11:46, 04.10.2011 / ОБЩЕСТВО

У столицы Коми появился свой путеводитель политических репрессий

Тысяча экземпляров уникального издания «Топография террора» поступила сегодня в Сыктывкар. Тираж, отпечатанный в Красноярске, разойдется по библиотекам, органам власти, туристическим фирмам.

 

Как рассказал БНКоми сопредседатель правления Коми республиканского общественного фонда «Покаяние» Михаил Рогачев, ежегодно в республику приезжает несколько десятков потомков репрессированных и погибших на территории Коми узников ГУЛАГа. Многие приезжают самостоятельно. Неделю назад историку раздался звонок с сыктывкарского автовокзала. Вопрос, прозвучавший в трубке, был весьма неожиданным: «Скажите, как проехать до Локчимлага?» Кировчанину - потомку репрессированного Рогачев по телефону «на пальцах» описал окрестности поселка Аджерома Корткеросского района, где были сконцентрированы лагеря Локчимлага, а впредь посоветовал сообщать о приезде заранее.

По мнению историка, путеводитель поможет приезжим самостоятельно сориентироваться в столице, а сыктывкарским экскурсоводам организовать тематическую экскурсию «По местам ГУЛАГа».

Сыктывкар стал одним из первых городов, который вошел в новую серию путеводителей «Топография террора», которую выпускает международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал». На сегодня выпущены три пробных путеводителя - по Комсомольску-на-Амуре, Красноярску, Сыктывкару и Рязани, все их удалось издать в сжатые сроки. Сыктывкар вошел в первую тройку изданий, поскольку весь материал был уже собран сопредседателем фонда.

По словам Михаила Рогачева, «Покаяние» планирует подготовить подобный проект по всем городам республики.

В книгу вошли архивные фотографии и исторические справки о зданиях органов власти, тюрьмах, управлениях лагерей, находящихся в Сыктывкаре в годы сталинских репрессий. Кроме того, в путеводителе можно увидеть и здания современных силовых и охранных структур.

* В 1929 году Коми стала одним из первых регионов, где появились исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ). В 1930-50-х годах сеть лагерей охватила практически все северные и центральные районы Коми.

 

1087

Комментарии (16)

