Скрипач Никита Борисоглебский: «Для меня гораздо интереснее выступать в городах, которые в этом нуждаются»
С 24 по 26 сентября Государственный театр оперы и балета Республики Коми примет на своей сцене первый фестиваль «Шедевры и премьеры», одним из участников которого станет скрипач Никита Борисоглебский. Несмотря на весьма молодой возраст (ему нет еще и тридцати), Никита является обладателем ряда престижный международных премий. В 2007 году он выиграл конкурс имени Чайковского в Москве, в 2009-м - имени Королевы Елизаветы в Брюсселе, а в 2010-м завоевал первые премии на крупнейших международных состязаниях – конкурсах имени Крейслера в Вене и имени Сибелиуса в Хельсинки. Сейчас музыкант много выступает в России, Европе, Азии и странах СНГ и играет со многими известными коллективами и стажируется Бельгии. В Сыктывкар молодой скрипач привезет концерты Вивальди «Времена года» и концерт Моцарта №5. О том, что значит для него музыка и чем ему интересен Сыктывкар, Никита рассказал «Молодежи Севера».
Фото МС
- С какого возраста вы занимаетесь музыкой осознанно и когда определились с будущей профессией?
- Музыкой я начал заниматься в шесть лет, сначала по классу фортепиано. В музыкалку пошел вместе с сестрой, только она училась игре на скрипке. Через год мы поменялись - я перешел на скрипку, сестра - на фортепиано. Вскоре она совсем бросила школу, и я остался в семье единственным музыкантом. Осознанный выбор наступил лет в десять, когда я сыграл с оркестром. Мне очень понравилось ощущение игры с оркестром, быть на сцене перед публикой. Конечно, я был тогда еще ребенком и в тот момент вряд ли понял, что посвящу себя музыке. Но вскоре стало понятно, что без скрипки, без музыки быть не смогу.
- Как часто удается чувствовать зал, находить контакт со зрителями?
- Это процесс неконтролируемый. Почувствовать зал, найти контакт с ним удается при каждом удачном выступлении. А удачное выступление - это комфорт на сцене, расслабленное состояние, позволяющее наиболее полно выражаться. В этом случае то, что я делаю, моя музыка проникает более глубоко в души и сердца слушателей.
- Есть ли разница в аудитории крупных городов, Европы и провинций?
- Разница есть в пользу небольших российских городов, потому что люди там не настолько избалованы. Они всегда очень рады слышать любое произведение любого музыканта, который к ним приезжает. Я чувствую радость, которая исходит от зрителей. Здесь, в Европе, публика немного более рафинированная и более интеллигентная, причем не в лучшем смысле этих слов. Она различает какие-то вещи, нюансы, имеет четко выраженные вкусы. Я недавно ездил в Бразилию, так там люди настолько не избалованы искусством, что рады всякому культурному событию, которое у них происходит. То же самое встречается и в России. В этом есть и хорошие, и плохие стороны. Это означает, что очень многие у нас культурно еще не воспитаны, но это дело времени. Этим я и занимаюсь, этому и посвящаю себя. Для меня гораздо интереснее выступать в городах, которые в этом нуждаются.
- В Сыктывкар вы привезете «Времена года» Вивальди. Чем обусловлен выбор именно этого произведения для концерта на фестивале?
- До этого я играл только два концерта из четырех - «Лето» и «Зиму». А весь цикл буду играть впервые в жизни. Скрипачи эти циклы исполняют очень часто. Практически каждый более или менее хороший скрипач имеет эти концерты в репертуаре. Организаторы концерта попросили меня сыграть «Времена года», и я подумал, что это хороший повод включить данный цикл в свой репертуар. Для меня самого это будет очень интересным опытом.
- А любимые произведения у вас есть?
- Они меняются со временем. Есть, например, такие произведения у Баха, к которым можно возвращаться в течение жизни постоянно, исследовать их и каждый раз находить что-то новое. А вообще я стараюсь, чтобы любимым произведением у меня было то, которое я в данный момент играю. Это тактика, которой я стараюсь придерживаться.
- Для своего репертуара вы по каким критериям выбираете материал?
- Сейчас это достаточно просто, потому что я еще молод, и многие пьесы пока не играл. Поэтому критерием выбора является «играл - не играл». Есть много того, с чем я еще не знаком, например, я не сыграл ни одного произведения Штрауса. У меня есть идея на следующий сезон подготовить сонату Штрауса. В прошлом сезоне я по своей инициативе исполнил несколько произведений польского композитора Кароля Шимановского. Это связано с тем, что у него был юбилейный год - 120-летие со дня рождения. К следующему сезону также планирую выучить Второй концерт Прокофьева. У меня еще непочатый край произведений, которые надо учить и играть.
- А как складываются ваши отношения с популярной современной музыкой? Вы слушаете современную эстраду?
- Нет. Когда мне было лет 14-15, я вообще старался как можно больше себя оградить от этой музыки по той причине, что классическая музыка гораздо более комплексная, полная. Популярная музыка мне просто неинтересна, потому что я чувствую ее простоту и совершенную пустоту. Я ее не воспринимаю. Есть люди, которые говорят: «Надо же отдыхать». Для меня же музыка - это не работа, это большая часть моей жизни, и я от нее не устаю. Конечно, в нашей современной жизни популярная музыка звучит на каждом углу - в ресторанах, такси, любом публичном месте. От нее нельзя уйти. Так или иначе, я ее слышу, она лезет в уши. Но я ее не люблю.
- А как же вы отдыхаете?
- Бывает, что у меня складывается очень насыщенный график, очень насыщенные программы меняются с большой частотой, например, когда в течение 10 дней надо сыграть пять разных программ. От чего устаешь просто физически. В этом случае лучший способ отдохнуть - выйти в лес, парк, послушать звуки природы или пообщаться с друзьями. Сейчас я – в Бельгии, у меня напротив - большой парк, одно из моих излюбленных мест, где мне очень нравится гулять.
- Вы вернетесь в Россию, или есть желание остаться в Европе?
- Сейчас я все-таки больше играю в России, чем в Европе. Мыслей уехать из России навсегда не было. Когда в 2008 году я принял решение поехать учиться в Бельгию, я настроил себя на то, что буду жить на две страны. В России - моя семья, много концертных возможностей и связей, мои друзья, достойная культурная жизнь, если, конечно, не смотреть на ее финансовую составляющую. Я не хочу это терять. Хотя в плане передвижения по Европе здесь проще. Я живу на два города, и пока я могу это выдержать, так и буду жить.
Комментарии (8)
Показателем как он играет являются победы на престижных конкурсах! А взять так скрипку он мог, чтобы разнообразить ряд одинаковых фотографий скрипачей, которые всегда одинаково держат свои инструменты..
Женщины, как с ребёнком.
Учитель Борисоглебского-Эд.Грач, увидев такое фото , был бы очень огорчён.
==============================================================
Музыкально невежественные люди встречаются даже среди хороших скрипачей и других музыкантов.