Преподаватель экстремального вокала Ирина Платонова: «Металл никогда не будет музыкой для широкой аудитории»
Экстремальные вокальные техники в арсенале металл-групп появились в восьмидесятых годах прошлого века и с тех пор прочно закрепились в брутальных музыкальных стилях, став неотъемлемой их частью. Опыт западных коллег с успехом перенимают российские музыканты: гроулинг, скриминг и их производные с успехом используют вокалисты известных, и не очень, отечественных команд. В Коми экзотическое пение все больше и больше набирает обороты, наглядным подтверждением чему становятся всевозможные музыкальные фестивали, где подавляющее большинство металлических коллективов с «ревом» доносит до публики свой творческий посыл. Корреспондент БНК решил не оставлять без внимания модное субкультурное явление и в рамках проекта «Суровая специальность» побеседовал с сыктывкарской преподавательницей экстремального вокала Ириной Платоновой.
Фото Николая Антоновского
- Почему именно экстремальный вокал, как пришла к этому?
- Да особенного ничего и не было. Мне как-то сестра дала диск Amatory послушать. Музыка мне понравилась, первая мысль была: «Ничего себе, как люди поют, а почему бы и мне так не попробовать?» И я попробовала. Начала потихоньку вокальные партии снимать, ну вот с тех пор и пою. На деле все оказалось намного проще, чем поначалу казалось.
- Сколько лет тебе было, когда ты «зарычала» в первый раз?
- Осваивать экстремальный вокал я начала в 13 лет.
- А голос повредить не боялась?
- Я об этом и не думала. На тот момент у меня уже был определенный певческий стаж — с первого класса шесть лет занималась народным вокалом, потом на «эстраду» немного походила. Базовые навыки я имела, поэтому переквалифицироваться для меня особого труда не составило.
- Как окружающие воспринимали? Все-таки девушку-гроулера встретишь не каждый день.
- Ты знаешь, вполне адекватно. Музыкантам нравилось, поэтому с реализацией своих творческих замыслов проблем не было. Ну а те, кто не в теме, - им, безусловно, все это казалось несколько странным, но, тем не менее, никакого негатива или неадекватной реакции в мой адрес никогда не было.
- С группы Amatory начался твой творческий путь, а чем продолжился, есть команды, на которые ты ориентируешься?
- Само собой, ведь, по сути, симпатии и кумиры есть у каждого. Другой вопрос, что я стараюсь не замыкаться на конкретном стиле и слушаю разную музыку, потому что везде есть свои какие-то интересные моменты, фишки, это расширяет кругозор, а для музыканта это очень важно.
- А что еще важно для музыканта?
- Важно все, но в первую очередь нужно грамотно и качественно делать то, что ты делаешь, в нашем случае — музыку. Многие у нас гонятся за модой, совершенно бездумно копируют музыкальные стили, манеру исполнения, не вкладывая в это ровным счетом ничего. Беда тех же вокалистов, что тренироваться не хотят, пытаются как можно быстрее выйти на сцену, и, поверь мне, ничего хорошего из этого не выходит.
- Ты не только певица, но и педагог, как обучаешь своих учеников, вышеизложенное до начинающих донести пытаешься?
- Без этого никак. Качество должно стоять на первом месте, а качество — это правильное, техничное исполнение. Техничное исполнение — это работа, постоянные тренировки. Ничего запредельного нет, сам видишь, все предельно просто.
- Тренироваться под твоим началом могут все или искусство доступно только избранным?
- Не поверишь, всем без исключения. Каких-либо ограничений нет. Ко мне приходят как молодые люди, так и девушки.
- А как же возраст? Бытует мнение, что экстремальным вокалом можно заниматься только когда голосовой аппарат полностью сформировался.
- Относительно экстремального пения чего только не бытует. Впору уже какой-нибудь сборник сказок издавать. Возраст не является каким-либо ограничивающим фактором. Если человек все делает правильно, на дыхании, а я напомню, что звук у нас идет на дыхании, работает низ живота, диафрагма — то никакой угрозы для организма нет. Само рычание происходит за счет колебания ложных связок, голосовые складки при правильном гроулинге не задействуются. Если звук специфический, это не значит, что и в горле происходит что-то невероятное. Само собой, что слишком рано не стоит осваивать эту технику, поскольку процесс это не простой и требует полного понимания того, что ты делаешь. Ко мне заниматься приходят с 14 лет, и я думаю, что этот возраст подходит вполне.
- Много у тебя учеников?