Добавить комментарий
  • вопрос
    04 окт. 2011 г., 12:33:23
    Ответить
    Где купить? Или принять в дар???
    • Рогачев
      04 окт. 2011 г., 21:46:47
      Ответить
      Тираж только сегодня получен. Кому интересно - путеводитель можно бесплатно получить в фонде "Покаяние" (Дом печати, Маркса, 229, ком.322) с 10.00 до 14.00.
  • Даша
    04 окт. 2011 г., 12:34:24
    Ответить
    получается этой книги нет в свободной продаже:(((
  • местный
    04 окт. 2011 г., 14:53:50
    Ответить
    Кроме как показывать колючую проволоку туристов в коми не заманишь. Самая хорошая идея, пусть наши фольклористы обвяжутся колючей проволокой и танцуют, будет аншлаг, гарантирую. Можно также на Ыбице устроить концерт артистов в тюремной робе, успех гарантирован.
  • Как то так
    04 окт. 2011 г., 15:45:27
    Ответить
    Путеводитель политических репрессий нужно создавать не в Коми, а в Москве и Ленинграде. В Коми уже привозили осужденных. А главная машина репрессий находилась в центре. Кто занимался репрессиями, тот в тени до сих пор, и неинтересен фонду "Покаяние". А без составления списков, кто "стряпал" приговоры, не воостановить исторической правды.
    • нг
      04 окт. 2011 г., 16:40:51
      Ответить
      м-м-м, просто так получилось, что рогачев живет не в москве и питере, а в Сыктывкаре - и соответсвенно пишет о Коми. Думаю, что проект дойдет и до столиц. у нас вся страна - как большое лоскутное гулаговское одеяло.
  • mister Щ
    04 окт. 2011 г., 17:19:20
    Ответить
    Горяче рукопожимаю совестливому Рогачеву. Потому что жить надо не по лжи. Чтоб не дотянулся проклятый Сталин. Так победим!
    • 007
      04 окт. 2011 г., 18:37:43
      Ответить
      Все геи и демократические журналисты должны присоединится
    • Согласен
      05 окт. 2011 г., 10:46:12
      Ответить
      Не по лжи. Кто выносил незаконные приговоры, живут в Москве, Питере, лечатся в кремлевских больницах, получают персональнве пенсии от государства. А если уходят в "мир иной", то их хоронят с почестями на Ваганьковском кладбище. Совестливый Рогачев об этих фактах ни гу-гу.
  • натурал-консерватор
    04 окт. 2011 г., 21:01:57
    Ответить
    Присоединяюсь к mister Щ. А вас, 007, попрошу остаться.
  • какие репрессии?
    04 окт. 2011 г., 21:19:52
    Ответить
    никаких репрессий не было.
  • Уважающий своих предков
    04 окт. 2011 г., 21:29:33
    Ответить
    Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал» на чьи деньги это г-но выпускает? Покупайте и читайте о наших дедах и отцах коммунистических упырях...Очередная лопата го...на, нате жрите...
    • ты о каком г-не пишешь ?
      05 окт. 2011 г., 1:45:40
      Ответить
      Уважающий своих предков
      о своих предках-вертухаяй что ли ?
      • 123
        05 окт. 2011 г., 21:57:28
        Ответить
        а ты о ком? о пособниках фашизма, полицаях и прочих "достойных патриотах родины", которые все как один щас стали типа политическими? Конечно, кто же щас скажет, что его дед полицаем был, гораздо выгоднее представить его жертвой "репрессий".
  • Т-34
    05 окт. 2011 г., 8:43:08
    Ответить
    Путеводитель по Гулагу это хорошо. Надо помнить.что может случиться с теми, кто разваливал страну.
    Считаю, что коммунистам уже сегодня надо составить путеводитель по каждому городу селу, поселку и деревне, где развалили производство и кто это сделал.
  • Иванов Ф.Н.
    15 апр. 2012 г., 16:05:42
    Ответить
    Рецензия на фильм "Репрессированная правда" (часть 1)
    Фильм «Репрессированная правда» (часть 1, 2012 год, http://www.youtube.com/watch?v=nXOT9Kmtx68) создан Коми республиканскими комитетами РКРП-РПК и Российского объединенного фронта «Ротфронт» и заявлен создателями, как «документальный». Позиция авторов фильма сводится к следующему:
    1) Советское государство и социалистическое общество были образцом торжества идеалов социальной справедливости.
    2) «Весь ХХ век созидательному труду и строительству страны препятствовала орава врагов, внешних и внутренних», но страна справилась, благодаря народу и мудрости руководства.
    3) В конце ХХ в. произошла катастрофа, допущенная руководством страны: «Потеря бдительности, духовной чистоты и самопожертвования руководителей страны во второй половине прошлого столетия позволили прорасти тлетворным росткам подлости жадности, трусости и коррупции в правящей элите общества, а поливали эти ростки западные буржуазные деятели, их спецслужбы, их выкормыши, т.н. «агенты влияния» - недобитое отребье политических противников нашего общества – троцкистов, послевоенных ублюдков – националистов, служивших Гитлеру, а позже – Западу, сионистов и прочих врагов народа». Троцкизм – это зло, троцкисты – это предатели и враги, которые ради власти хотели уничтожить самое святое – Советское государство. Троцкисты имели разветвленную законспирированную сеть, и поэтому их надо было уничтожить, проведенное уничтожение троцкизма и троцкистов было благом для страны.
