Руководитель шведской делегации Маринэ Элбакидзе: «В России есть интересные моменты с точки зрения экологии»
Делегация из Швеции работала на этой неделе в Корткеросском районе. 11 специалистов, представляющих региональные и муниципальные администрации и Шведский университет сельскохозяйственных наук, приехали в Коми для обмена опытом в области устойчивого использования природных ресурсов и территориального планирования. С инициативой проведения семинара с длинным названием «Территориальное планирование для охраны окружающей среды и устойчивого управления ландшафтами в Баренц регионе: к международному многоотраслевому и многоуровневому сотрудничеству» шведская сторона выступила еще весной. Финансирует проект Министерство окружающей среды Швеции. Один из руководителей делегации, доцент Маринэ Элбакидзе рассказала, какой интерес представляет Коми для зарубежных специалистов.
Доцент Роберт Аксельссон, профессор Пэр Ангельстам и доцент Маринэ Эльбакидзе. Фото БНКоми
- Почему был выбран именно Корткеросский район?
- При обсуждении идеи визита весной этого года мы высказали пожелание работать на районном уровне. Наши российские партнеры предложили этот район.
- Какие цели стоят перед группой?
- Определить круг вопросов, интересных обеим сторонам, для будущего сотрудничества в сфере территориального планирования. Суть в том, что для перехода к устойчивому региональному развитию надо учитывать интересы разных природопользователей – муниципалитетов, лесного и сельского хозяйства, то есть находить приемлемые для всех сторон решения. В пятницу шесть человек из нашей группы уезжают. Трое, в том числе и я, остаются до следующей пятницы. Нам надо поездить по району, снять фильм и провести еще несколько встреч.
- Какой интерес представляет Коми для Швеции?
- Изначально интерес был к природным таежным ландшафтам, которые сохранились в Печоро-Илычском заповеднике. Это эталоны бореальных лесов (бореальные леса - хвойные леса северной части умеренной климатической зоны северного полушария, иначе тайга – МС). В 90-е годы в Швеции пересматривали лесную политику, чтобы улучшить лесное хозяйство в плане сохранения биоразнообразия. И тогда встал вопрос, как выглядит настоящий таежный природный ландшафт, потому что в Швеции его уже почти нет. Первым в республику приехал профессор Шведского сельскохозяйственного университета Пэр Ангельстам, это было в 1990 году. После этого он привез в Коми всех руководителей лесных компаний, а также представителей Лесного агентства Швеции. Что касается таежной зоны, то с этой точки зрения вообще интересен Северо-Запад России. Мы активно сотрудничаем и с Архангельской областью. Сейчас круг интересов расширился, он касается вопросов, в том числе, культурного наследия, традиционного природопользования, работы сельского и лесного хозяйства. Ну и, конечно, интересно понять, как живет другая страна, как можно развивать сотрудничество. Коми - хороший потенциальный партнер. Нам нравится тут работать. Люди очень хорошие, гостеприимные и ответственные.
- Вы сами живете в Швеции?
- Ой, тут вообще история. Я - грузинка, родилась в Эстонии, работаю и живу в Швеции, еще живу в Украине.
- Где интереснее работать?
- Интересно везде. Проблемы есть и в России, и в Швеции, есть чему поучиться друг у друга.
- Чему может научить Швеция?
- Как вести лесное хозяйство, как сделать рентабельным лесной сектор. Как сделать процесс планирования открытым и прозрачным, чтобы те, кто хочет принимать в нем участие, имели право голоса. Как работать с разными природопользователями, сотрудничать с ними не формально, а реально.
- А Россия?
- У России есть ценный опыт. Например, выделение разных категорий лесов. В Швеции рубить лес можно прямо до берегов рек. Водоохранных лесов там нет, и это проблема. Все речки с дамбами, и сейчас стоит вопрос, как облегчить миграцию многих водных обитателей. С точки зрения экологии в России есть интересные моменты.
- Среди наших экологов бытует мнение, что экологическое законодательство далеко от совершенства...
- То же самое говорят и шведские специалисты. Думаю, экологам надо быть недовольными. Идеальных ситуаций нет нигде, как нет только учителей и только учеников. Повторюсь, мы учимся друг у друга.
Комментарии (4)