом не приходилось, беря в руки гитару, я понимал, что это хобби, не более. Профессионально занимаясь музыкой, можно было доиграться разве что до статуса музыканта какого-нибудь элитного ресторана, а это прямая дорога к алкоголизму и деградации, а такой вариант как-то не прельщал.

- А как дома относились к такому хобби?

- С пониманием, никто никогда мне никаких выговоров не делал. Если получается, то пусть уж лучше будет это увлечение, чем какое-нибудь пагубное пристрастие или пустое времяпрепровождение. Один раз только был довольно забавный случай. Летом 1997 года в Сыктывкаре проходил вечер, посвященный 55-летию Пола Маккартни. Музыканты собрались разные, и молодежь, и вполне солидные мужчины, все они пытались исполнять песни великой группы. Репортаж с этого концерта делало наше местное телевидение. И в сюжете показали небольшой кусочек, где я на гитаре играю. Помню потом недоумевающий взгляд отца, он мне ничего, конечно, не сказал, но было заметно, что увидеть меня в такой компании он не ожидал. Сыном-то гордился, доктор медицинских наук, а тут попал на такое мероприятие, да еще и на гитаре играл «по телевизору».

KIR_4587.jpg

- Раз уж заговорили о ваших научных достижениях, расскажите, как вам удавалось совмещать серьезную научную деятельность и музыку?

- Как-то ухитрялся по вечерам понемножку играть, по выходным. Были периоды, когда приходилось откладывать в сторону инструмент и делать многомесячные перерывы. Где-то с начала 2001 года появилась возможность работать с аудиоредакторами, самому все наигрывать и сводить целые композиции, я этим делом увлекся, и это тоже как-то подзадоривало. Сейчас со временем проще стало, поскольку серьезно медициной я больше не занимаюсь, с гитарой могу работать гораздо больше, чем раньше.

- Расскажите о группе, в которой вы сейчас играете?

- Рок-группу «Своя компания» организовал в начале лета 2008 года ее лидер, вокалист, автор музыки и слов практически всех исполняемых песен Станислав Клименок («Клим»). Изначально бэнд назывался Old Blues Route, позднее был переименован в Old Blues Way, что в переводе с английского означает «Старые корни блюза» и «Старым блюзовым путем», соответственно. В 2012 году Станислав переосмыслил творчество коллектива и решил дать группе русскоязычное название, так и появилась «Своя компания».

- Почему решили отказать от англоязычного названия?

- А зачем оно нам? В основном мы играем песни, которые пишет Стас, они на русском языке. Иметь в таком случае иностранное название просто нелогично. Кроме того, слово «блюз» в первоначальных вариациях существенно сужало жанровые характеристики, а замыкаться только на одном стиле у нас в планах не было.

KIR_4620.jpg

- В каких направлениях планировали творить?

- Наша главная задача - максимально разнообразить музыку, мы экспериментируем с такими стилями, как блюз, ритм-энд-блюз, блюз-рок, кантри, кантри-блюз, рокабилли. Во второй половине 2012 года у нас работали клавишник и саксофонист. Проанализировав наше творчество, мы пришли к выводу, что зачастую мы играли то, что, по сути, блюзом и не является. Именно тогда мы и решили, что пора «возвращаться домой» и серьезно пересмотреть звучание бэнда. Все элементы, не свойственные блюзу и другим родственным ему стилям, из музыки группы были устранены.

- Если говорить о музыкальных экспериментах, что конкретно делаете в этом направлении?

- Главная особенность блюза в том, что он очень хорошо гибридизируется с разными направлениями. Я вот слышал очень интересную вариацию, когда блюз был совмещен с сибирской музыкой, горловым пением и варганом. Американец один ездил по миру и заехал куда-то в Саяны, где познакомился с каким-то хакасским шаманом, и у них такой вот творческий союз образовался, они даже компакт-диск записали. Подобными вещами много кто из популярных исполнителей занимался. Гарри Манкс, канадец, например, умудрился совместить блюз и традиционную индийскую ситарную музыку, результат получился потрясающий. «Своя компания», конечно, такими оригинальными решениями пока похвастать не может. Наши эксперименты все-таки больше по части гитарного звука. На меня, как на гитариста, возложена серьезная задача сделать своеобразный и, главное, узнаваемый звук. Так, я не всегда играю в блюзовой манере, зачастую использую приемы из других стилей, в частности прогрессив-рока, но ими стараюсь не злоупотреблять, дабы музыку не усложнить и не затруднить ее восприятие.

- Вы тесно вращаетесь в музыкальных кругах, что, по-вашему, поменялось в рок-тусовке со времен вашей молодости?

- Особенно ничего не поменялось, энтузиазм и запал все те же. Сейчас возможностей стало больше, в основной своей массе музыкальные проблемы решаются деньгами. Я говорю о доступности инструментов и оборудования, купить сейчас можно все что угодно. Во времена моей молодости такого не было. Ключевая установка того периода - «доставать», найти инструменты и музыкальные записи было очень не просто. Информация об исполнителях и их произведениях сейчас в открытом доступе, а в Советском Союзе почти все было через радио. Страны Восточной Европы, входившие в так называемый «соцлагерь», довольно сильно болели этой рок-заразой и через их радиовещание музыкальные новинки доходили и до наших приемников - радиостанции союзников по Варшавскому договору советским идеологам глушить было как-то нехорошо.

