Легенды о сталинках, дворовые банды и экзамены под открытым небом: Игорь Бобраков показал свой Сыктывкар
В Сыктывкаре прошла первая «субъективная» экскурсия в рамках «Прогулок по Усть-Сысольску» о жизни одного человека на фоне растущего города. Журналист Игорь Бобраков рассказал, почему «Вестсайдская история» - фильм про Сыктывкар, каково это – быть первым учеником новой школы и студентом только что открытого университета, как можно было снимать свое кино в 70-е и открыть в подвале собственный театр.
Игоря Бобракова экскурсанты встретили на пересечении улиц Орджоникидзе и Интернациональной, возле мемориальной доски Ие Петровне Бобраковой, матери Игоря Бобракова. В этом доме он прожил 62 года, почти всю свою жизнь.
— Это наша первая сугубо субъективная экскурсия. Сегодня я буду рассказывать не столько про себя, сколько про то, что я видел в своей жизни. Наверное, каждый из вас сможет провести в дальнейшем такую же экскурсию по теме «Мой Сыктывкар», — начал Игорь Бобраков.
Идея о том, что гости экскурсий смогут сами рассказывать, каким они запомнили город, прозвучала еще на прогулке по Кирулю. Для этого надо заранее договориться с организаторами и построить собственный маршрут.
— Глядя на мемориальную доску, вы можете предположить, что как минимум мои детство и юность могли пройти в этом доме. Но здесь я прожил 62 года, почти всю свою жизнь. У Константина Симонова есть слова в песне: «Родина — не дом городской, где я празднично жил». Для меня родина – это именно дом городской, где я «публично» жил, потому что с ним связана вся моя жизнь. Это дом сталинской архитектуры: сталинский классицизм или ампир. Дома такие очень красивые, хотя уже частично обваливаются, но к 2021-му году пообещали его отремонтировать, — рассказал о доме экскурсовод.
Получить квартиру в таком доме в середине 50-х было непросто, обычным людям это не удавалось. В сталинки селили больших начальников или известных деятелей искусства. Здесь жили министр здравоохранения, замминистра торговли, начальник сыктывкарского аэропорта. Их дети – ровесники Игоря Бобракова.
— Давно гуляет по СМИ такая красивая легенда, как мы, Бобраковы, сюда заселились. В 1958 году, когда в Сыктывкаре прошла премьера оперы «Евгений Онегин», на сцену поднялся министр и торжественно вручил ключи руководителю Театра оперы и балета Борису Дейнеке и солистке театра Ие Бобраковой, моей матери. Почему это легенда? Потому что уже полтора года наша семья жила в этом доме. Как мне рассказывал отец, ключи получил он, работая в республиканском военкомате. Вместе с домоуправом они поднялись на третий этаж четвертого подъезда, а дом еще только был построен, в нем никто не жил. Домоуправ сказал: «Товарищ майор, вот три свободных квартиры – выбирайте любую», — продолжил Игорь Бобраков.
После этих слов экскурсанты зашли во двор. Раньше он выглядел иначе: на месте кирпичной многоэтажки стоял двухэтажный деревянный дом, где размещался дом ребенка.
— Когда я смотрел на этих детей, у меня сердце сжималось. Тогда писали: «За детство наше счастливое спасибо, родная страна». Я не думал, что мое детство счастливое, но глядя на них, оказалось наоборот. Это было похоже на детский концлагерь: все одеты одинаково в синеватую одежду, одинаково коротко подстрижены, водили их чуть ли не строем, — вспоминает Бобраков. — Двор был очень шумным, а весь Сыктывкар – очень хулиганским. Когда я посмотрел «Вестсайдскую историю» про Нью-Йоркские банды 50-х, я подумал, что это про Сыктывкар. Тут тоже действовали банды. Только у них они делились по этническому принципу, а у нас – по районам. И я всегда был под защитой своего двора. Если кто из другого двора меня обижал, один двор шел на другой. Хотя я в хулиганских бандах не участвовал, похулиганить любил. Любимым занятием у нас было лазить по крыше и подвалам. Детский сад располагался тоже возле дома, его двери выходили прямо в сторону моего двора. Как же повезло моим родителям: им надо было всего лишь отвести меня в детский сад, а обратно меня уже отпускали одного, идти близко и дорогу переходить не надо. Зато вечером площадка детского сада принадлежала нашему двору. Любимая игра была «Цирки». На самом деле это обычные «Пятнашки».Почему у нас это называлась «Цирки» — никто не знает, но так игра называлась только в Сыктывкаре.