    4) «Сегодня продуктом деятельности этих подлых элементов является правящая верхушка нашей страны, которая узурпировала наши социальные завоевания, политическую власть, экономическое достояние нашего народа, засунуло свою подлую руку в наши недра, земли, природу, пытается наложить руку на нашу историю, переписать ее под себя, закрепить за собой право и впредь распоряжаться всем тем, что досталось им путем обмана, коррупции, политического мошенничества, превратить историю в продажную девку власть имущих. Для достижения этой подлой цели им надо опорочить наше прошлое… Для этого все средства хороши, и они не брезгуют никакой ложью, какой нелепой она не была…».
    5) Для того, чтобы реализовать свои замыслы, враги создают специальные организации, например, «Мемориал» (правозащитная организация, создана на деньги США), цель которого – «опорочить действия и заслуги лидеров СССР в 30-50-е годы прошлого века, навсегда утопить в своих словесных помоях светлые имена Сталина, Ленина, Жукова, Микояна, Молотова, тысяч честных деятелей партии большевиков, чекистов, руководителей производства, и через них – всех тружеников всей нашей страны, которые работали не ради полной мошны или набитого брюха, а ради процветания своей Родины».
    6) «Мемориал» - наследник «популистских идей» агентов влияния ЦРУ Солженицына, Бродского, Сахарова. Цель ЦРУ как спецслужбы США – разрушение СССР как при помощи внешней силы, так и изнутри, путем предательства. Таким образом, «Мемориал» - это предатели и враги.
    7) Авторы фильма должны восстановить историческую правду и защитить ее и подрастающие поколения россиян от врагов. Для этого надо разоблачить ложь врагов о ГУЛАГе, взяв в качестве примера Ухтпечлаг, находившийся на территории Коми АССР.
    Таково краткое содержание фильма «Репрессированная правда». Его создатели - РКРП-РПК (Российская Коммунистическая Рабочая Партия - Революционная Партия Коммунистов) – образованное в 2001 г. леворадикальное политическое общественное движение, деятельность которого направлена на возвращение Советской власти революционным путем (см . http://rkrp-rpk.ru/content/view/9/47/). Созданная партией концепция истории СССР, нашедшая отражение в фильме (см. выше), соответствует принятой в партии идеологии и программе: идеал государственного и общественного устройства видится в СССР 1930-1950-х гг., причем даваемое в фильме объяснение событий внешнеполитической и внутренней жизни в стране укладывается в нормы «Краткого курса истории ВКП(б)» 1938 г. Это позволяет дополнительно определить политическую ориентацию указанного общественного движения как неосталинистскую.
    Весьма интересны средства и приемы, которые авторы фильма использовали для демонстрации и доказательства своей версии исторических событий. С самого начала фильма идет авторский закадровый текст, наполненный обычными для СССР 1930-х – 1950-х годов речевыми оборотами («отребье», «ублюдки», «троцкисты», враги народа и т.п.) и советскими пропагандистскими штампами. В качестве примера последнего можно привести подробное использование в фильме документа под названием «Послевоенная доктрина США», озвученное содержание которой подозрительно напоминает «План Даллеса» - известный художественный текст одного советского автора (см. Иванов А.С. «Вечный зов»). Самое интересное, что в фильме идет ссылка на реально существующий документ - директиву Совета Национальной Безопасности США 20/1 от 18 августа 1948 года (она есть в сборнике Thomas H. Etzold and John Lewis Gaddis, eds., Containment: Documents on American Policy and Strategy, 1945-1950 NSC 20/1 (pages 173-203), но её фактическое содержание не соответствует тому, что было изложено в фильме. Это уже настораживает, тем более, что авторы фильма, используя этот приём, стремятся показать членов общества «Мемориал» (вторую сторону дискуссии) как предателей, то есть сформировать у зрителя негативное отношение как к самому «Мемориалу», так и к его информации.
    Авторы фильма избрали тактику «полевого исследования», они поехали на те места, где некогда и располагались лагерные пункты. Там они должны были проверить истинность распространенной ныне информации (или «побасенок») о ГУЛАГе. Рассказ о событиях в Ухтпечлаге начинается со сравнения «неправильной», «лживой» версии событий от экскурсовода из «Мемориала» с показаниями очевидцев из числа местных старожилов. Вот только интересно, что рассказ оппонента по дискуссии дается в изложении самих авторов фильма, он озвучен голосом диктора, а «местные очевидцы» все, как один, имеют возраст не старее 50-60 лет, и сами лично видеть события 1930-х-1940-х годов не имели возможности. Все, что они говорят, это известно им со слов третьих лиц, либо же то, что они понят сами, то есть события никак не ранее 1950-х годов.
