Спикер парламента Коми, руководитель общественной приемной Путина Марина Истиховская: «Из писем и обращений рождается 5 процентов законов»
В интервью БНКоми председатель Государственного Совета Республики Коми Марина Истиховская радуется тому, что депутаты последние полгода не меняли Конституцию республики, говорит, что инициатором «пивного» закона был министр внутренних дел Владимир Еремченко, а также сообщает, что ради безопасности гуляющих на Стефановской площади детей она тормозит свое служебное авто на обычной парковке. БНКоми представляет полную версию разговора со спикером.
Марина Истиховская подвела итоги прошедшего политического сезона. Фото Кирилла Затрутина
- Госсовет завершил очередной политический сезон. Каковы его итоги?
- Я бы, наверное, не стала углубляться. Подведу итоги общими штрихами. Во-первых, мы уже дважды вносили изменения в бюджет. Причина достаточно банальна: мы принимали проект, как любит говорить Министерство финансов про бюджет на 2010 год, реалистичный. Но экономика немного начала оживляться, мы видим, что по индексам промпроизводства по отношению к прошлому году ситуация улучшается, у нас появляется дополнительная копеечка, и, соответственно, появляются дополнительные возможности. Правительство договаривается с банками, с федеральными структурами о выделении денег, и на «горячие статьи» направляем средства. По сути, мы приличные суммы добавили в расходную часть бюджета. Это и дороги, и строительство жилья для детей-сирот, и поддержка инвестиционных проектов, и многое другое.
В эту сессию мы ни разу не внесли изменения в Конституцию. Это примечательный факт. Меня радует, что мы ее хоть полгода не трогали.
У нас очень активно использует право законодательной инициативы прокурор республики. За эту сессию он воспользовался трижды своим правом.
Были приняты несколько законов и постановлений Госсовета в части обеспечения закона «О доступе граждан к информации».
Два ярких закона про «пиво» и «чистоту и порядок» были приняты.
- Почему вы с такой гордостью говорите о том, что вы дважды вносили поправки в бюджет? Какова роль, заслуга в увеличении доходной части депутатов? Или это технический процесс?
- Работа над проектом бюджета, сам проект или внесение изменений, по многим направлениям идет в том числе и от депутатов. Понятно, что сами депутаты разработать внесение изменений в бюджет не смогут никогда, это очень сложный документ даже с точки зрения поправки одной единственной цифры по любому направлению. Одну цифру меняешь, а толщина поправки по одной цифре бывает на 5 страниц, потому что идут вытекающие друг за другом цифры - арифметика, вся структура документа меняется. В Министерстве финансов есть специальная программа, чтобы не ошибиться. Часто поправки в бюджет идут следующим образом: есть инициатива депутатов и есть понимание, куда нужно больше денег направить, дальше начинается кропотливая работа депутатов с правительством для того, чтобы убедить правительство пойти на эти траты.
- А кто кого чаще убеждает – вы правительство, или правительство пытается продавить свои инициативы?
- Кто кого на лопатки положит? По-всякому бывает. Например, и со стороны депутатов, и со стороны правительства было четкое понимание, что надо что-то делать с дорогами. Несмотря на все проблемы с бюджетом, нужно срочно изыскивать средства, иначе мы вообще потеряем все дороги.
- А все депутаты дочитывают этот огромный талмуд – бюджет - до конца?
- Кто хочет, тот читает. Кто-то - отдельные разделы, тут уже дело депутатское. Но пару раз на последних сессиях у меня сложилось впечатление, что депутат выступал не по нашему бюджету - цифры вообще были не наши, и где они их взяли, я не знаю.
- К вопросу об информационной открытости. Сейчас простым жителям республики разрешено присутствовать на заседаниях сессий. Мы все предполагали, что они в зале будут находиться, как минимум. Не так?
- По тому порядку, который сегодня у нас принят, нет, не в зале. Мы организовываем трансляцию в 211-й аудитории. Но при этом мы приняли решение, что на каждую сессию у нас будут приглашаться непосредственно в зал те граждане, представители общественных организаций, которые принимали участие в работе над законопроектами.
