В Коми собираются почти вдвое увеличить охват детей допобразованием
Сейчас образовательные, творческие и спортивные кружки, секции и объединения посещает 44,5% детей от 5 до 18 лет. В правительстве республики считают, что этого недостаточно — надо, чтобы были чем-то дополнительно заняты восемь из десяти школьников. Добиться этого хотят за четыре года.
Правительство Коми 14 августа утвердило концепцию создания новых мест дополнительного образования детей на 2020-2024 годы.
В документе говорится, что сейчас в республике работают 132 организации дополнительного образования, причем большинство из них — в городах. Например, из 52 образовательных организаций только 18 находятся в сельской местности, из 41 организации культурной направленности — только 11, из 39 спортивных — лишь 7.
Дополнительное образование получают 62 тыс. детей в возрасте 5-18 лет, то есть 44,5% от их общего числа. При этом в сельской местности охват составляет всего 13,5 тыс., то есть 9,75%.
На этом основании эксперты делают вывод, что «сельская местность оказывается в заведомо невыгодных условиях для организации досуга детей силами специализированных учреждений». Но этот недостаток компенсирует школа, которая становится центром притяжения детей и подростков, давая возможность не только получать знания, но и организовать досуг через кружки и секции.
В Коми есть пять муниципалитетов, где охват детей дополнительным образованием занижен. Это Печорский (38,6%), Корткеросский (28,7%), Вуктыльский (30,8%), Койгородский (51%) районы и Сыктывкар (46%). При этом в последние годы в них фиксируется отрицательная динамика (кроме столицы Коми). Показатели этих районов негативно влияют на общую картину по всей республике.
В 2018 году в республике заработал система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, что привело к увеличению охвата и повысило доступность услуг в государственных и частных организациях. Эксперты констатируют, что с внедрением системы увеличилось число желающих заниматься по программам технической и естественнонаучной направленности. Но в сельской местности предложение не успевает за спросом, поэтому там необходимо вводить эти программы.
Развитие системы дополнительного образования сдерживается несколькими факторами: материально-техническая база большинства организаций не соответствует современным требованиям (значительная часть оборудования является изношенной, морально устаревшей), не хватает квалифицированных специалистов в области современных видов инженерно-технической деятельности, нехватка мест для всех желающих, недостаточная популяризация сферы технического творчества.
Решать проблемы будут за счет введения новых мест, в частности в пяти «проблемных» муниципалитетах. Расширят деятельность Дом детского творчества в Печоре, Центр дополнительного образования в Койгородке, Центр дополнительного образования в Корткеросе, Центр внешкольной работы и спортивная школа в Вуктыле, Дворец творчества детей и учащейся молодежи в Сыктывкаре.
Кроме того, в 2019 году будут созданы Центр развития ключевых компетенций детей при вузе — Дом научной коллаборации имени Валентины Витязевой при Сыктывкарском госуниверситете, мобильный технопарк «Кванториум» при стационарном сыктывкарском технопарке, региональный Центр развития и поддержки одаренных детей «Талант и успех» при гимназия искусств при главе Коми, Центр цифрового и технического творчества «IT-куб».
В 2020 году хотят создать стационарный детский технопарк «Кванториум» и второй мобильный технопарк в Ухте.
Авторы концепции рассчитывают, что все это позволит увеличить охват детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием к 2024 году до 80% как в районах, в которых планируется создание новых мест, так и в целом по республике. Кроме того, предполагается, что будет создано единое «воспитательное, образовательное и развивающее пространство» путем интеграции школьного и дополнительного образования, появятся «социальные лифты» для детей из сельских районов, обновится содержание допобразования в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества. Плюс ко всему будут обеспечены «условия для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям».
Комментарии (14)
И где только по объявлениям набрали этих Бестолковых Недоученных Куриц? Не иначе на Прогороде
Ничего не делать