Главврач Коми республиканского перинатального центра Ольга Лебедева: «Любая женщина может родить здорового ребенка»
Коми республиканский перинатальный центр вошел в реестр «Ведущих учреждений здравоохранения России» за 2013 год. Об этом БНК рассказала главный врач центра Ольга Лебедева. По ее словам, учреждение уверенно держит лидерство и высокий уровень показателей своей деятельности уже не первый год. О том, за счет чего медучреждению удается добиваться высоких результатов, кто является пациентами центра и почему через пару лет недавно обновленное дорогостоящее оборудование вновь потребует замены, Ольга Лебедева рассказала в интервью БНК.
Фото Николая Антоновского
- Чем занимается ваш центр? Только ли ЭКО и ведение беременности является вашими основными задачами?
- У нас гораздо больше функций и задач. Так как мы являемся перинатальным центром республиканского значения, наше учреждение руководит этой службой всей республики. Основными направлениями нашей деятельности является сохранение репродуктивного здоровья детей, подростков, лечение заболеваний репродуктивной системы, бесплодия, в том числе экстракорпоральным оплодотворением. Этой процедурой мы занимаемся уже на протяжении восьми лет, с помощью этого метода в Коми уже родилось 200 детей, эффективность ЭКО выросла и сравнима с крупными федеральными центрами России и зарубежных клиник. В 2012 году Центр был награжден дипломом «Золотая пробирка».
- Есть сравнительная статистика эффективности центров ЭКО?
- Не очень охотно лечебные учреждения делятся своими цифрами, в основном, информацию об эффективности применения метода ЭКО мы получаем в профессиональных и специализированных интернет-сообществах, на Форумах и Конгрессах.
- Процедура ЭКО для многих до сих пор является чем-то экзотическим. Насколько она доступна?
- Доступность помощи ЭКО за последние годы выросла, мы начинали с десяти бюджетных ЭКО в год, остальные проводились за счет пациентов. Процедура недешевая для кармана наших жителей, потому сами препараты очень дорогие, даже не столько наша работа, хотя и она тоже трудоемкая и кропотливая. Беременности, которые получаются с помощью ЭКО, входят в группу риска по определенным осложнениям, прежде всего преждевременным родам. Если такое случается, то и выхаживание этих детей стоит для государства очень дорого, требует особых знаний и умений.
- Сейчас сделать ЭКО можно бесплатно, то есть за счет средств бюджета. Сколько женщин получают возможность родить ребенка с вашей помощью?
- С каждым годом количество супружеских пар, получивших помощь за счет государства, увеличивается. В этом году за счет федерального и республиканского бюджетов мы сделаем 75 циклов, кроме того 100-110 человек уедут на бесплатное для них ЭКО за пределы республики Коми в Санкт-Петербург, Москву, Екатеринбург и другие. Также провести ЭКО сейчас можно и за счет Фонда обязательного медицинского страхования, это часть процедур для женщин с трубным бесплодием. Это еще 100 процедур. Всего на этот год получается около 300 бесплатных циклов ЭКО. Кроме того каждый имеет право обслуживаться у нас за счет собственных средств.
- Очередь есть?
- Очередь существует, естественно, но она сокращается за счет того, что увеличивается возможность бесплатного ЭКО. Эффективность процедуры составляет 36-40%, она определяется по частоте наступления беременности, не каждая беременность в нормальном цикле доходит до родов. Поэтому сегодня у нас есть 200 детей, в первый год в 2006 году мы начали с 23 ЭКО, 19 февраля 2007 года родился первый ребенок. Сегодня практически весь спектр экстракорпорального оплодотворения в нашем центре производится. Мы делаем ИКСИ, то есть специальными микроинструментами под микроскопом отбираем один наиболее подходящий сперматозоид и вводим его в яйцеклетку. Появилась возможность лечить и корректировать мужской фактор бесплодия, который в настоящее время нередкое явление (примерно 17% супружеских пар страдают именно мужской формой бесплодия). С каждым годом совершенствуются и схемы стимуляции суперовуляции. Возможностей становится больше. За пределы республики в крупные центры мы направляем пары, у которых за спиной уже не одно ЭКО, если они отягощены сопутствующей патологией, возрастом. Если бы сегодня мы приняли на учет последнюю женщину, процедура ЭКО ей была бы проведена примерно через год.
