Замминистра образования Коми Нина Нестерова: «Реформа вузов запущена с одной целью – сохранить систему высшей школы и повысить качество образования»
БНКоми приводит комментарий заместителя министра образования Коми Нины Нестеровой по реформе системы профессионального образования. Проблема была озвучена в очередной раз на недавнем заседании совета ректоров региона. Как прозвучало на совете, в скором времени в республике могут остаться всего два университета – Сыктывкарский и Ухтинский, которые объединят оставшиеся высшие учебные заведения и их филиалы. Из действующих сегодня в Коми 22 вузов и их филиалов только пять имеют контингент более 500 человек, соответственно, только эти пять заведений могут рассчитывать в дальнейшем на федеральное финансирование. Учредитель вузов – Министерство образования и науки России приняло решение оптимизировать структуру вузовского образования. Реформа пройдет во всех российских регионах, в некоторых оптимизация уже проведена. БНКоми публикует комментарий Нины Нестеровой по озвученной проблеме.
Нина Нестерова. Фото Кирилла Затрутина
Прежде всего, следует сказать, что на очередном плановом заседании республиканского совета ректоров был рассмотрен вопрос о реформе системы профессионального образования республики. Вопрос был включен в повестку дня, и его рассмотрение было невозможно без участия органов государственной власти республики, поскольку шла речь о крайне сложной ситуации, сложившейся в региональной системе высшего образования. Безусловный интерес правительства здесь состоит в том, что речь идет, прежде всего, о системе подготовки кадров высшей квалификации для экономики и социальной сферы региона. Поэтому позиция правительства республики, - четкая и определенная, в данной ситуации должна была прозвучать – и она прозвучала.
На заседании были представлены доклады как со стороны совета ректоров, так и со стороны правительства республики, а именно министерства образования. Они были созвучны с точки зрения постановки проблем, доклад министра образования представлял собой анализ и видение возможных вариантов реформирования высшего образования в регионе. Да, действительно, были названы в качестве базовых Сыктывкарский и Ухтинский университеты, но еще раз повторяю – это был лишь возможный вариант. Для того и была образована решением совета ректоров рабочая группа, чтобы создавать и обсуждать все возможные интеграционные варианты.
Кстати сказать, никто из участников не возражал в принципе, что реформа назрела и необходима. Дискуссии развернулись относительно механизмов реформирования, а именно интеграционных механизмов – кого к кому присоединить, а точнее, лучше не присоединять. И за этой дискуссией, как правильно сказал глава республики Вячеслав Гайзер, мы можем потерять систему высшего образования региона. Если оставить все как есть, мы можем просто потерять ряд наших вузов, исходя из нескольких факторов. Самый явный и болезненный из них – демографический, который будет довлеть над нами как минимум еще лет десять. А за этот период, теряя один аккредитационный показатель за другим, вузы будут постепенно терять и свой статус, и образовательные программы, и кадры и все остальное до предела, о котором не хочется здесь говорить
Конечно, ключевым участником дискуссии является наш старейший вуз республики КГПИ, который выражает обеспокоенность будущим подготовки педагогов для республики. Озабоченность понятна, каждый вуз сегодня – живой организм, это студенты и преподаватели. Наша задача сегодня сделать процесс интеграции максимально безболезненным с учетом согласования интересов всех участников. Как показывает практика регионов, где подобные реформы уже прошли, как правило, внутри интегрированных образовательных комплексов создаются подразделения по направлениям профессиональной подготовки с определенной степенью автономности. Механизмы уже наработаны. И, действительно, республике нужны педагоги – это бесспорно. Так же как нужны «технари», гуманитарии. И в интересах республики сохранить имеющийся потенциал высшей школы путем консолидации кадровых, научных, материальных ресурсов, в том числе, и с целью повышения качества и конкурентоспособности высшего образования республики по сравнению, по крайней мере, с другими регионами России. И об этом, кстати, тоже говорилось на заседании совета ректоров. Наши интересы - чтобы молодежь оставалась в республике и, получив здесь высшее образование, осуществляла профессиональную деятельность на благо развития региона.
Процесс реформирования запущен. Но это дело не абсолютно завтрашнего дня. Вероятно, будет создана рабочая группа и на уровне правительства республики, сейчас мы работаем над этим. Нам предстоит кропотливая работа на результат с учетом мнений всех заинтересованных сторон. Кстати говоря, далеко не последнее слово и за федеральными властями, поскольку практически все вузы республики находятся в федеральном ведении, это еще одна непростая сторона предстоящей работы.
