Заслуженный архитектор России Валентин Гаврилов: «Сыктывкар замечательно красив, весь город «смотрит» на восход солнца»
Столицу Коми на прошлой неделе посетил заслуженный архитектор России, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, член президиума международного совета музеев, член правления Санкт-Петербургского союза архитекторов, советник Российской академии естественных наук Валентин Гаврилов. Один из ведущих российских зодчих прибыл в столицу республики по приглашению городских властей в качестве эксперта по градостроительным вопросам. Корреспонденту БНКоми удалось пообщаться с известным архитектором и узнать, каким он увидел современный Сыктывкар.
Фото БНКоми
- Валентин Александрович, бывали ли вы в Сыктывкаре раньше?
- Да, мне приходилось бывать в Сыктывкаре 15 лет назад. Правда, поскольку все дни были расписаны буквально по минутам, загрузка была предельная, город мне, по сути, увидеть так и не удалось. Но уже тогда я оценил чистейший воздух, который хотелось набрать в какую-нибудь емкость и увезти с собой.
- Сегодня вы прибыли в столицу Коми в качестве эксперта по вопросам архитектуры, развития и рационального использования городских территорий. Каким предстал перед Вами современный Сыктывкар?
- Сыктывкар – замечательно красив. Одно из его главных преимуществ – то, что он расположен на берегу живописной северной реки. При этом город имеет выгодное территориальное расположение. Если стоять лицом к реке, получается, что справа юг, слева север, а впереди – восток, и весь город «смотрит» на восход солнца. Этот фактор всегда имел большое значение и учитывался при планировании значимых объектов. К примеру, храм всегда ставился входом на запад, чтобы солнце, восходящее на востоке, весь день освещало его фасад. Если бы было наоборот, то фасад был бы плохо освещен и смотрелся только силуэт здания.
Принципы градостроительства всегда должны основываться на том, что архитектура – есть живопись и математика. Эти понятия неделимы. И если говорить об архитектурном облике города, то в целом он достаточно гармонично спланирован. Колористически, по живописи, все сделано очень разумно. Это всегда заслуга власти и архитекторов. Именно власти являются главным заказчиком. А мудрый заказчик всегда найдет достойного архитектора, и только вместе они могут создать разумное, доброе, вечное. Правильно, что используются натуральные и светлые тона, желтый цвет, цвет охры, и нет такого, чтобы крыши или фасады домов были синие или фиолетовые. А ведь во многих городах можно увидеть именно такую картину, которая нарушает колорит городского ансамбля по отношению к природному окружению.
Сохранена математика, размеры площадей. Что поразительно, в вашем городе сохранилось еще пространство вдоль улиц, где на первый план выходят деревья, а уже потом - пешеходные зоны, дома. К примеру, в Финляндии есть два неукоснительных правила, которые стараются использовать в архитектуре: не стройте выше деревьев, а если же вы строите выше, то отойдите вглубь, от «красной линии» улиц. Чем выше здание, тем дальше оно должно отойти. Приятно видеть, что и на многих улицах Сыктывкара прослеживается такая тенденция.
И что еще очень важно, есть хорошие примеры использования национального орнамента. Один из них – здание гостиницы «Сыктывкар», где центральный орнамент, выполненный с элементами национальных узоров, украшает главный фасад. Такой прием следует использовать и в современном строительстве.
Конечно, бывают и ошибки. К примеру, фасад гостиницы, обращенный к понтонному мосту и реке, достаточно жесткий, но, честно говоря, город просто потрясающий.
- А есть ли в Сыктывкаре примеры удачных находок архитекторов?
- Безусловно. Что меня поразило в первую очередь: то, что вам удалось сохранить уникальное пространство – вдоль улицы Коммунистическая, в районе улиц Первомайская, Интернациональная, - которое практически по прямой выходит к реке. Вообще, очень многие куски сохранены потрясающе. К примеру, пространство перед театрами.
Правильно, что вдоль берега, на всем протяжении городского парка, существует пешеходная зона. Еще не видя ваш город, я специально привез виды новой застройки в Хельсинки, чтобы показать, как разумно там все сделано. Посмотрите, здесь залив, к которому точно так, как у вас, идет спуск. И что они делают: на набережной – только пешеходные зоны, наверх, от набережной, идут зоны одноэтажной застройки, потом - двухэтажной, трехэтажной, и далее, по возрастающей, чтобы жители домов, как в амфитеатре, имели возможность видеть всю эту красоту.
В городе сделано удачное решение по домам-близнецам, стоящим напротив «Детского мира», точно три богатыря. Они задают четкий ритм – раз, два, три - в архитектурном ансамбле застройки. Кроме того, очень грамотно сделано здание «Авалона».
- Какими вам видятся основные городские проблемы, которые необходимо решать архитекторам и застройщикам?
