Суд разберется с постановкой «Гамлета» без театральных экспертов (видео, аудио)
Мировой судья Первомайского судебного участка на состоявшемся сегодня предварительном заседании по иску члена Общественной палаты Коми, правозащитника Александра Щиголева к Академическому театру драмы имени Виктора Савина отказал в ходатайстве о проведении специальной экспертизы. По мнению представителя театра Александра Островского, эксперт в области театрального искусства мог бы помочь разрешить спор об авторском прочтении пьесы «Гамлет», премьера которой стала поводом для судебного разбирательства.
Фото Андрея Ретанова
Напомним, правозащитник Александр Щиголев подал в суд на театр, посчитав, что учреждение культуры не предупредило его, как зрителя, что постановка «Гамлета» будет не классической, а с элементами современности. Он уверяет, что получил глубочайший моральный ущерб, слушая куплеты могильщиков в сцене на кладбище и наблюдая за изнасилованием Офелии на рояле. Таким образом, полагает истец, были нарушены его права как потребителя, и теперь театр обязан вернуть ему стоимость билетов и возместить моральный вред.
У эксперта же планировалось выяснить несколько принципиальных вопросов, касаемых отношения показанной театром постановки к тексту классического перевода «Гамлета» Бориса Пастернака.
- Постановка – это сокращенный вариант перевода Пастернака и обычай делового оборота. Никогда «Гамлет» ни в кино, ни в театре не ставился полным текстом – тогда бы он шел целые сутки, - обратил в ходе процесса внимание на нюанс Александр Островский.
- Данная экспертиза была бы уместна, если бы я отстаивал права Шекспира или правообладателей. Я же свои интересы отстаиваю исключительно в пределах закона о защите прав потребителей. Я не вижу, как мнение эксперта может повлиять на оценку моих требований судом. Это только затянет процесс, - не соглашался с необходимостью привлечения эксперта истец.
- Чем все-таки нарушено ваше право? – попытался выйти на существо спора, чтобы поставить перед экспертом «правильные» вопросы, Александр Островский.
- Я все изложил в исковом заявлении, - уклончиво отвечал Александр Щиголев.
- В прошлом судебном заседании вы заявляли, что на афише должно было быть написано «по мотивам «Гамлета». Так что же должно быть написано на афише в этом случае? Или спектакль вообще не имеет права на существование? - не уставал генерировать вопросы Александр Островский.
- Выражение «по мотивам «Гамлета» - это один из вариантов надписи. У меня все изложено в иске, - упорствовал в нежелании помогать с вопросами для эксперта истец.
- В исковом заявлении написано, что Щиголев не был предупрежден о том, что это не «Гамлет». Тогда мы подготовим вопрос эксперту в строгом соответствии с иском. Но указывать режиссеру, как ставить – это уж точно не ваше дело, - между делом сделал замечание Александру Щиголеву представитель театра и продолжил предлагать вопросы для экспертизы. – Если вы ставите вопрос о том, классическая ли постановка была показана в театре – мы хотим поставить этот вопрос эксперту. Специальных познаний в области театра у меня точно нет. Предполагаю, что и у суда нет. Есть предположение, что и у вас особых-то познаний нет. Вопрос еще и в том, насколько самостоятелен режиссер в выборе костюмов, музыки и так далее. Является ли это «Гамлетом» или нет?
Выслушав мнение сторон, суд в итоге отказал представителю театра в ходатайстве о назначении экспертизы, мотивируя тем, что спор можно разрешить и без специальных познаний, самостоятельно сопоставив классический перевод пьесы Шекспира и художественный материал, продемонстрированный со сцены театра. Истец даже обрадовался такому развитию событий, поскольку, как он сказал – «спектакль сможет сэкономить 30 тыс. рублей» - именно такая сумма была заявлена в качестве оплаты работы эксперта.
Между тем суд отказал и самому Александру Щиголеву в допросе свидетеля – той самой сопровождавшей его «гражданки», которую, как и правозащитника, не удовлетворило современное прочтение классики. Напомним, истец просит вернуть ему стоимость двух театральных билетов.
