В Корткеросе губернатор Коми обсудил проблемы агропрома и поставил на «счетчик» местного главу
Под конец недели, 24 января глава Коми совершил рабочую поездку в Корткеросский район. В селе Большелуг он осмотрел новую модульную котельную, в Богородске пообщался с хозяйкой СПК «Вишерский» Лидией Ивашовой. Кроме того, губернатор «поставил на счетчик» районного главу Владимира Елфимова, недоработавшего на коммунальном фронте.
На первой «точке» все шло обычно. Владимир Торлопов вместе с руководителем минсельхозпрода Сергеем Чечеткиным и замминистра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Татьяной Замятиной оглядел котельную изнутри, пообщался с главами района и поселения, а также с подрядчиками – сыктывкарскими строителями. И уже собирался было сесть в свой джип, как к нему неизвестно откуда шустро подскочил мужчина, бойко представился депутатом райсовета и заявил о том, что один из поселковых домов вот уже больше года страдает из-за отсутствия воды.
Владимир Торлопов заинтересовался и попросил в подробностях рассказать, что произошло.
Корткеросский парламентарий сообщил, что 12 семей, обитающих в панельном доме, лишены одного из главных жилищно-коммунальных достижений – воды. Обезвоженный дом находится на балансе СПК поселка Большелуг. С 2006 года предприятие перестало проводить очистные работы из-за того, что эти расходы не компенсируют власти.
Торлопов заставил объясниться главу района. Г-н Елфимов начал что-то бессвязно бубнить, сказал, что можно было воду и не отключать, а подавать в дом без очистки, как поначалу и делалось. «Но она была соленая и не устраивала жителей, вот СПК и перекрыл краны», - с непоколебимым спокойствием произнес сельский мэр. Депутат, не стесняясь, прямо при Елфимове продолжил жаловаться на него Торлопову. Он не преминул вставить, что жители неоднократно жаловались в администрацию района, но там никто и пальцем не пошевельнул, чтобы решить проблему.
По лицу г-на Торлопова было видно, что он недоволен равнодушным пояснением хозяина района. Едва сдерживая праведный гнев, глава грозно заявил руководителю муниципалитета, чтобы он в течение недели урегулировал этот вопрос, потому что ни в чем не повинные богородцы не должны мучаться из-за безалаберного отношения властей к своим обязанностям.
- Я вообще удивляюсь, как после такого люди к вам мирно относятся, - многозначительно отметил глава и еще более сурово добавил, что лично проверит через семь дней, исправится ли районный начальник.
Затем VIP-гость поехал в поселок Богородск. Там его уже ждала с обедом и серьезным разговором председатель СПК «Вишерский» Лидия Ивашова. Владимир Торлопов с готовностью согласился поговорить о делах, а от предложенного обеда отказался.
В течение сорока минут в небольшом кабинетике деревянного здания, выполняющего функцию офиса СПК, он вел диалог с руководством сельхозкооператива, к которому периодически подключался министр Чечеткин. Елфимов, сидевший за тем же столом, предпочел сохранять молчание.
- Я вижу улыбку на твоем лице. Не знаю, с чем это связано, с тем, что я приехал, или с хорошим положением дел на предприятии, - попытался настроить собеседницу на оптимистический лад почетный гость.
- Проблем много, - деловито отрезала г-жа Ивашова, явно намеревавшаяся вещать о проблемах.
Г-н Торлопов такой настрой принимать не хотел, а потому парировал своим излюбленным доводом:
- Нет проблем – это когда тебе уже 80 лет и ничего не надо. Я же вижу, что ты сейчас более комфортно себя чувствуешь. С учетом того, что мы делаем на уровне республики, уверенности в будущем прибавилось? - настаивал на своем, позитивном, глава.
- Ой, вы знаете, очень тяжело на селе, - опять взялась причитать Лидия Семеновна. Владимир Торлопов прервал: «Подожди! Я только что был в Большелуге. Мне там сказали, что тебе удалось то, то, то сделать. Ты же мне говоришь сейчас то, что и так известно. Лучше скажи: что удалось сделать и что еще надо».