Следующая «остановка» – школа, где учился Игорь Бобраков. Проходя мимо нынешней коррекционной школы № 40, которая раньше была обычной, автор экскурсии, рассказал, он и его ровесники-соседи должны были учиться здесь. Но их родители, будучи большими начальниками, договорились, чтобы дети пошли в школу №4. И действительно, очень быстро эта школа стала одной из самых сильных в городе с лучшим преподавательским составом.
На месте, где сейчас располагается торговый центр на улице Первомайской, 40, Игорь Бобраков поведал участникам экскурсии еще одну важную историю. В этом доме жила тетя будущего журналиста по отцу.
—Мой отец прошел всю войну, вернулся капитаном и остался служить в армии. Когда его родители умерли, единственном местом, куда он мог поехать, стал дом сестры Сыктывкаре. Это был 1950-й год. У моей тети муж был тоже фронтовик. В день, когда отцу надо было уезжать из Сыктывкара, они хорошенько выпили. А выбраться из города можно было только на теплоходе через Котлас. И вдруг отец вдруг заметил, что до отплытия осталось всего 20 минут. Он схватил чемодан и побежал на пристань на улице Куратова. Когда добежал, пароход уже отплыл на метр. Не раздумывая, отец скатился с лестницы к пристани, бросил чемодан на пароход и сам прыгнул, схватился за перила и перелез. Он еще не знал, что с палубы за ним наблюдала выпускница Педагогического института Ия Ильчукова. Вечером на палубе она ему сказала: «Лихо же вы прыгаете». Спустя год они поженились. Вот так, отплыви пароход еще хоть на один метр, не было бы ни меня, ни моей сестры, — вспоминает Игорь Бобраков.
Группа подошла к школе. Игорь Бобраков попал в школу №4 через год после ее открытия. При втором директоре, Полине Марковой, школа стала одной из лучших в городе. После полета Юрия Гагарина в космос в 1961 году школа получила его имя. Кстати, нынешний Октябрьский проспект до 1967 года назывался улицей Гагарина.
— В школе, в актовом зале была специальная подставка, на ней находилась большая голова Гагарина в скафандре. И на нас, детей, она производила мистическое впечатление. Мы все очень увлеклись фантастикой, обожали читать про космос. Я даже мечтал стать астрономом. Сейчас в школе действует единственный в Коми музей космонавтики. Сегодня я решил посмотреть самых известных выпускников из этой школы, и с удивлением увидел себя первым, — рассказывает экскурсовод.
После школы группа двинулись к месту еще одного важного периода в жизни журналиста – Сыктывкарскому государственному университету им. 50-летия СССР – так он назвался с момента основания в 1972 году. В этот же год Игорь Бобракова стал студентом.
— Ближе к 1971-году я перестал мечтать быть астрономом. Я решил стать кинорежиссером. Сперва мы с моим приятелем Андреем Ручиным снимали игровые фильмы и комедии, показывали друзьям и вместе с ним поступили в СГУ: он на физмат, а я на филфак. Я крайне рад, что поступил в университет в 1972-м году. Все было новое, все только начиналось, студентов было всего 400. А за то, что мы не были хулиганами в детстве — отыгрались в юности. Хулиганили, как могли, но если сперва хулиганили сами по себе, то в университете стали делать это за чужой счет. Нам купили кинокамеру, мы стали снимать фильмы и показывать их на студенческих вечеринках. Народ хохотал. Фильмы были о студенческой жизни, один был про Джеймса Бонда: но мы понятия не имели, как он выглядит, потому что эти фильмы у нас не показывали, но мы много о них читали. Все фильмы сохранились, Ручин перевел их в «цифру», а я их дал переписать студенческой телестудии. В первый раз Валентину Витязеву я увидел первого сентября 1972-го года. В актовом зале, где сейчас находится музей Истории просвещения коми края, тогда не было даже скамеек, и мы стоя слушали ее лекцию по экономике. Вообще, когда мы сдавали вступительный экзамен, правая часть корпуса была достроена, а левая — нет. Так получилось, что экзамен я сдавал под открытым небом, — вспоминает Бобраков.
Неотъемлемая часть для университетов того времени – стройотряды. Игорь Бобраков побывал в них трижды. Студенческий фотоальбом он захватил с собой на экскурсию..
