Певица Анна Бутурлина: «Без импровизации джаз становится просто эстрадой»
30 января на сцене Коми республиканской филармонии состоится джазовый концерт. Известный популяризатор джаза Даниил Крамер продолжает знакомство публики с джазовыми леди России. На этот раз компанию трио маэстро составит Анна Бутурлина. Лауреат престижных международных конкурсов «Lady Summertime» и «Jazz Voices», принцесса проекта Анатолия Кролла «Первые леди российского джаза», Анна в свое время стала первой отечественной джазовой вокалисткой, которую Игорь Бутман пригласил в свой оркестр. Сегодня выпускница отделения эстрадно-джазового вокала Российской академии музыки им. Гнесиных выступает с биг-бэндами из разных городов России, преподает джазовый вокал, записывает вокальные партии для кинофильмов, мультфильмов и музыку для детей. Перед приездом в Сыктывкар исполнительница ответила на несколько вопросов корреспондента БНК.
В Сыктывкаре выступит лучшая вокалистка московской джазовой сцены, как оценивают Анну Бутурлину мастера. Фото buturlina.ru
- Анна, вы выступаете с разными коллективами. Какую программу вы привезете в компании с Даниилом Крамером?
- Мы привезем уникальную программу, которая была создана именно для нашего тура. В ней прозвучат как известные композиции и американские джазовые стандарты, так и несколько песен на русском языке из моей новой программы.
- Расскажите об этой программе подробнее. Вы представили ее публике относительно недавно, и она сразу же получила множество очень эмоциональных откликов, в том числе и в федеральной прессе…
- Я давно сотрудничаю с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки. За несколько лет выступлений с оркестром я спела десятки великолепных песен из советских фильмов в тех самых авторских вариантах, в каких мы все слышали эти песни в кино. Но как джазовая импровизирующая певица я всегда хотела что-то добавить своего, необычного, нового в известные композиции, как-то иначе представить слушателям песни, которые все знают наизусть. И вот недавно мои мысли нашли воплощение в новой программе «Джазовый акцент: песни советских кинофильмов». Я соединила советские песенные традиции и американскую джазовую культуру, прошлое и современность. Песни советских композиторов 20 века в моих интерпретациях обрели совершенно новое звучание, новые ритмы и новую жизнь. Неожиданные дерзкие джазовые аранжировки слушателей совершенно ошарашили. Я получила бесконечное множество очень разных отзывов и мнений от журналистов и любителей джаза. Эта программа никого не оставляет равнодушным. Люди на концертах смеются, плачут, задумываются... В этом и заключается для меня смысл пребывания на сцене - дарить людям новые эмоции, наполнять их души тем, что чувствую сама.
- Анонсируя ваш концерт еще в конце прошлого сезона, Даниил Крамер сказал примерно следующее: «Чтобы представить, как поет Анна Бутурлина, вообразите, что было бы, если бы Валентина Толкунова пела джаз». Согласитесь ли вы с таким сравнением?
- Я не люблю сравнения. Я считаю, что каждый артист, особенно это касается певцов, обладает неповторимыми интонациями и манерой исполнения, тембр голоса - это тот удивительный инструмент, что отличает его от всех других, и на нём может играть только он сам. Творческий поиск - это поиск самого себя. Я себя нашла и сравнивать могу себя только с собой. Но стремиться к новым вершинам и открытиям, расширять свои возможности, чтобы раскрыть максимально свои способности, буду всегда.
- В одном из своих интервью вы называли Эллу Фицджеральд одной из первых исполнительниц джаза, кто произвел на вас большее впечатление и влияние, кого еще из джазовых певиц могли бы отнести к «учителям»?
- Одна из самых любимых мною джазовых певиц - это Кармен МакРэй. Она не просто пела. Она рассказывала истории. Причем слова, которые она пела, звучат в ее исполнении так, будто она сама автор этих песен. Потрясающее чувство юмора невероятно украшает ее подачу, и это довольно редко встречается среди поющих женщин. Но мои учителя далеко не только певцы. Я много слушаю инструментальной музыки.
- Часто на джазовых концертах, которые к нам привозят в рамках туров на 10-20 городов, возникает вопрос - всегда ли у исполнителей остаются силы на настоящую джазовую импровизацию…
- Я не знаю, как у других вокалистов обстоит дело с желанием и чувством импровизации, а от себя могу сказать, что джаз суть импровизация каждую секунду. Это абсолютно естественно для джазового музыканта, и я не представляю себе, как может быть иначе. Ведь импровизация певца - это не только скет (вокальная импровизация с использованием различных слогов, имитирующая музыкальные инструменты), это вообще изложение музыкальной темы по-своему, вариативное исполнение мелодии. Это не только очень увлекательный процесс, это адреналин! Без этого джаз становится просто эстрадой.
- Вы озвучили одну из главных героинь мультфильма «Холодное сердце», который недавно вышел в прокат в России, до этого вы участвовали в работе над мультфильмом – «Принцесса и лягушка». Нравится ли вам подобная работа?
- Да, озвучивать героинь в анимационных фильмах безумно интересно! Это совершенно другая жизнь, другой мир, другие ощущения. Наблюдать, как нарисованная девушка начинает говорить и петь моим голосом - это волшебно. И я с удовольствием буду озвучивать и дальше, если будут приглашать.
- В обоих мультиках вы занимались озвучкой принцесс. Не хотелось бы попробовать себя в какой-то другой роли?
- Творческая работа всегда вдохновляет. И неважно, что за персонаж. В процессе работы начинаешь его так любить, что он становится тебе родным и близким. Это бесценный актерский опыт.
- Кстати, о ролях. Уже несколько лет вы сотрудничаете с театром Стаса Намина. Насколько уверенно чувствуете себя на театральных подмостках?
- В Театр музыки и драмы Стаса Намина меня пригласили работать в 2011 году в спектакль «Пенелопа, или 2+2», где я исполняю главную роль Пенелопы. Этот спектакль поставлен по пьесе Сомерсета Моэма. Музыку к нему написал наш знаменитый композитор Геннадий Гладков. До этого у меня был опыт работы в чешском мюзикле «Дракула» в 2002 году. Жанр мюзикла мне очень близок, я его люблю. Мне интересно работать в качестве синтетической актрисы. Это возможность выразить себя более полно, с разных сторон, возможность перевоплотиться. Мне интересны различные образы от романтических героинь до смешных старушек. И здесь главное - не выйти на сцену Анной Бутурлиной, а стать другой женщиной, с другими, непривычными мне, реакциями и жестами, интонациями. Это и есть то, что меня привлекает в актерской профессии. Но это и самое сложное! Помню, после премьеры «Пенелопы» ко мне подошёл известный актер Евгений Стеблов, пожал мне руку и сказал: «Я увидел в вашей работе актерскую волю. А это бывает очень редко. Поздравляю!» Для меня его слова стали направляющими. Они очень ценные. И счастье, что я имею способности, позволяющие мне играть в театре не саму себя, и зритель мне верит. Очень хочется, чтобы театральных работ у меня становилось больше.
Комментарии (16)
Надоело узнавать про такие концерты с разных информ. агентств!!!
Джаз очень любим в России. Он проявляется практически во всем! Начиная от строительства дорог, производства автомашин, строительства, здравоохранения... и заканчивая музыкой. Собственно, джазовая русская традиция настолько сильна, что афроамериканцы против русских, просто дети.
Немцы стараются не импровизировать. У них дороги, так настоящие дороги, автомобили- так настоящие автомобили, без импровизаций.