Художник Арсений Власов: «Быть художником не значит быть бедным»
В Сыктывкаре завершился фестиваль молодежных культур «АРТ-квадрат». Корреспондент БНК пообщался с федеральными экспертами, приглашенными на это мероприятие. Сегодня агентство представляет беседу с молодым художником Арсением Власовым, работы которого есть в коллекциях Мадонны, Такеши Китано, Федора Емельяненко, Анжелины Джоли и многих других.
Фото из личного архива Арсения Власова
- Арсений, с чего начинался твой творческий путь?
- Я начал рисовать с самого детства, можно сказать, был настоящим трудоголиком и фанатом своего дела: делал копии картин известных художников. Мой первый выставочный проект прошел, когда мне было всего девять лет. Это была экспозиция на библейскую тему. Тогда моя учительница по рисованию сказала родителям, что у меня талант, который нужно обязательно развивать. Родители, безусловно, не оставили это без внимания.
- Твои родители тоже связаны с искусством?
- Нет, они экономисты.
- В каком возрасте прошла первая серьезная выставка, после которой твои работы оценили?
- Мне тогда было двенадцать лет, и я уже три года самозабвенно занимался творчеством, в основном графикой. Родители предложили мои работы одному из выставочных центров в Ярославле, я там родился, и именно там и прошла моя первая персональная экспозиция. Надо сказать, что это было очень смело со стороны руководителя центра – выставить работы двенадцатилетнего мальчика. Тем более что не каждый состоявшийся художник мог туда попасть. Естественно, это не могло не привлечь внимание прессы. Так обо мне и узнали.
- Что нужно юному художнику для достижения успеха? Достаточно ли только таланта?
- Я считаю, что все должно быть в комплексе. Талант, конечно, немаловажен, но тут огромную роль играют целеустремленность и трудолюбие. Искусство очень похоже на спорт, здесь нужны практически те же качества. К примеру, бывает так, что талантливый художник работает на протяжении пяти или десяти лет, но не получает признания, его работы не замечают. Понадобятся очень твердый характер, настойчивость и желание добиться своего. Бывает так, что человек безусловно талантлив, но, проработав года два, его внимание рассеивается на построение личной жизни, на семью. В общем, он отвлекается и теряет себя и свою цель. Из такого персонажа вряд ли что-то получится, даже при наличии хороших способностей. Искусство требует упорной, долгой и сконцентрированной работы. И необязательно иметь при этом студию в двести квадратных метров, мольберты и холсты. Достаточно купить бумагу и акварель. Все всегда начинается с малого, нужно быть готовым к тому, что сразу успеха не достичь, а возможно, будут и разочарования.
- Выходит, что семья служит отвлекающим фактором для творческого человека?
- Не всегда, это очень индивидуально. Моя семья меня всегда понимает, поддерживает и помогает. Но это связано в первую очередь с тем, что моя жена джазовая певица, и она прекрасно понимает, что значит быть в творчестве. Ну а с моим сыном, Арсением Арсеньевичем мы вместе рисуем.
- Ты чем-нибудь занимаешься еще, кроме искусства?
- Вообще стараюсь только рисовать. Раньше я профессионально занимался большим теннисом и иногда участвую в соревнованиях. Но в целом считаю, что в любом деле не следует «распыляться». Нужно найти то, что тебе нравится, что доставляет тебе удовольствие, и заниматься этим. А что касается искусства, то тут критерий один: если то, что ты делаешь, нравится не только тебе, но и окружающим, - ты на верном пути.
- Как ты считаешь, востребовано ли для современного человека, избалованного техническим прогрессом, визуальное искусство? Бытует мнение, что для современного человека интереснее гаджеты и новые девайсы, а не художественные выставки.
- Да, я слышал такое, но, на мой взгляд, это стереотип, такой же, как например: «быть художником - значит быть бедным». Востребованность художника можно оценить по его состоянию: готовы ли люди покупать его работы. В Европе и Америке художники – одни из самых богатых людей. Сальвадор Дали и Пикассо – состоятельные представители визуального искусства прошлого. Дэмьен Херст - один из самых богатых современных художников, состояние которого оценивается сотнями тысяч фунтов стерлингов. Это говорит о том, что люди всегда тянулись и тянутся к искусству. Тяга к прекрасному заложена внутри каждого, и никакие гаджеты не сумеют утолить этот «голод». Поэтому творчество будет востребовано всегда.
- Поделись творческими целями, которые стоят перед тобой сейчас. К чему стремишься как художник?
- Цели, конечно, самые высокие: так же, как Дэмьен Херст, заслужить всемирную известность и богатство.
- Ты так часто упоминаешь о финансовом состоянии. Неужели это главное для художника?
- Ни в коем случае. Я объясню. Дело в том, что в человеческом обществе принято оценивать что бы то ни было, и творчество в том числе. Вот мы с тобой познакомились и сразу друг друга оценили, - это абсолютно естественно и распространяется на все сферы жизни. По тому, что человек имеет, мы оцениваем, насколько он состоялся в своей деятельности. То же самое происходит и в творчестве - люди оценивают нас, наши работы и наш успех. К примеру, ты знаешь успешного писателя, но как измерить его успех? А успех в том, что книги его продаются миллионными тиражами. А художник? Чем больше его работы покупают, тем более он успешен и востребован. На самом деле в этом нет ничего удивительного. Нашу работу всегда оценивали, начиная со школьного возраста. К примеру, серия романов Джоан Роулинг «Гарри Поттер». В школе автору поставили бы пятерку, это и было бы показателем ее успешности. Ну а во взрослой жизни символическая «пятерка» измеряется уже финансовой оценкой.