Комментарии (37)
почему молчит роспотребнадзор?..."реформа высшего образования" давно уже началась...и ущемляет права потребителей-физических лиц...которые хотели одно, а им навязывают другое
сторонники реформы говорят, что укрупнение для повышения качества...
однако практика показывает, что ВСЕГДА при снижении количества конкурирующих организаций...качество снижается... а цены растут
куда смотрит ФАС...налицо ограничение конкуренции
В не лучшем для страны - за ее пределы.
В Силиконовой долине более половины молодых спецов - выпускники российских вузов.
Из сырьевого придатка умные головы валили, валят и будут валить.
В колонии не бывает перспектив.
Если уж даже всенародно признанный патриот В.В.Путин разместил деньги страны в США, то куда прочим патриотам равняться?
С уважением, равняющийся на учебник истории КПСС
Е. Букентий
Вместо того что бы увеличивать количество учебных заведений, они их сокращают, зато ОРУТ об инновационных технологиях. Спецов и так катострофически не хватает, а теперь их и учить будет негде.
ВЫВОД: НАШЕМУ ГОСУДАРСТВУ НЕ НУЖНЫ ОБРАЗОВАННЫЕ ЛЮДИ.
Путешественник-любитель
Е. Букентий
1. Увеличить кол-во учебных заведений до необходимого в РК, как высших так и средне специальных.
2. Учителей
3. Государству - предоставлять или компенсировать жилплощадь как молодым так и остальным преподавателям в обязательном порядке.
4. Обеспечить ротацию преподавателей из Москвы в Сыктывкар и обратно для улудшения качества(уровня и т.д и т.п)
5. Профессию учитель поставить выше уровня судьи,чиновника, прокурора, милиционера и т,д(Учитель учит, а судья и остальные колечат)
6.Обязать выпускников подписывать контракты по которым они будут должны отработать N-ное кол-во времени на предприятиях республики.
7.
8.
9.
Может ктото хочет продолжить???
Может сделают его каким-нибудь плавающим...
А то, получается, опять из-за какой-то закорючке в Постановлении тратится столько времени и нервов. Или может кому-то их некуда девать? Время... и нервы...
И к врачам я стараюсь не ходить. А если хожу, то претензий не предъявляю. Потому что подозреваю, как они учились...
Правильно делают, что закрывают все эти псевдоВУЗы - это не образование, а профанация. Продажа корочек. Больше половины выпускников не востребованы - зачем плодить этих псевдоспециалистов?
вузы - это своеобразные якоря, которые держат людей в РК
уйдет разнообразие - начнется массовый безвозвратный исход молодежи
зачем сюда возвращаться? ведь в коми нельзя обучить будущих детей востребованным специальностям...
детсадов нет, школы закрывают, вузов нет...работы нет...лучше купить жилье рядом с москвой - там все есть
и это финиш...за вузами из коми уйдут производства... специалисты денег стоят...издержки на образование растут, качество образования падает, количество ошибок растет...цена растет...конкурентоспособность падает...
даже ЛПК в условиях падения спроса на бумагу ... и перехода на электронные документы...захиреет, а в месте с ней и вся лесная отрасль..
а гениальное решение властей - добить образование "нет ЕГО - нет проблемы"
Коми до сих пор расхлебывает отсутствие нормального машиностроительного вуза...у нас даже свой конвеер по переработке древесины сделать не могут...свой форвардер ил харвестер...даже просто станок по распилу древесины...
нефть, газ скоро выкачают - бесплатно - НДПИ в бюджет РК и муниципалитетов не поступает вообще...территорию уже загадили...лукойл показухой занимается...чтобы замлить картинку разливов, которые уже видны из космоса невооруженым глазом
и что дальше?
брошенная загаженная территория ... все к этому идет и отмена конкуренции между вузами - это гвоздь в крышку гроба республики коми
Федеральное агентство по образованию, предложившее проведение данных реформ в образовании 16.02.2010 года - уже 06.03.2010 года Указом Президента РФ было закрыто!!!
Рукодители высших учебных заведений ОБРАТИТЕ НА ЭТО ВНИМАНИЕ!!!
Я лично понимаю это так: процесс - однозначно - болезненный, но вы сделаете так, чтобы пациент МАКСИМАЛЬНО НЕ ПОЧУВСТВОВАЛ этого.
Вы, Нестерова, дама грамотная. Поэтому вы неслучайно избежали употребления фразы "наименее болезненным".
2. "С учетом согласования интересов всех участников".
Простым языком не пробовали выразить? Оно и понятно: совесть не позволяет.