- Не слишком заформализована процедура подачи заявок? Говорят, что очень сложно попасть. Очень много данных нужно о себе сообщить...
- Возможно, излишняя регламентация в этом есть. Упростить? Вопросов нет, мы просто хотели, чтобы два-три человека попытались пройти эту процедуру. Сами же граждане скажут, что там не так.
- Не отбивается охота у граждан приходить? Потому что в заявке нужно такой перечень о себе составить, да еще за месяц...
- Там нет условия «за месяц». Во-первых, за семь дней, а во-вторых, в заявлении указываются имя, фамилия, адрес, телефон и направление от общественной организации, если он является ее представителем. Другой информации нам и не нужно. По-моему, тут «не так страшен черт, как его малюют».
- А что вы их в зал-то не пускаете?
- У нас ограниченное количество мест, все места расписаны.
- А нам со стороны сразу видно, правую часть ширмы (перегородка в боковой отсек) снять и вернуть все, как было.
- Вы предлагаете взять и опять провести некую реконструкцию зала? Опять деньги? У нас в зале у каждого свое именное место, поскольку там электронные карты.
- То есть это все не оттого что вы людей боитесь?
- Депутат не был бы депутатом, если бы боялся своих избирателей. Мы хотим понять, сколько желающих потенциально может прийти. Если это будет не огромное количество, до десяти мест всегда можно где-то найти в зале за счет того, кто по каким-то причинам отсутствует.
- Резонансная тема – «пивной закон», который запрещает продажу теперь и пива с 23 до 8...
- Вы не поверите, законодатель на федеральном уровне нас уже поддержал по двум позициям: в том, что вводится ограничение продажи всего спиртного крепостью свыше 5 процентов на территории всей страны по ночам. В четверг у нас сессия состоялась, а в пятницу все центральные информагентства сообщили, что такой порядок уже готов, что это позиция федерального центра, и вот-вот вступит в силу.
- В то же время оппоненты обвиняют единороссов в популизме. Другого способа не было решить проблему, тем более, что прокурор дал отрицательное заключение? Получается, что вы популисты, да еще и нарушающие федеральное законодательство?
- Если мы говорим об отрицательной позиции прокуратуры, то правовики, конечно, не могут по-другому. Причем первый абзац в их заключении: «Да, мы согласны, что-то надо делать». То есть «душой-то мы с вами...» Может, мы несколько и не правы, принимая этот закон, с точки зрения права. Но с точки зрения дела для нас сейчас важно, особенно в летний период, каким-то образом воздействовать на ситуацию, чтобы хоть как-то отучить нашу молодежь пить на улице.
- Но вы же законодатели и сами нарушаете закон...
- С одной стороны, авторитет и репутация, а с другой – большое количество жизней. Что должен ответственный депутат выбрать? И второе, есть положительная судебная практика на эту тему. Мало таких судебных решений, но есть регионы, где депутаты отстояли закон. Попробуем, посмотрим. Около десятка субъектов пытались эту проблему решить, часть отменена, часть - работает. Чем быстрее другие субъекты подобные решения примут, тем быстрее в центре начнут шевелиться.
- Закон еще не вступил в действие? Так и лето кончится...
- Есть процедура вступления закона в силу – через 10 дней после его опубликования в газете «Республика».
- Вы являетесь одним из соавторов этого закона. А как вообще законы пишутся? Садятся в кружок на пятерых и начинают коллективно мыслить? Или больше юристы и аппарат задействованы?
- По-разному. Если мы говорим о законе о пиве, то в данном случае прямое авторство принадлежит Владимиру Еремченко - министру внутренних дел по Коми - и Ольге Савастьяновой. Законопроект пришел в госсовет за подписью министра внутренних дел. Я его посмотрела, местами мне показалось, что надо бы юридическую технику привести в порядок, кое-какие моменты подчистить, и этим занимались юристы. Есть другие варианты, когда депутаты набрасывают концепцию закона, один-два человека, как правило, а потом к ним присоединяются остальные.