Несмотря на то, что стороны пока старались не переходить к обсуждению предмета спора по существу, свое мнение об иске высказал директор театра Михаил Матвеев. По его словам, зрители были предупреждены о том, что показывать будут современное прочтение «Гамлета» и вся рекламная кампания, в том числе афиши, строились именно на этом. Он отметил, что днем ранее премьеры спектакль был показан старшему поколению театралов ко Дню пожилых людей, которые «гораздо требовательнее относятся к вопросам морали и нравственности», и ни один из них не выразил негативного мнения после просмотра. Также Михаил Матвеев привел в подтверждение своих слов материал известного рецензента Елены Езерской, опубликованный в журнале «Музыкальная жизнь».
К следующему заседанию участникам процесса придется просмотреть в записи оспариваемую постановку и познакомиться с текстом пьесы «Гамлет» в переводе Бориса Пастернака, чтобы перейти непосредственно к заслушиванию правовых позиций сторон.
Комментарии (44)
Помните чувака 19 лет в одном свитере Гамлета играл (ну прям как Сажин), ему такого дешевого пиара не требовалось... Высоцким звали...
Спичак-мужик."
в каком смысле?
"Правда придется доказывать что у потребителя ещё стоит..."
Успехов Вам и вашему театру, ждем интересных постановок!!!!
с сумеречным сознанием больного человека,"Привидение","Кровавая свадьба",ну и сексуально скандальный "Гамлет",а кто у нас ныне руководит?Так,что пора бы уже министру культуры делать соответствующие выводы...
Вот, для примера возьмем "Преступление и наказание" Достоевского. Представьте, что ставится по нему современный спектакль. Как вы знаете, там хватает и убийств (Раскольников убил старушку и беременную Лизу), Свидригайлов свою жену и т.п., а секса там море: Сонечка занимается проституцией, Свидригайлов развращает несовершеннолетних... Короче, грязи хватит на десяток щиголевских исков, если режиссер вставит в спектакль подобные эпизоды. И что же прикажете режиссеру: собрать "щиголевых" на генеральную репетицию и дать им роль цензоров, чтобы они заранее "отрезали" эпизоды, нарушающие их понятия о морали и их "потребительские права"?!.. И что тогда останется от Достоевского? Искусство не есть "потребление". Если этого факта не понимают наши юристы, то их надо переучивать с нуля.
Вот, для примера возьмем "Преступление и наказание" Достоевского. Представьте, что ставится по нему современный спектакль. Как вы знаете, там хватает и убийств (Раскольников убил старушку и беременную Лизу), Свидригайлов свою жену и т.п., а секса там море: Сонечка занимается проституцией, Свидригайлов развращает несовершеннолетних... Короче, грязи хватит на десяток щиголевских исков, если режиссер вставит в спектакль подобные эпизоды. И что же прикажете режиссеру: собрать "щиголевых" на генеральную репетицию и дать им роль цензоров, чтобы они заранее "отрезали" эпизоды, нарушающие их понятия о морали и их "потребительские права"?!.. И что тогда останется от Достоевского? Искусство не есть "потребление". Если этого факта не понимают наши юристы, то их надо переучивать с нуля.
Заявитель служит в какой-то фирме? Где таких еще держат...
И лишь затем браться за выводы.
Кстати, а немецкая порнуха Щеголя не оскорб**ет?
Вот она, лакмусовая бумажка уровня IQ.
он больной
если подозрения усилятся- звоните- 03, заберем без температуры
мб еще и постановку эту из дерьма отмодерируете?
Нет таланта - не надо компенсировать намеками на отмодерировано.
А если ты Сорокин или Достоевский - тебе и мат позволен.
Но тут талантом Сорокина кажется и не пахнет.
он задержался...хотя давно должен был улететь на йух )))
2.Это самопиар
3.Это пиар пьесы
Ибо здравого мотива и причины узреть невозможно,как не копайся.