- Если бы твои картины не покупали, ты бы продолжил заниматься искусством?
- Конечно! Потому что это внутренняя потребность - что-то создавать.
- Чье творчество в мировой художественной культуре тебя вдохновляет? Есть ли у тебя ориентиры?
- В последнее время я изучал творчество русских художников, которые давно живут на Западе. Очень интересно посмотреть, как в их полотнах воплощается любовь к родине. Кстати, советую тоже посмотреть. К примеру, творчество Михаила Шемякина, у которого много иллюстраций к произведениям известных российских писателей. А вообще, если говорить о моих предпочтениях, то у меня много любимых художников, и вряд ли я сумею выделить одного или двух. Как можно не любить Айвазовского или Васнецова? Среди современных художников есть невероятно интересные персонажи, которые мне очень нравятся, такие как Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол. Тем не менее, я не стал бы выделять кого-то одного. Как можно сравнивать, к примеру, блестящего мариниста Айвазовского, картины которого непревзойденно отражают красоту моря, с Филоновым, к примеру. Они совершенно разные и работают в разных направлениях, но все меня вдохновляют.
- Насколько я знаю, ты стал автором собственного направления в художественном искусстве – этносюрреализма?
- Да, это микс разных культур мира: ацтеки, культура майя, культура Востока, старославянская, китайская и африканская культуры, языческая культура – все сплетается воедино и получается некий «сплав» культур. Но это не единственное направление, в котором я творю. Я работаю примерно в восьми художественных направлениях, в том числе классический реализм и поп-арт, авангард и абстракционизм.
- Что для тебя может послужить вдохновением?
- Практически все. К примеру, я прихожу вечером домой, и все приятные эмоции всплывают и реализуются в картинах. Единственное, я никогда не переношу негатив в свое творчество. Бытовой жизни не должно быть там. Вообще, на мой взгляд, искусство должно приносить удовольствие и положительный эмоциональный заряд. Поэтому я стараюсь не впускать в свои работы свое настроение, переживания и так далее.
- Насколько мне известно, ты успешно работал в модельном бизнесе на протяжении нескольких лет. Как ты к этому пришел?
- Да, это был очень интересный период в моей жизни. В семнадцать лет я переехал из Ярославля в Москву: меня пригласили поработать в качестве главного дизайнера в одном из московских журналов. Естественно, на тот момент у меня не было собственного транспорта, и я передвигался по городу на метро, троллейбусе, автобусе, и постоянно рассматривал рекламные щиты в городе. Меня просто возмущало то, что мужчины, мягко говоря, немодельной внешности рекламируют, к примеру, итальянское пальто. Тогда я подумал: «Почему бы мне этим не заняться?». С подружкой где-то в чистом поле сделали мне фотографии, скинули на диск, и на следующий день я отправился в одно из самых престижных модельных агентств. Меня сразу взяли, и я стал сниматься для журналов «Maxim», «L’Officiel», «Playboy» и других. Занимался этим лет пять.
- Почему оставил модельный бизнес?
- Это был яркий и хороший жизненный опыт, который дал мне в художественном плане многое. К тому же я познакомился со многими ребятами, и на моих выставках появилось много красивых лиц. Но. Во-первых, я изначально не собирался заниматься этим долго, а во-вторых, мужчина, работающий в этой индустрии должен постоянно держать себя в отличной физической форме. Наверное, я уже не чувствовал в себе сил постоянно за собой следить, потому что очень много времени уходило на искусство. В итоге я решил посвятить себя всецело творчеству.
- Некоторое время назад ты создал проект «Вдохновение», в котором немало картин в стиле «ню». Что это, еще одно направление, в котором ты теперь будешь работать?
- Раньше меня не привлекала обнаженная натура, но не так давно я почувствовал, что мне это очень интересно. В этом проекте я раскрыл одну из главных сюжетов мировой художественной культуры – тему купальщиц. Мне стало интересно показать красивое женское тело на фоне красот природных. Пожалуй, меня на это вдохновили работы Александра Дейнеки. Да, думаю, буду время от времени создавать нечто подобное.
- Чем для тебя интересен проект «АРТ-квадрат»?
- В первую очередь, я хочу поделиться знаниями, которыми обладаю, с молодыми ребятами. К тому же наше общение – это живой процесс, мы заряжаемся друг от друга вдохновением. Очень много, кстати, вижу в регионах талантливых молодых людей, с которыми мы потом продолжаем общаться. Когда приезжаю в какой-либо город, ставлю себе задачу увидеть талант в человеке и помочь ему стать профессионалом в визуальном искусстве.
Комментарии (10)
Успехов тебе, Арсений! Не слушай злобный шелест неудачников!
Ставь высокие цели и достигай их!