- Своих пациентов после проведения ЭКО вы наблюдаете?
- Очень часто беременные, получившие помощь в нашем центре, продолжают наблюдаться у специалистов перинатального центра. При наступлении беременности или для диагностики причин неблагополучных исходов наш центр единственный в республике занимается пренатальной диагностикой, то есть дородовой диагностикой состояния ребенка.
- Что сейчас может служба? Каковы ее возможности?
- Возможности диагностики с каждым годом увеличиваются. Служба пренатальной диагностики существует в Коми с 1994 года. Сначала она была в детской больнице, с 2000 года работает при нашем центре. Мы проводим биохимическое исследование крови беременной женщины специальных белков-маркеров некоторой патологии плода, сопоставляя их с данными УЗИ с помощью специальной компьютерной программы. При этом среди беременных определяем группу риска патологии плода, а затем уточняем диагноз при дополнительном обследовании, с помощью, так называемой, инвазивной диагностики, то есть проводим анализ клеток самого плода. Инвазивная диагностика в перинатальной центре проводится уже с 2000 года. За это время многое изменилось, нас стали лучше финансировать. В 2009 году федерация приняла решение выделять регионам средства для приобретения реактивов и оборудования для перинатальной диагностики. По этой программе в 2011 году мы получили ультразвуковые аппараты экспертного класса, лабораторное оборудование для диагностики уровня биохимических маркеров патологии из крови матери и дальнейшее обеспечение реактивами и расходными материалами. Затрачено на это было в 2011 году 19 млн. рублей, большую часть получил перинатальный центр.
- Чем обусловлены такие вливания?
- Особенность программы была еще и в том, что диагностику плода необходимо было перенести на ранние сроки в первый триместр беременности, чтобы дать время медицинским работникам и семье определиться с будущим этого плода в случае обнаружения у него явной патологии. В случае тяжелых нежизнеспособных пороков мы помогаем семье принять решение вынашивать эту беременность или нет, в части пороков мы оцениваем возможность внутриутробного вмешательства или хирургической помощи сразу после рождения, то есть отправляем семью в ту больницу, где ребенку в случае необходимости смогут помочь сразу после рождения. Например, беременности с пороками сердца, которые требуют хирургического вмешательства сразу после рождения, мы отправляем на федеральную базу.
- То есть на ранних сроках беременности вы уже можете сказать, есть ли у ребенка какие-то заболевания? Насколько эффективен этот метод?
- Ультразвуковая диагностика и проведение биохимического скрининга в мире проводится уже давно, но методика обработки полученных данных с помощью специальных программ различная. Та программа, которая принята и внедряется у нас, используется далеко не в каждой стране. Россия пошла на эту программу, так как она показала себя эффективной. Это позволило нам снизить группу риска патологии плода с 10-15% до двух. Раньше 10-15% беременных должны были дообследоваться инвазивно, а любое инвазивное вмешательство, так или иначе, несет в себе риск осложнений. Сейчас потребность в инвазивной диагностике снизилась значительно, а выявляемость патологий при инвазивной диагностике увеличилась, это говорит о том, что мы правильно определяем группу риска. Конечно, это не 100%, во всем мире добиться полной выявляемости патологии плода до рождения пока не удается, но возможности диагностики с каждым годом увеличиваются. Появляются более современные ультразвуковые аппараты, растет мастерство врачей, работающих на этих аппаратах. Уже появились методики диагностики врожденной патологии у плода из крови матери и, думаю, пройдет немного времени такая возможность на бюджетной для пациентов основе появится уже в Сыктывкаре. Даже при полном отсутствии каких-либо предпосылок может родиться больной ребенок. Для этого и существуют наша и неонатальная службы.