- Как вы считаете, мы доживем до того времени, когда законы будут писаться не птичьим, а более понятным языком? Люди не понимают законы, а потом начинают говорить: «Закон, что дышло». Такое чувство, что это изначально закладывается в его стилистике, в подборе слов, в формулировках.
- Во многом с вами согласна. Законы изначально больше понятны специалистам, тем, кто каждый день с ними работает. Проблема качества законов – самая актуальная как для федерального, так и для регионального законодательства. Над этим надо работать, чтоб законы были внятны и понятны всем. У нас в этом плане за последнее время многое сделано. Мы меньше стали вносить изменения в законы. Если вносим, то не потому, что «прошляпили» что-то, а потому, что считаем нужным этот закон дополнить новой мерой поддержки, дополнить содержательную часть закона или приводим в соответствие с изменившимся федеральным законодательством. В прошлом созыве принимали «закон о двух точках», когда в географическое название Веселый Кут две точки не поставили. А потом юристы обсуждали, существенно ли это, можно ли две точки без заседания сессии добавить? И пришли к выводу, что существенно. В результате у нас прошел закон, по сути, о двух точках. Сегодня таких законов стало меньше. Но очень много работы для этого было проведено.
- А каково примерно соотношение оригинальных республиканских законов и тех, что принимаются вослед федеральным? Член общественной палаты Андрей Ткаченко публиковал у нас на БНКоми эссе о том, что парламент республики, как и большинство региональных парламентов, превращается в придаток федеральной власти и дублирует ее на своем уровне...
- Ничего мы не дублируем. Любой федеральный закон, как правило, там, где у нас идет предмет совместного ведения, согласно Конституции Российской Федерации, оставляет поле для самостоятельного принятия решений регионам и определяет, что вот, например, такой-то вопрос регулируется законом субъекта. В этой части мы принимаем соответствующий закон. Берем Лесной кодекс. Да, Госдума приняла базовые правила, а какие-то вопросы регулируются законом субъекта. Мы принимаем закон в рамках своей компетенции, но при этом мы не дублируем же весь Лесной кодекс.
А если мы говорим об оригинальных законах, как вы их называете, это законы, которые, в принципе, находятся в поле нашей компетенции. Например, «Чистота и порядок» или о профилактике преступлений среди подростков, или «О социальной поддержке населения», или «О бюджетном процессе», или «О налоговых льготах», или «О контрольно-счетной палате»... Федералы дали нам право регулировать эти вопросы, мы и работаем в этих рамках. Поэтому говорить, что мы – придаток к федеральному центру, я бы не стала. Это неправильно, некорректно. Просто у нас решение многих вопросов очень централизовано. По многим вещам, мне так кажется, федералам нужно больше доверять регионам, потому что, согласитесь, субъекты все разные. Кстати, федеральный центр идет по этому пути, отдавая потихонечку одно полномочие за другим...
- Некоторые оппозиционно настроенные депутаты обвиняют вас в том, что законы поступают с нарушением регламента. От правительства, от главы. А за сколько дней по регламенту вы не имеете права принимать их?
- Вообще, наш регламент достаточно жесткий с точки зрения сроков внесения законов. Но последнее слово всегда – за президиумом, который говорит, будем смотреть этот закон на сессии или мы из-за нарушения сроков его откладываем. А по поводу поздних сроков, я вам хочу сказать, что в этом созыве у нас дела лучше обстоят. Глава республики в соответствии со 184-м федеральным законом может вносить законопроекты на рассмотрение во внеочередном порядке. Глава использует свое законное право, как правило, это максимально 4-5 законов. Как ни странно, у нас основной нарушитель – не Глава республики, а депутаты. Но там, опять же, есть объективные причины...