- На данный момент пять. Преподавать я стала недавно, меньше года, поэтому пока класс не велик.
- К тебе люди приходят с поставленными голосами или полные новички, никогда ранее не певшие?
- Да все приходят. Конечно, с поставленными голосами все намного проще, но и новички тоже довольно быстро развиваются. Все от человека зависит, от его желания и целеустремленности.
- В Сыктывкаре экстремальное пение пользуется популярностью?
- Я бы не сказала. Люди у нас все-таки очень консервативны, придерживаются каких-то стереотипов непонятных, тем самым загоняя себя в рамки. Многие у нас гроулинг, скриминг и за пение-то не считают, а ведь это своя культура, пусть оригинальная и своеобразная, но культура, и отрицать этого не стоит.
- Тех, кто сумел вырваться из рамок консерватизма и решил приобщиться к металлической культуре, каким образом обучаешь, есть специальная программа?
- Все индивидуально, я так сама научилась, мне никто ничего не показывал. Я ведь, по большому счету, даю только азы, а дальше человек уже самостоятельно развивается. Кому-то получается объяснить все сходу, некоторым я даю посмотреть видеоуроки, им так проще понять, что и как делать.
- На тот случай, если кто-то из наших зрелых читателей надумает заняться экстремальным вокалом, есть ли шанс овладеть гроулингом, пребывая не в самых юных летах?
- Что называется, «и снова о мифах». Конечно, есть, хоть в 60 лет овладеть можно. Ложные связки используют все люди — покашляли при простуде, вот тебе и работа ложных складок. Подключить к работе их можно в любом возрасте.
- Какой у тебя был самый старший ученик?
- 29 лет, начал заниматься, и прогресс пошел.
- А как у тебя самой вокальная карьера складывается?
- Складывается, на данный момент пою в сыктывкарской команде DEFINER, сейчас сводим альбом, в планах отснять клип.
Клипп команды DEFINER:
- Как публика воспринимает вашу группу, параллелей с Arch Enemy не проводят?
- Народ нас очень тепло принимает, молодые люди после концертов подходят, знакомятся, те, что помоложе, и автографы просят. Доводилось и на груди мужской расписываться. С Arch Enemy не сравнивают, музыка у нас разная, да и, признаюсь, не нравится мне эта группа. Ангела Госсов, на мой взгляд, не самая сильная экстремальная вокалистка, есть намного интереснее певицы, работающие в этом стиле.
- Выходит, если девушка испытывает недостаток мужского внимания, ей нужно начать петь гролом?
- Ну я же с парнями так не разговариваю (смеется). Это опять же стереотипы, я в жизни спокойно разговариваю. Гроулинг — это разновидность пения, зачем им в жизни разговаривать?
- Вернемся к творчеству. О гастрольном туре с группой еще не думали?
- Думали, конечно, но пока это не просто — работа не позволяет. Музыкой у нас все хотят заниматься серьезно, чтобы все время любимому делу уделять, но с нашей стилистикой этого сложно добиться, поскольку, как ни крути, подавляющее большинство металл как музыкальное направление не воспринимает.
- Так, может быть, стоит ориентироваться на вкусы большинства и играть более понятную музыку?
- Так мы и ориентируемся на большинство, мы их просвещаем (смеется). Ну а если серьезно, металл никогда не будет музыкой для широкой аудитории, отношение к нему не изменится, разногласия будут всегда. Нет смысла что-то кому-то навязывать, поскольку это дело вкуса. А играть в угоду кому-то не очень хочется, это ведь все-таки творчество, а не партзаказ.
- На твой взгляд, что необходимо провинциальной рок/металл группе для успешного старта?
- Спонсорская помощь, других альтернатив не вижу. Чтобы раскрутиться, нужно с чего-то начать, а это требует определенных затрат. Но на сегодняшний день меценатов, работающих в этом направлении, у нас, к сожалению, очень и очень немного. Поэтому пока исключительно своими силами.
Комментарии (205)
Надеюсь, Вы увидите этот комментарий)
Меня зовут Василий.
а тебе правда нравятся чрезмерно упитанные девушки?
Вот это да! А сколько лет стажа рычания у преподавателя? И где это чудо вообще выступало? И вообще есть у этого "преподавателя" музыкальное и педагогическое образование???!!! Что за дилетантство?! Бред!!!!
Интересно,кто проплатилБНК это джису:)
для Сыктывкара и такой опыт сойдет, не понравится - смените направление
А работать много, тяжело и долго не пробовала?