KIR_4626.jpg

- С молодыми исполнителями общий язык находите?

- Конечно, я прекрасно общаюсь с музыкантами всех возрастов, тем более что в Сыктывкаре рок-тусовка не велика и почти все друг друга знают. Себя я, в силу возрастных особенностей, называю «палео-рокер». Много моих товарищей уже ушли в мир иной, народу остается все меньше и меньше, в какой-то степени себя я ощущаю «последним из могикан».

- Вернемся к музыке, о выпуске альбома не задумывались?

- Эта идея уже давно завладела нашими умами, но здесь все упирается в финансы. Запись в студии удовольствие не из дешевых, пока такой возможности нет, но со временем, думаю, и до полноценной студийной работы доберемся.

- Зарабатывать музыкой на музыку не пробовали?

- В России зарабатывать на блюзе перспектива весьма и весьма сомнительная. Широкой аудиторией эта музыка не востребована. К великому сожалению, в нашей стране правят бал гламурная попса и экстремальные стили тяжелой музыки. Вспомним тот же «Автограф» - отечественная прогрессив-группа, в состав которой входили замечательные образованные музыканты высочайшего уровня. Долго этот коллектив не просуществовал - распались, выпустив два альбома. А все потому, что на ментальном уровне эта музыка у нас не воспринимается. С блюзом похожая ситуация. Есть такое выражение, не помню, к сожалению, кто автор: «Говорят, что блюз играют хорошие музыканты, когда они пребывают в плохом настроении», - думаю этим все сказано.

KIR_4595.jpg

- К вопросу о ментальности. Бытует мнение, что рок-музыкант - это человек ограниченный и недалекий. Вы на собственном примере доказываете обратное. Что это - исключение из правил или ложные стереотипы?

- Я убежден, что все это глупый миф, ограниченные, недалекие и бездарные люди просто не способны делать такую музыку. Божья искра есть в каждом из этих людей, взять, например, наших Шевчука или Макаревича с Гребенщиковым, они пишут очень приличные стихи, это талантливые люди с разносторонними дарованиями, очень интересные собеседники. Негативное отношение к рок-музыке - это постсоветский шлейф. Власть эту музыку не любила и при случае пыталась смаковать разные эпизоды или происшествия, связанные с алкоголем, наркотиками и другими скандалами, но ведь это не показатель. На мой взгляд, заострять внимание на таких вещах не стоит.

*** Группа «Своя компания» выступит в хаб-кофейне «Melody house» 1 февраля, начало выступления в 18.00, стоимость билета составит 250 рублей. Количество мест в хабе ограничено, лучше забронировать себе место или столик заранее по телефону: 8-904-222-61-61.

1791

Комментарии (17)

Добавить комментарий
  • Обезьяна
    30 янв. 2014 г., 13:55:05
    Ответить
    Гоняли мы таких волосатых урдов лет 30 назад.
    Сталина на вас нет!

    А БНК уж и писать нечего!
    Есть же ребята-молодцы спортсмены, а вы только шушару свою раскручиваете!
    Стыдно, товарищи!
    • Владимир Мороков
      30 янв. 2014 г., 14:39:12
      Ответить
      Ответ Обезьяне
      Похоже, что Сталина и на тебя нет, Обезьяна (что прячешься под таким смешным "ником"?). Хотя нет, ты - не обезъяна, ты пес истосковавшийся по "хорошей" плетке
      С глубоким неуважением, твой "шушара" (30 лет назад был "волосатым урдом", правильно пишешь, но не "гоняли" меня, вот незадача-то!) палео-рокер Владимир Мороков, без всякого стыда за "товарищей из БНК"
  • С.А.
    30 янв. 2014 г., 14:16:10
    Ответить
    "бэнд назывался Old Blues Route... что в переводе с английского означает «Старые корни блюза"

    "Корни" по-английски не "route", a "roots". Route - это путь, дорога, маршрут.
  • С.А.
    30 янв. 2014 г., 14:16:12
    Ответить
    "бэнд назывался Old Blues Route... что в переводе с английского означает «Старые корни блюза"