- К вопросу об общении депутатов с избирателями. Что дают депутатские десанты? Удалось ли по результатам принять хоть один конкретный закон или поправку?
- Вообще название «депутатский десант» имеет продолжение, которое все забыли: «Депутатский десант «Единой России». Партийный десант продолжается, мы ездим по городам. У каждого депутата своя программа работы, каждый работает в своей сфере. Косов у нас с медиками общается, Ольга Викторовна – с педагогами, социальными работниками. А вот по результатам могу вам сказать, что в прошлом году мы ездили по маршруту Ижма - Усть-Цильма. В Ижме к нам пришли двое - девушка и парень в возрасте до 30 лет - и в один голос спрашивают, когда у них будет электричество. Они построили дом, но третий год не могут в него заселиться, потому что не могут подключить электричество. Я спрашиваю у главы района, в чем проблема. Он мне отвечает, что никак не может договориться с энергетиками. Я поинтересовалась, выходил ли муниципалитет на республиканский уровень с этой проблемой. Мне отвечают, что выходили. А уже здесь по приезду узнаю, что руководство республики в первый раз слышит, что в Ижме такие проблемы с электричеством. В итоге, в этом году в Ижме идет подключение первых домов. Вот вам и результат депутатского десанта. Но тут уже вопрос к местной власти, я даже это не обсуждаю. Я привела пример практической ситуации. А по поводу законов - по статистике прошлого года из писем и обращений граждан рождается 5% законов.
- Возьмем закон о равенстве партий в эфире. Как вы будете выходить из положения, когда у той же фракции «Единой России» - масса информационных поводов, а в то же время все остальные партии – достаточно квелые по части общественной активности?
- Я вам по этому поводу расскажу одну забавную историю. Конец 2006 – начало 2007 года, поездка по Воркуте. Собралась пресс-конференция по итогам поездки, и главный редактор муниципальной газеты мне говорит: «Вот только и говорят про «Единую Россию», а мы к партиям обращаемся, мол, заказывайте материал в газету, мы вам подешевле сделаем. Обратилась к коммунистам, пять дней ждала, потом звоню узнать, что они надумали, а коммунисты честно отвечают, что им сказать нечего». Я говорю: «Пять баллов! Лучшей рекламы «Единой России» я еще не слышала».
А как будем выходить? Да никак. За партии избиратели все решат - в день выборов.
- Допустим, коммунисты, «Справедливая Россия» захотят тоже свой десант сделать. Они так же будут обеспечены информационно, транспортом за счет госсовета?
- У нас все депутаты имеют право, согласно нашему закону, ездить в муниципальные образования. Это норма закона, и мы обязаны, соответственно, транспортные расходы брать. Это командировка, нет проблем.
- Вообще не вопрос?
- Да. Хотя вот некоторые представители других фракции просят: «Давайте вместе депутатский десант проводить». Есть такое.
- Глава республики разрешил только вашей служебной машине к крыльцу Госсовета подъезжать. Очень многие депутаты нервно отреагировали. Некоторые говорят об ущемлении их прав.
- Я думаю, в данном случае нужно говорить, самое главное, о том, чтобы не были ущемлены права тех, кто гуляет на площади. Я подъезжаю к этому крыльцу только тогда, когда вижу, что детей нет. Если есть, я оставляю машину на стоянке за углом.
- У вас там дозорные стоят и смотрят: есть дети или нет?
- Ну, это же всегда видно. И водители знают, что если дети гуляют на площади, значит, подъезжать сюда нельзя.
- А как депутаты отнеслись к тому, что настала пора публиковать декларации о доходах? И вообще к тому, что вы стали на сайте это вывешивать? Что говорили в кулуарах?
- Ничего абсолютно плохого и ничего хорошего. Обсуждений вообще никаких не было. Требование закона, норма закона, какие еще тут могут быть обсуждения?
- Вот интересно, много ли открытий было сделано внутри госсовета? Или все примерно знают, кто как живет?
- Интерес, наверное, был не только у граждан, но и у самих депутатов друг к другу. Почему нет?