- А уже родившиеся малыши становятся вашими пациентами?
- С 2006 года в России был введен расширенный неонатальный скрининг, то есть диагностика сразу после рождения ребенка пяти обменных заболеваний. Сейчас эта программа существует за счет средств федерального и республиканских бюджетов. Лабораторное оборудование для этого располагается в перинатальном центре, а биоматериал для скринига привозятся к нам со всей республики. Своевременная коррекция помогает избежать тяжелых последствий и в будущем получить здорового члена нашего общества.
- Оборудования хватает?
- Около 30% программы модернизации здравоохранения, которая была направлена на улучшение материальной базы медучреждений страны, составила подпрограмма модернизации родовспоможения и детства. В части родовспоможения средства были направлены на приобретение диагностического оборудования состояния в родах и на дородовом этапе. Модернизация дала деньги и на перинатальную диагностику, мы приобрели дополнительно ультразвуковые аппараты для территорий республики, для нас был закуплен генетический анализатор для медико-генетической лаборатории. То есть сейчас мы можем выявлять не только хромосомные нарушения, но и ряд моногенных заболеваний. Почти 27 млн. рублей мы потратили на ремонты отделений, детской реанимации, где провели современную вентиляцию и закупили современное оборудование для выхаживания детей, начиная с родильного зала: реанимационные столы, кювезы, мониторы слежения функций организма, аппараты ИВЛ и другое. Всего запланировано по модернизации 99 единиц техники, практически все уже мы получили. Наша службы обеспечивалась в первый год модернизации, к 2012 году основное мы получили. Конечно, нам еще нужно многое, но столь большого дефицита уже нет.
- Случается, что беременности заканчиваются раньше положенного срока. Насколько недоношенных детей вам удается выхаживать?
- С 2012 года Россия перешла на новый статистический учет живорождения. Раньше гражданином страны сразу после рождения считался плод весом при рождении более килограмма, сейчас за жизнь ребенка мы начинаем бороться с 22 недель беременности, то есть примерно с 500 грамм. Во всем мире дети, рожденные в такие ранние сроки, дают тяжелые исходы, здоровых практически не бывает. Вопрос выхаживания таких детей, на мой взгляд, философский. Но, если не учиться выхаживать самых маленьких новорожденных, не работать с ними, то не будет успехов с более большими детьми. Самое тяжелое для нас — это выхаживание глубоконедоношенных детей. Это очень ответственно и не всегда дает ожидаемый эффект. Сегодня в республике уже утверждены маршруты и места для родоразрешения и выхаживания таких детей, самые маленькие пациенты должны рождаться в в нашем центре. Для нас очень важно повысить не только в целом выживаемость таких детей, но и качество их жизни. Поэтому реабилитация недоношенных детей поставлена в задачу всех подразделений, где оказывается помощь недоношенному ребенку на этапе детской больницы, поликлиники.
- Примеры успешного выхаживания таких детей есть?
- Мы выхаживали уже таких детей. Наши реаниматологи знают многих малышей, есть целая галерея фотографий и отзывов. Некоторые из них выходят из этого положения без больших последствий, и вырастая, ничем не отличаются от своих сверстников. Правда, как правило, недоношенные дети имеют еще и массу сопутствующих заболеваний. Частота преждевременных родов в мире не снижается, в неразвитых странах она достигает 10%, в Европе 6%, в России 6-7%. Наша задача снизить частоту преждевременных родов в очень ранние сроки, как можно дольше продлить эту беременность, чтобы шансов выжить у этого ребенка было как можно больше. У преждевременных родов есть масса, в том числе невыясненных причин. К группам риска относятся курящие женщины, ЭКО, внутриутробные инфекции. Наша задача выявить эту группу риска и помочь женщине, мы уверены, что родить здорового ребенка может любая, особенно если рядом с ней будут высококвалифицированные специалисты и все необходимое оборудование.