Много! Поинтересуйтесь на досуге! А даже те кто не закончил не провозглашает себя преподавателем вокала ,после пару тройку выступления на сцене!!
Если есть ученики, значит учит. Выступала? Там где надо, там выступала. А вы выступайте там где вам надо - че за проблемы - не ваше, не суйтесь :В
Как уже сказал - не можешь понять и принять что-то - голову в жопу и обитай в своем мире.
потому что она, увы, горькая
Стране нужны герои а она рожает д****ов!
Если для тебя это "факнула", мне тебя жаль:)
У многих сейчас проблемы с воспиятием проитанного. Так что не переживай, вас, таки х много.
Вот из-за таких "добреньких" всякая шелупонь мнит себя "преподавателями вокала",например:)
Вокалисты, блин:)
И где же эту супер группу можно услышать?
только вот кто через час вспомнит, как это чудо-юдо зовут...
Да, а вы не в курсе, чем статья отличается от интервью?
DEFINER, Езя, метала вам!
Всем остальным ту тетку, которая от какого-то мужика детей хочет:В
Учится надо учится, школота, а не хе рней страдать .
А учиться, а кто может доказать, что я не учусь?)))
Я то всеми руками и ногами за рок и метал)))
До простой мысельки, что вот эта какофония - ни разу не музыка и нафиг никому не сдалась, тем более в таком удручающем "исполнении" - дойти не судьба?
"Поклонников" у этого рычания и визжания - три сотни тинэйджеров с дырами в карманах. На кой они сдались спонсорам?
Кроме того,целью культуры не может быть "вынырнуть из серой массы". И что вы откуда-то "вынырнули" -- это вам только кажется.
Образования бы вам. Не музыкального. Нормального.
Осилив все (на данный момент их 165) каментов все же отмечу, что тема всё же шла о том, может или не может человек, занимающийся вокалом около 10 лет, называть себя "преподавательницей экстремального вокала", внешних качеств преподавателя и рассуждений о том, легко в наше время найти спонсора для такого творчества. Минус троллотрэш.
Если бы солистом был парень - тут и 20 каментов не набралось бы) А вот с девушкой все гораздо интереснее получилось, "кворум подобрался и подсекция заварилась бурная")
Ирина, персонально вам желаю успехов в роли преподавателя, тк творчеством DF не увлекаюсь. К счастью или сожалению. Но то, что парни не оставили в одиночку на растерзание тутошним олдфагам - джентльмены, право слово.
Сам-то на балете хоть раз был? Не в Сыктывкаре, а в Мариинке, например? Или ты вот даже до концерта этих "музыкантов" дойти не можешь? А туда же, поучает он...
Для тех кто потолерантнее - вот вам небольшая польза от данной музыки - разрядка в негатив. Хотя кому как.
- Это не музыка, это шум.
Отличительные признаки
Жанр отличается от традиционного дэт-метала большим разнообразием гитарных риффов, частотой и мелодичностью соло-партий, вставками акустической гитары и менее мрачными текстами песен. Жанр вобрал в себя элементы новой волны британского хэви-метала, в частности быстрые риффы, вставки акустической гитары, в сочетании с признаками дэт-метала - сильно искаженными эффектом дисторшн гитарами, быстрыми барабанными партиями (нередко со вставками бластбита).
Типичные инструменты
В мелодичном дэт-метале применяется электрогитара, бас-гитара, двойные соло-гитары, большой барабан, а также используются вставки акустической гитары и нередко клавишные инструменты. Иногда используется бласт-бит для добавления звуку мощи.
Типичные приемы пения
Типичный прием пения - форсированный вокал (обычно гроулинг), а также чистый вокал.
Тематики песен
Тематика жанра довольно разнообразна, хотя и специфична - в мелодик дэте нет злобы и агрессии свойственной дэту, основной акцент текстов ставится на философско-концептуальные темы космоса, времени, параллельных миров, исторических событий средневековья, хаоса, колдовства, изотерики и футурологии. Довольно часто выходят концептуальные альбомы посвященные какой-то одной теме или одному персонажу - например Жанне д'Арк, Эдгару По, инквизиции, мировым войнам,сказочным или мифическим героям древних или средневековых эпосов,что коренным образом отличает мелодик дэт от жесткого дэта.
А одиноким теткам, сидящим здесь и не делающим совершенно ничего в этой жизни - привет!
И потом ошибочка насчет пердуна! Просто надо ко всему подходить профессионально! Сам то хоть "дым над водой" сыграешь по памяти а ОТЕЦ?!