    "Корни" по-английски не "route", a "roots". Route - это путь, дорога, маршрут.
    • Владимир Мороков
      30 янв. 2014 г., 14:47:50
      Ответить
      Ответ С.А.
      Да, действительно, неточность в переводе. Впрочем, сейчас это уже не имеет никакого значения - группа исполняет свои собственные композиции, имеет русское название, не нуждается в пафосе, который якобы ей создает название на английском
    • Владимир Мороков
      30 янв. 2014 г., 14:48:58
      Ответить
      Ответ С.А.
      Да, действительно, неточность в переводе. Впрочем, сейчас это уже не имеет никакого значения - группа исполняет свои собственные композиции, имеет русское название, не нуждается в пафосе, который якобы ей создает название на английском
    • Владимир Мороков
      30 янв. 2014 г., 14:49:04
      Ответить
      Ответ С.А.
      Да, действительно, неточность в переводе. Впрочем, сейчас это уже не имеет никакого значения - группа исполняет свои собственные композиции, имеет русское название, не нуждается в пафосе, который якобы ей создает название на английском
  • C.A.
    30 янв. 2014 г., 14:18:00
    Ответить
    Владимиру Морокову - respect & уважуха!
  • Elvis
    30 янв. 2014 г., 15:02:14
    Ответить
    Поняслось !
    Первый комент - это что за жесть? Вы же уже пережитки века ))) (я про гопоту, или правильнее коми быдло, ибо гопота, Питерский термин). Играют парни и клёво и слава богу. Тут ещё кто нибудь напишет примерно что то в концепции первой месаги ))) Клоунада прибывает, фрик шоу начинается !

    P.S. Наконец то "банка" начала, хотя как то не многовато, писать про музыкантов. Надоели чиновники, ДТП и собаки ))) Даёшь бодрые интервью в массы ! Вова - категорически тебя приветствую !
    • Владимир Мороков
      30 янв. 2014 г., 16:16:24
      Ответить
      To Elvis
      Спасибо, Elvis, насчет пободрее - будем страраться стремиться, все равно счастье когда-нибудь, да наступит, это исторически неизбежно
  • Р.В.С.
    30 янв. 2014 г., 15:09:23
    Ответить
    Уважаю Аркадьевича! Такие парни больше патриоты , чем всякая комсомолочиновничья пена. + 700300 !
    • Владимир Мороков
      30 янв. 2014 г., 16:29:35
      Ответить
      для Р.В.С.
      Да уж, были приснопамятные советсткие времена, когда эта "комсомолчиновничья пена" пеняла мне "тлетворное" влияние на молодежь, свидетельствовашее о моем персональном моральном инфантилизме и полном личном политическом разложений под пагубным воздействием буржуазной рок-заразы. Указывали на явно не комосомольскую и не советскую манеру игры на гитаре. Времена, однако, поменялись, и "комсомолчиновничья пена", угодившая было поначалу в "левацкое болото правого оппортунизма", быстро сориентировалась, кое-кто успешно "конвертировался" в бизнесменов и ударников теперь уже капиталистического труда
  • Док
    30 янв. 2014 г., 16:05:34
    Ответить
    Владимир Аркадьевич Мороков - один из лучших людей в сегодняшней РК. Ученый, признанный в мире. Его исследования опередили тогдашнюю иммуногематологию на десятилетия. То, что он оказался не у дел в специальности - это черная метка управленцам. Владимиру Аркадьевичу аплодисменты и низкий поклон от нескольких поколений врачей.
  • Док
    30 янв. 2014 г., 21:58:26
    Ответить
    Вечером в обсуждении новости о организации медицинского института в СГУ принял участие некто другой под ником "Док". Владимир Аркадьевич, если Вы туда заглянули, не удивляйтесь, то, что там в комментах это обычный стиль завсегдатаев "банки". Вы просто ДОЛЖНЫ преподавать, передавать Ваш бесценный опыт и уникальные знания студентам.
    • Владимир Мороков
      31 янв. 2014 г., 1:08:07
      Ответить
      Доку
      Вот чему-чему, а этому я останусь верен до конца. Я очень люблю молодежь,и, в частности, студентов за то, что они еще не успели превратиться в персон, готорые говорят одно, думают другое, делают третье, замышляют четвертое. Они еще не изуродованы окружающей действительностью, и являют собой "бласты" (использую цитологическую терминологию, извините, кто " не в теме"). Их улыбки еще не стали наигранными и фальшивыми, простите за пафос. Пусть все то светлое, искреннее и доброе (пусть даже и наивное), что в них есть, никогда не будет конвертировано в свою противоположность по чьей-то злой воле, давлением нынешних реалий...
  • С.Мишарин
    30 янв. 2014 г., 22:03:49
    Ответить
    Блюзотерапия
    Много уважительного слышал про Аркадьича от моего друга Клима.Молодцы ,чуваки!!!Клима еще раз поздравляем с рождением дочурки!А Аркадьич,наверное будет ей личным Доктором!Только хочется,чтобы маленькой Варваре понадобилась бы только "БЛЮЗОТЕРАПИЯ"!
    • Владимир Мороков
      31 янв. 2014 г., 1:24:39
      Ответить
      по поводу блюзотерапии
      "Блюзотерапия" не менее эффективна, чем разного рода БАДы или другие, какие-нибудь "гомеопатические" средства, либо плацебо. Стасу поздравления с рождением дочери! Для маленькой Варвары, возможно, стану крестным отцом, договоренность имеется, ритуал намечен на лето с.г. "Блюзотерапию" Варя получала уже на внутриутробном этапе развития, продолжение следует, и последует, необходимую "дозировку" рассчитаем коллективно