- Не изменились отношения внутри депутатского корпуса, по вашим ощущениям?
- Нет, не изменились. Я сомневаюсь, что кто-то не подозревал, что у меня, как у председателя госсовета, зарплата выше, чем у моих заместителей. Знали, что есть депутаты, которые прежде занимались бизнесом, и у них какие-то другие доходы. Для кого это было секретом? Ну, кто-то узнал теперь конкретные цифры. Ничего тут страшного нет.
- В марте выборы. Как вы думаете, насколько обновится состав госсовета?
- Я вообще даже гадать не хочу по одной простой причине - это зависит от очень многих условий. Это зависит вообще от предпочтений наших жителей. Хотят они видеть в таком составе депутатский корпус или не хотят. А все остальное - это гадание на кофейной гуще.
- А как мы все-таки выбирать-то будем? По смешанной системе?
- Смешанная система – 50 на 50. По партийным спискам - половину, а другую половину – по одномандатным округам.
- Вам вот она самой симпатична?
- Она очень хороша. И, на мой взгляд, у нее большие преимущества по отношению к той системе, которая была раньше, – одномандатной. Здесь получается, что у каждого жителя республики есть возможность выбрать: первое – персоналию, то есть конкретного депутата, за кого он хотел бы проголосовать, и плюс еще – выбрать представителя, исходя из своих политических предпочтений. Мне кажется, что это хорошая возможность, и это повышает права граждан, они более защищены.
- А вы как будете баллотироваться? По партийным спискам?
- Как партия скажет, так и пойду.
- Партия «Единая Россия» к дебатам уже готова или нет? Она все время их умело обходила и на федеральном уровне, и на всяком: «Единая Россия» в дебатах не участвует. Внутренне партийцы созрели?
- Партия готовится к дебатам. Не то что там не умеют дебатировать. Просто всегда очень сложно бывает и не очень удобно, когда кто-то выходит из оппонентов и начинает ерунду нести. И как-то бывает неловко своего коллегу одернуть: «Слушай, коллега, ты вообще о чем?».
- А вы себе придумали уже какое-то дело? Гайзер (глава Коми – прим. БНКоми) сказал про пять тысяч добрых дел, которые должны совершить 5 тысяч единороссов республики.
- Мне не нужно придумывать. Я постоянно при деле – по поручению Президиума Генсовета Партии я руковожу приемной Путина, и, поверьте, по каждому обращению проводится реальная работа. Вот недавний пример, многодетной семье Меньшаковых из села Айкино была выделена субсидия на строительство жилья. На приеме они попросили помочь получить деньги в ближайшее время, чтобы успеть до зимы подвести дом под крышу. Средства были выделены оперативно, и в следующем августе семья планирует справить новоселье. Кстати, это был прием, который вел Глава.
Комментарии (67)
скоро выборы...........
Но если память не изменят, то В.А. идет в ГС РК......
или это не так?
и еще, вопрос к М.Д. - на каком основании она вернула без ответа письмо с требованиямим пикета 22 июня по мрот ?
Перед выборами пытаются оббелить ОТМОДЕРИРОВАНО
она же народный избранник, вот пусть с народом и пообщается
вопрос № 1: не снятся ли старики Подъельска
вопрос № 2: не стыдно ли за свой доход
В Вашей семье читают "Бизнес Новости в Коми"...?
Возьмите несколько уроков у Чернова, он далеко не д!
и вечно в чужой карман смотреть будем. и глотку драть, если кто-то лучше нас - забьем, закидаем камнями.
Та настоящая симпатяга и умница во всех ситуациях и смыслах. Здраво мыслит, умно рассуждает, передачи политической направленности ведет; не удивлюсь - в Президенты подастся, голосовать буду.
ОТМОДЕРИРОВАНО
Может проще вообще не писать о тех, кого народ презирает с пяток до макушки? Сдается мне, положительные комменты тоже сама Бангка пишет - за дополнительную плату.