— Когда я учился уже в Ленинградском университете, я пришел в комитет комсомолов записаться в стройотряд. Они спросили: «хотите в Югославию или во Францию? Месяц работаете — месяц катаетесь по стране». Я говорю: «хотел бы попасть в Коми АССР. Мне ответили: «Просто так — нет, в Коми АССР конкурс». Потому что здесь хорошо зарабатывали, — вспомнил комичный момент журналист.
Следующая «остановка» – у подвала, в котором главный герой экскурсии проработал 11 лет — с 1979 по 1990 гг. После университета он женился и перестал мечтать о карьере кинорежиссера.
— Но мне захотелось стать театралом. Помещения для театра не было, и я вспомнил, что в Польше много театров расположено в подвалах. Пришел к начальнику городского хозяйства за подходящим подвалом, он указал на этот. На какое-то время мы с моей мамой стали соседями, руководили театрами, которые находились рядом. Сравните: ее театр – огромный (Театр оперы и балета) и мой театр (в подвале). У нее огромные декорации, свет. И у нас – самодельные декорации и списанные осветительные приборы, которые мы пытались по дешевке купить. Две беды у нас были в этом подвале – нас постоянно закрывали пожарные, и нас постоянно заливало канализацией. Но мы были молоды, море было по колено, даже море из канализации. Но в годы перестройки я почувствовал, что во мне театр умер, — рассказывает Игорь Бобраков.
Последняя «остановка» в экскурсии – последнее место, где лежала трудовая книжка Игоря Бобракова. Дом печати.
— Это еще один мой подарок судьбы. Когда что-то начинаешь, это всегда очень интересно. В 90-е годы мы начинали новую журналистику. Журналистика в советские годы была органом пропаганды. А тут партии нет, ничего нет, все стали независимыми. Мы стали понимать, что журналистика должна быть другая. Меня пригласили в газету «Молодежь севера». Удивительно: эта газета больше двух часов в киосках не лежала. Правда, ориентировалась она не на молодежь – молодежь газеты не читает. И когда нас спрашивали: «вы же молодежная газета?» Мы отвечали: «мы такая же молодежная, как комсомольская правда – комсомольская». Ориентировались мы просто на независимую журналистику, писали острые материалы, не боялись никого критиковать. Глава Коми Юрий Спиридонов как-то пытался заткнуть нас, но не очень получалось. Когда он уходил, он спросил: «согласитесь, что при мне была свобода слова?», — завершает экскурсию Игорь Бобраков. — Все говорят: «лихие девяностые», но они скорее были «удалые». Лихими для меня стали нулевые годы. Вся удаль спала, бюрократия взяла верх. Ушел я с гордо поднятой головой. Когда меня впоследствии позвали главным редактором в «Красное знамя» – я подумал, но отказался, все-таки свободным быть лучше. Но я еще живой, жизнь заканчивать не собираюсь.
- Вот я показал вам, каким был мой Сыктывкар. Путь, пройденный за 60 с лишним лет. Мы приехали с Луги, когда мне было два года, за это время город изменился полностью. Из «Сыктывдырки» он превратился в приличный город. Каким он будет потом – посмотрим, - подвел итог экскурсии Игорь Бобраков.
Следующую экскурсию «Прогулок по Усть-Сысольску» обещают провести в первых числах сентября.
Комментарии (32)
2.Почему асфальт не моют шампунем
клоун, ток сказки бабкам рассказывать...
От вашей орфографии, знаете ли, слегка подташнивает.
Только когда рядом начали строить кирпичного уродца "Норд", забивать сваи, от которых тряслась старенькая сталинка, и все эти "бывшие большие и известные" стали писать во все инстанции, поднимать старые связи - все, кто раньше лизал им зад, послали их. Вот такая скотская система, бабло превыше всего.
Спасибо, родная страна
Но, оказалось, эта эпоха длилась всего лет десять-пятнадцать, и пик ее пришелся на семидесятые.
Тогда вовсю строились пятиэтажки, а дети, как водится, обживали их дворы. Плотность и масштабы застройки были такими, что ребячий гомон утихал во дворах разве что на время показа по телевидению мультиков.
........................
Молодец!
И за первый год обучения подтянуть недостающие знания. Пересдать и выехать учиться в Большой Город за стОящим дипломом и Ценными знаниями.
Оставшиеся, вы знаете такие примеры ?
а на месте кирпичной многоэтажки были сараи - мы с них прыгали в снег.
Школа № 4 - чудесная, самые добрые воспоминания о ней.
Покоробило именование без отчеств: надо бы Полина Степановна и Валентина Александровна.