Ибо:
- есть участники;
- они имеют свои интересы;
- данные интересы входят/вступают в противоречние друг с другом;
- в связи с вышеизложенным - согласовать их (интересы) практически невозможно;
- этот факт следует учесть, подписывая документы о реформировании, т.е., скажем, в преамбуле приказа.
Следовательно: вы будете учитывать не согласование интересов участников, а примете во внимание несогласованность.
Поняли мою мысль? Чего и всем желаю.
Науку отделим от образования. Напрочь.
И все.
В корпоративных вузах будут готовить менеджеров для себя. В государственных - специалистов, в которых нуждается государство - врачи, педагоги, управленцы.
Таким образом мы всю вертикаль, столь любимую нашими ВВП и ДАМ, усилим вертикальными же отростками, ведущими вниз. Только корнями они не станут. Просто каждая ветка будет жить и жать сама по себе.
2.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31 марта 2009 г. N 277 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
лицензирование и аккредитация еще как действует и будет действовать в будущем
но самое гадкое, что эти "чиновники - спасители образования", прикрываясь "демографическим спадом", не помогают развиваться и создаваться системе частных вузов и корпоративных профильных вузов, не дают ни лицензий, ни аккредитаций...
за корпоративным образованием настоящее и будущее, это в развитых странах было всегда...и это естественно...и там работают только частные компании, государство лишь обращается за их услугами...но никак не регулирует их деятельность
в свое время от таких же защитников в 80-е, слышал, что корпоративное образование "слишком узкое", чтобы быть полноценным...однако история показала, что самым полезным и востребованным является только "узкое специальное образование", сосредоточенное на практических процессах, а самым вредным - общее гуманитарное - образование "вечных студентов" зацикленных на самом процессе обучения, на титулах и степенях...
объединение вузов окончательно сольет все образование в "гуманитарную кашу", украв у нас и наших детей будущее... пусть хоть там одни "академики" преподавать будут...
образование должно быть пестрым и узким - в каждом производстве свое
только так можно сделать инновационный прорыв и никак иначе
но не совсем так. Здесь так и есть - называется взять классы.
То есть не получать весь полный курс высшего, а взять те предметы и столько, сколько нужно для работы в текущий момент. И эти же курсы проходятся на полном обучении. Если хочешь полного - то по полной программе учишься и берёшь всё. В конце - Диплом. Если же для жизни не нужно - берёшь только те узкоспециализированные классы. И продолжаешь работать с новыми знаниями. И потом при получении полного высшего, эти уже полученные классы перезасчитываются, по ним повторно учиться не нужно. Образование становиться эффективным, МОДУЛЬНЫМ. И собираешь эти модули сам лично. В тех ВУЗ-ах которые сам и выбираешь. Вот тебе и реальная конкуренция и качество между ВУЗами.
Хорошие исполнители и не более. В конкурентной среде такие не выживают. И с замами замов пересекаюсь.
Грустные мысли приходят после таких вот пересечений-разговоров.
Что это за государственные чиновники такие? Как они вообще могут руководить если в ступоре по простым житейским проблемам оказываются? Чуть что не стандартное, шаг из кабинета и всё - Заглох.
Имею примеры, но ни одной фамилии не дам. Эти фамилии некоторые здесь на фотографиях появляются, нет да нет и увижу. Улыбаться даже приходится.
Хорошо что моей жизнью они не управляют, и никаких возможностей для этого у них нет.
В феодальном обществе умение думать, иметь хорошую квалификацию тоже сильно пока не нужно.
Так же ещё больше знаком с доктором ~350тыс. Квалификация ВСЕХ ведущих хирургов в республиканской больнице в Сыктывкаре - никак не меньше его! (Я с ним свободно говорил, мне не утаивали информацию) По своим умениям доктора равны. Только тут он по современному на оборудовании работает и им пользоваться умеет. Дома такого просто нет. В Москве для избранных наверно. И он тоже в школе СССР-овской средним НЕ БЫЛ.
Поэтому тот кто дома чего-то и как-то, для меня - пустое место. Здесь ка давай, докажи попробуй. На этом берегу. Получится, значит способен головой думать.
Чего там в болоте доказывать? Телефонными звонками? Да знакомствами? У меня нет. Так же как и у этих знакомых - не было и в здешних правилах они(знакомства) НЕ НУЖНЫ. Тут конкуренция, работать и уметь надо лучше всех. Капитализм - это отношения в которых соревнуются таланты, если их нет == хорошие работники. Но никак не ИСПОЛНИТЕЛИ.
Всего лучшего вам в ваших попытках.
как москва скажет в такую позу и ляжет