- В первую очередь необходимо решить сложную проблему старых, практически типовых деревянных домов. В Ленинграде после 1925 года такие бараки были снесены, и создан уникальный Кировский район для рабочих Кировского завода. Почти все здания, возведенные там, вошли в анналы мировой архитектуры. Великий зодчий Ле Корбюзье говорил: все мы вышли из советской архитектуры 30-х годов.
Было бы интересно сохранить в какой-то части города старинную застройку и создать этнографический музей. Такой уникальный музей создан в Хакасии, селе Шушенском. Это была бы зона сохранения культурного наследия в структуре современного, нового города.
В каждом городе есть пространство, в котором можно разместить стадионы, спортивные площадки. Это нужно делать, чтобы у детей была возможность развиваться, заниматься спортом. И мне было очень приятно узнать, что у руководства вашего города есть намерения привести в порядок старые спортивные площадки, возродить традиции дворового спорта.
При проектировании же новых объектов и элементов в уже сложившемся пространстве, необходимо учитывать, что на пересечении улиц, на стыках, углы зданий не должны резать пространство. Необходимо «мягко», архитектурно решать фасады зданий, выходящих на пересечение улиц. Это как бы маленькие площади. Если на пересечении улиц есть какое-нибудь старинное здание, вот тогда его необходимо обязательно сохранить.
В целом, разрабатывая планы по развитию города, надо думать на сто лет вперед, понимать, что наши дети и внуки будут развивать город дальше.
- Нередко любое строительство негативно воспринимается жителями близлежащих домов. Возможно ли, по вашему мнению, возводить новые здания и дома в уже сложившихся районах города?
- Когда заходит речь о строительстве, всегда появляются те, кто выступает против. Но надо всегда помнить о том, что город должен развиваться. Он не может застывать на месте. Невский проспект ведь тоже изначально не был четырех- и пятиэтажным, он рос.
Это можно сравнить с маленьким ребенком: нельзя, чтобы он не развивался. В конце концов, ничего страшного в этом нет, ведь впоследствии из него может вырасти Леонардо да Винчи или просто хороший человек.
Необходимо не только осваивать новые территории, но и более рационально использовать уже сформированное пространство. Надо четко понимать, что именно следует сохранять, а что должно развиваться. Настоящая архитектура – это, прежде всего, правда. Архитектура – это польза, красота и прочность.
При этом важно не только то, что строить, но и как. Нередко разработкой проектов занимаются специалисты, которые совершенно не разбираются в архитектуре: что скажет заказчик, то и рисуют.
Еще в XV веке в своем произведении «Десять книг об архитектуре» великий итальянский зодчий Леон-Баттиста Альберти написал: «Великая вещь – архитектура, и не всем можно браться за нее... Зодчему нужно хорошо подумать, к какому великому делу он приступает, сколь похвал, славы и благодарности он стяжает в потомстве, если исполнит свой долг так, как следует, и сколь неуничтожимое свидетельство своей глупости он оставит людям, если сделает это дело неумело и не понимая, что он творит».
Вашему городу в этом отношении можно сказать повезло. Я общался с главным архитектором, с которым познакомился на архитектурном форуме в Москве. Видно, что он родом отсюда, с Севера, что он понимает всю красоту, дарованную вам природой, понимает саму суть архитектуры. Накануне мы обсуждали перспективы развития города, смотрели генеральный план, куда и что будет развиваться. И на каждый проект, который находится в работе, мне показали перспективы с разных точек: как это будет смотреться, как станет работать новая застройка в архитектурном ансамбле города.
Это правильный подход, потому что всегда необходимо учитывать целостность заполняемого пространства. В архитектуре очень важно взаимоотношение застроенного и незастроенного пространства, причем значительную его часть надо оставлять на будущее.
Еще раз повторю: очень важно не только что, но и как строить. И архитекторы, и строители Сыктывкара могут создать современный и красивый город.
Комментарии (33)
1. Прекратить строить 9-ти-12-ти этажные монстров.
2. Сделать зеленые зоны, скверы, парки - везде, где пока еще есть место.
3. Банально навести порядок с вывозом и складированием мусора
4. Дать застройщикам строить и помогать им (из собственного опыта: живу в центре города в деревяшке - пришла Моск контора, чтоб строить... - готовы были выкупить наше жилье по нормальным ценам, однако, когда адм выкатила им строительство коммуникаций на квартал, ремонт дороги и перекрестка,стр-во подстанции, да еще и квартиры для переселенцев в бюджет - "теперь это ТАК называется" ;), то понятно, что ответ был один - "мы лучше новый город построим в другом месте".
5. ... и так долго можно перечислять.
Архитектор, может и уважаемый человек, поэтому ему и показали избранные места Сыктывкара, а гост. Югор ему не показывали с затонского моста - это красиво. и в орбите он явно не был... да и Давпон врядли посетил, а про лесозавод и "Строитель" в городе - это вообще говорить не приходится.. Удачи ему!