    Примечательно, что авторы фильма охотно ищут неточности изложения исторических деталей в книге А.И. Солженицына (художественное произведение, которое никак не может быть научным трудом) и в газетных публикациях о ГУЛАГе на территории Коми АССР, например В.М. Полещикова (как известно, средства СМИ тоже далеки от научного жанра), но это никого не смущает. Попутно подается выдержанная в негативных тонах биографическая информация об А.И. Солженицыне и В.М. Полещикове (зато биографии иных «местных краеведов», помогавших в «полевых исследованиях», наоборот, напоминают наградные листы). Что характерно, при этом создатели фильма во всех случаях избегают дискутировать с авторами научных публикаций по истории ГУЛАГа в СССР, в целом, и на территории Коми АССР, в частности. Создается впечатление, что этот пласт научных изданий либо не известен создателям «Репрессированной правды», либо не используется сознательно. Единственный пример, по которому мы можем судить о подобного рода знакомстве, это книга В.М. Полещикова «За семью печатями», но и тут создатели фильма пришли к выводу, что «отсылка на приказ 00409 историков, в т.ч. Полещикова, делает очевидным факт ангажированности приведенных им сведений и указывает на то, что написание книги было проплачено через систему грантов, представленных лицами, проживающими за пределами Российской Федерации». Как можем видеть, авторы фильма сознательно не используют научные исследования в своем творчестве, считая их ангажированными. Между тем, ситуация с «приказом 00409» подробно рассмотрена в научных исследованиях, существование подобных директив подтверждается источниками (см. Рогачёв М. Б. «Операция по приказу 00409» в Ухто-Печорском ИТЛ // Покаяние: Коми респ. мартиролог жертв массовых полит. репрессий. Сыктывкар, 2006. Т. 8. ч. 2. С. 181-209 (http://www.pokayaniekomi.ru/content/178/tom_8_chast2_rogachev_operatzija_po_prikazu.pdf)). Возникает вполне резонный вопрос: если создатели фильма «Репрессированная правда» считают историков людьми ненадежными, ангажированными, почему они сами не используют архивные исторические источники? Их не пускают в архивы УФСБ РК и МВД РК, или они не подозревают о существовании архивов? Почему они так любят «полевые исследования», у них аллергия на архивы, или же здесь кроется что-то иное?
    Далее, в фильме очень подробно разбирается ситуация вокруг т.н. «кашкетинских расстрелов», особенно внимательно анализируются воспоминания одного из узников ГУЛАГа о том, что часть заключенных сожгли живьем в бараке, а часть расстреливали, глуша звуки выстрелов работой тракторного двигателя. После долгих, на несколько минут разбирательств, в фильме, наконец, было установлено, что это ложь и сделан вывод: «… само собой вытекает вывод о недостоверности рассказа [о расстрелах заключенных в Ухтпечлаге], в целом, о малой вероятности описанных событий, что, таким образом, ставит под сомнение и все построения доказательной базы жестокости сталинских репрессий по собранному «Мемориалом» сценарию, состоящему из подобных частных рассказов». Удивляет глобальность вывода на таком частном материале. Удивление возрастает еще больше, когда вспоминаешь, что в научной литературе известия о подобных методах расправ с заключенными Ухтпечлага (см. выше) уже давно признаны «не имеющими документального подтверждения». Спрашивается, зачем авторам снятого в 2012 (прописью – в две тысячи двенадцатом) году фильма «Репрессированная правда» надо было «открывать Америку», если они, как и все желающие, могли бы найти, например, статью М.Б. Рогачева за 2006 (две тысячи шестой) год и прочитать научную версию событий, причем на 6 (шесть) лет раньше. Но авторы фильма, как настоящие коммунисты, не ищут легких путей, тем более в таком идеологически важном вопросе. Кстати, о самих расстрелах. Нельзя не добавить и эту деталь к портрету создателей «Репрессированной правды» - ну зачем было подчеркивать то, что при Хрущеве расстрелов было больше, чем в ГУЛАГе, зачем сравнивать весь, весь большой СССР и один – по буквам раздельно – о-д-и-н – из лагерей ГУЛАГа. Это уже откровенный ляп, рассчитанный, надо полагать, на утомленного информацией зрителя?
    Следовательно, перед нами образец политически мотивированного произведения, фильма, целью которого является распространение своих политических идей, подаваемых как «историческая правда». При этом авторы фильма, претендуя на монопольное знание «исторической правды» позиционируют себя как ее защитники и, тем самым, защитники страны-патриоты, а всех тех, кто имеет отличную от их мнения позицию, например, правозащитное общество «Мемориал», с которым ведут заочную дискуссию, позиционируют как предателей и врагов Родины. Стиль, в котором выдержано изложение материала, используемые приемы и способы подачи информации, аудио-визуальный ряд, содержание рассчитаны на определенную аудиторию. Это те, кто разделяет идеи РКРП-РКП и будет рад в очередной раз увидеть подтверждение привычной для себя картины мира, это и те, кто слабо знаком с историей своей страны и приемами исторического исследования. Наконец, это те, для кого сравнение информации из разных источников представляет большую и сложную работу, нежели следование уже заботливо подготовленной концепции.