Разновидности железнодорожного грузового транспорта
Железные дороги уверенно держат первенство по объему перевозки разнообразных грузов на суше. Сеть железных дорог соединяет практически все промышленные и торговые центры в стране и обеспечивает международные экономические связи. Возможность быстрого товарооборота обеспечивают стандартные грузовые вагоны. В ряде стран может отличаться ширина колеи, допустимая нагрузка на рельсовые пути, суммарная грузоподъемность поезда. Но в большинстве случаев проблем с перевозками в соседние страны не возникает.
За время существования железных дорог созданы разные виды и типы вагонов. Часть подвижного состава универсальная, пригодна для перевозки любых генеральных и специальных грузов, другая часть — узкоспециализированные платформы. При заказе транспортной единицы для доставки товара в другой город или страну необходимо заранее согласовать тип груза, чтобы вагон максимально соответствовал его характеру.
Параметры выбора грузового вагона
Для упрощения выбора вагона используют характеристики, полностью описывающие его особенности. Это:
- количество осей;
- грузоподъемность;
- назначение (универсальные и специальные);
- защита от внешних влияний (крытые и открытые);
- габариты.
Каждый грузовой вагон проходит периодическую техническую проверку, после которой выдается документ на возможность использования транспортной единицы для внутренних или международных перевозок.
Все виды грузовых вагонов подразделяют на две категории: крытые и открытые. Крытые отличаются тем, что у них есть стенки и крыша — загрузка при помощи крана невозможна, только через боковую или торцевую дверь, нижние люки. Открытые вагоны загружают и разгружают кранами или непосредственно с платформы. Такелажные операции ускоряются, но не все виды грузов можно перевозить на открытой платформе, например, продукты питания, электронные устройства, бытовую технику. В то же время большинство насыпных грузов и спецтехнику перевозят только на открытых вагонах.
Крытые вагоны
В эту категорию входят как универсальные, так и специальные платформы. Основные конструкционные части: рама, кузов, тележка, крыша. Кузов изготавливается из металла, дерева или их комбинаций. Для загрузки используют двери, которые могут быть как одно, так и двухстворчатыми. Двери открываются, сдвигаясь вдоль стенки вагона, это позволяет проводить такелажные работы, не мешая движению транспорта по соседним рельсовым путям.
В ряде моделей крытых грузовых вагонов предусмотрены вентиляционные окна и люки. Для перевозки автомобилей и спецтехники используют вагоны с торцевыми дверями, как правило, двери располагаются с обеих сторон кузова, что упрощает погрузку/выгрузку. Внутренний объем крытого вагона универсального назначения находится в диапазоне 120 – 158 м3. Специализированные единицы подвижного состава выпускаются с нормальным и увеличенным объемом грузового пространства, которое может достигать 250 м3. Грузоподъемность находится в пределах 42 – 68 тонн.
Рефрижераторы и термосы
Для перевозки быстро портящихся грузов и продуктов, требующих особых условий хранения, используют крытые вагоны-рефрижераторы. Конструкция вагона предусматривает установку холодильного оборудования, действующего в постоянном или периодическом режиме. Вагоны-термосы отличаются от рефрижераторов тем, что холодильного оборудования у них нет, только теплоизолированные стенки и крыша, позволяющие хранить заданную температуру на протяжении определенного времени.
Для дальних перевозок используют рефрижераторы, для транспортировки на средние и ближние дистанции — термосы. Также используют вагоны-ледники, в которые загружается временный хладагент, например, замороженная углекислота. Грузоподъемность вагонов этих типов находится в пределах 25 – 40 тонн.
Полувагоны
Конструктивно – это вагон, аналогичный крытому, но без крыши. Используется для перевозки навалочных и насыпных грузов: руды, щебня, угля, контейнеров, промышленного оборудования и т. д. Модели полувагонов отличаются некоторыми конструктивными особенностями, например, наличием боковых или торцевых дверей, нижних люков для разгрузки сыпучих материалов. Объем полувагона может достигать 73 м3, а грузоподъемность 70 тонн при собственной массе в 20 – 25 тонн. Большинство полувагонов металлические.
Платформы
Популярный вид вагонов для перевозки длинномерных, негабаритных грузов, машин, спецтехники и оборудования. Если сравнивать конструкцию с вагоном, то у платформы есть только пол (металлический, деревянный или комбинированный) и невысокие борта как откидные, так и неподвижные. Платформы в своем большинстве универсальные, но быстро набирают популярность специализированные модели, например, рассчитанные на перевозку контейнеров и танк-контейнеров. Длина платформы — 13,3 м, собственный вес — до 25 тонн. Рассчитаны эти виды вагонов на загрузку до 75 тонн.
Хоппер
Специализированные вагоны для перевозки сыпучих грузов. Узнать их можно по специфической форме в виде перевернутой усеченной пирамиды. Наклон стенок в сторону нижних люков позволяет веществу высыпаться под действием собственного веса. Используют два вида хопперов: открытые и закрытые. Первые принадлежат к группе универсальных, предназначены для перевозки всех грузов, которые не требуют защиты от дождя, снега и влаги. Второй тип используют для узкого круга веществ: цемента, удобрений, сажи.
Люки открываются в обе стороны от колеи при помощи пневматических устройств или вручную. Наклон стенок — от 40 до 60о, в зависимости от уровня сыпучести груза. Ряд моделей хопперов-дозаторов позволяет разгружать материал порционно, например, при ремонте железнодорожных путей.
Думпкары
Под таким названием выпускают вагоны-самосвалы, которые при разгрузке наклоняются в одну сторону, как кузов автомобиля. Привод грузоподъемного устройства обычно пневматический, но есть и модели с гидравликой. Используют четырех, шести и восьмиосные вагоны. Грузоподъемность находится в диапазоне 60 – 145 тонн. Узкоколейные промышленные думпкары, которые применяют при внутризаводских перевозках, рассчитаны на 20 – 25 тонн груза.
Цистерны и танк-контейнеры
Это специализированные вагоны и емкости для перевозки жидких грузов. Цистерна монтируется непосредственно на раму и представляет собой неразборную конструкцию. Используют четырех и восьмиосные шасси. Грузоподъемность цистерны достигает 65 – 70 тонн при объеме котла около 80 м3.
Танк-контейнер — емкость, заключенная в стальную раму, габариты которой соответствуют размерам стандартного морского контейнера. Загружаются на платформы-контейнеровозы и выгружаются вместе с содержимым, активно используются в мультимодальных перевозках.