- В этом году вы получили престижную награду, центр вошел в национальный реестр «Лучших учреждений здравоохранения России»?
- Аналогичную награду мы уже получали в 2011 году, тогда центр также входил в этот реестр. Кроме того, мы не единожды входили в список «Лучшие товары и услуги Республики Коми», в 2008 году были включены во «Всероссийскую книгу почета» по рекомендациям Министерства здравоохранения Коми.
Комментарии (46)
Основание под матрас просто оторвано и отвалилось. Получается, что с краю кровати яма.
Представьте, что девушка после операции. Очень "удобно" за ребенком вставать....
А в целом, очень все хорошо. Главное, это отношение врачей!!!
СПАСИБО!
по теме же: каждая женщина может родить и даже здорового, но вовсе не должна. рождением дело не ограничивается и каждый должен сам для себя решать, потянет ли он все остальное. и самое главное, что ждет наворожденного (пусть даже здорового на момент рождения) человека в г. Сыктавкар с его экономической, экологической, здравоохранительной, образовательной и прочими непростыми ситуациями.
Они для своего ребенка все сделают!
люди много чего на себя берут (кредиты, обязтельства) - всегда ли они в состоянии адекватно оценить свои возможности? не факт.
так что вы называете бредом? выхлопы лпк или безработицу? появился ли в эжве, кстати сказать, наконец, педиатр? один на 60 000 жителей.
и что "все" эти люди могут по поводу всего этого сделать? расскажите, пжл.
А что если воды отошли то прям сразу надо рожать? Мне кажется что врачу виднее в таких ситуациях.
А кесарево и излишне возужденный ребенок так это вообще мощная логическая связь :)))
Однако - есть вопрос (не к ним). Интересно, почему Республика Коми не вошла в федеральную программу строительства перинатальных центров? Современный НОВЫЙ центр республике не нужен? Вот только по Северо-Западу: Архангельской и Псковской областям, Республике Карелия центры нужны, а Коми - нет. Это ж надо было постараться не войти в этот перечень! - https://www.rosminzdrav.ru/health/child/164
Или всех устраивает здание КРПЦ проекта конца 50-х- начала 60-х годов, в котором, в приниципе невозможно должное исполнение нового порядка оказания медпомощи по профилю "неонатология" (Приказ МЗРФ 921н)?
Вроде Владимир Владимирович имел разговор с Вячеславом Михайловичем по этому вопросу - http://www.putin.ru/russiannews/67-putin-news-lines/14502-vvputin-provl-rabochuyu-vstrechu-s-glavoy-respubliki-komi-vmgayzerom.html
В.В.Путин: Вы сами там были?
В.М.Гайзер: В перинатальном центре?
В.В.Путин: Да.
В.М.Гайзер: Нет, пока не был.
В.В.Путин: Сходите, посмотрите.
В.М.Гайзер: В нашем?
В.В.Путин: В вашем, конечно. В наших я бываю, в федеральных. Сходите, посмотрите.
В.М.Гайзер: Хорошо.
В.В.Путин: Посмотрите и выясните сами, что им там нужно ещё сделать.
В.М.Гайзер: Хорошо.
Получается посмотрели и выяснили - ВСЕ ХОРОШО - Новый перинатальный центр республике не нужен))
Когда отшли воды в 8 утра положили предродовую. Сказали лежи. По медицинским показаниям должны были делать кесарево.Но все ждали что я буду рожать сама. Схваток не было. Ночью отошла плацента но и тогда никто не торопился. Стали ставить капельницу чтобы появились схватки. Началось кровотечение. Промочила ею насквозь две пеленки. Утром на следующий день все пытались вызвать схватки и в итоге днем решили делать кесарево. Ребенок теперь на всю жизнь с ДЦП. Наблюдала за всем процессом сама Лебедева.