Наконец дама поняла, что руководитель региона намерен выстроить беседу в конструктивном русле, а потому собралась с духом, вспомнила, что можно сказать хорошего, и, спустя несколько секунд молчания, выдала: «Благодаря вам мы построили хранилище…».
На этом позитив закончился и, воспользовавшись тем, что глава одобрительно молчал, принялась загружать его первой проблемой. Она сообщила, что тяжело приходится со сбором картофеля, поскольку не может по закону привлекать к общественно-полезному труду школьников, как это было в старые добрые советские времена. Торлопов проникновенно и не без иронии вымолвил «Да…Хотя у себя дома на огороде каждый школьник к уборке картофеля привлекается. Я все жду, когда прокуратура и это запретит? Делать им (в смысле сотрудникам прокуратуры – БНКоми) больше нечего, видимо…».
Тему с камнем, брошенным в огород представителей «ока государева», Ивашова не рискнула продолжить, зато позволила себе наехать на далеких от нее федералов. Она посетовала, что на аукционах по госзакупкам в соответствии с российским законодательством побеждают те участники, которые реализуют завозные продукты – в разы дешевле местных. Все потому что главное на конкурсе – это более низкая цена.
- Наша продукция учреждениям социальной сферы нужна, но предприниматели предлагают такие цены… Хотя привозят неизвестно откуда и какого качества, - возмущенно поведала Ивашова.
- Из Кирова? - поинтересовался глава.
- Нет, импортная продукция идет, - просветил его руководитель Минсельхозпрода.
- Конечно! Она ж на денатуратах и консервантах – поэтому и дешевле! - продемонстрировал осведомленность в высоких продовольственных материях Торлопов.
Чечеткин охотно поддержал критику в адрес импортеров: «Да они в межволоконное пространство наполнители специальные всовывают. Это от общего веса - 40-60%. Остальное – мясо».
После того, как ушлые победители конкурсов были изобличены, глава помрачнел, постучал пальцами по столу, нервно выбивая такт (показалось, что в этот момент ему стало обидно и за местных производителей, и за бюджетные средства, которые получают производители «денатуратов» и «консервантов» - БНКоми).
- А разве нельзя с точки зрения Минздрава перекрыть? Я больше чем уверен: там, откуда они поступают, наверняка продаются в магазинах четвертого сорта для самых-самых необеспеченных. Вот и шлют сюда то, что негоже. Надо, чтобы санитарные службы активнее проверяли поступающие товары и давали заключение. Оно послужит основанием для вмешательства прокуратуры.
Чечеткин поспешил разочаровать главу, несмотря на его вполне здравую идею: «У них есть бумажка, что продукт качественный. Все. Этого достаточно, чтобы пройти конкурс при условии предложения низкой цены».
Торлопов протяжно выдохнул. В этот момент в разговор снова вернулась Ивашова, про которую на какое-то мгновенье все позабыли, озадачившись проблемой делами недобросовестных поставщиков продовольствия.
- Я производитель сырья. Переработки у меня нет. Произвожу цельное молоко, - начала издалека о другом аспекте своей деятельности хозяйка «Вишерского». Но Владимир Торлопов каким-то чудесным образом предугадал следующую проблему, которую она собиралась озвучить, и сразу же стал отвечать, не дождавшись, пока она закончит к ней подводить.
- Мы в Коми все время увеличиваем дотации. На Северо-Западе таких нет нигде, даже в Вологодской области. Максимально наш бюджет вас поддерживает.
Признав правоту губернатора, Ивашова переключилась на еще один аргумент в пользу своего первоначального тезиса о том, что «на селе тяжело».
- Сегодня в магазине молоко продается за 24 рубля жирностью 2,5 процента. У нас же прием по ГОСТу молока, жирность которого - 3,4 процента. Это уже разница. Закупочные цены с первого декабря прошлого года только стали составлять 8 рублей. А в Кировской области с октября – 12 рублей. Вот где «ножницы» – 4 рубля за литр, - прозрачно намекнула Ивашова на то, почему не может составлять конкуренцию соседям-вятичам. – Надо бы, чтоб 50 процентов от отпускной цены в магазине шло товаропроизводителю, а вторые 50 – тому, кто перерабатывал сырье и тому, кто реализовал конечный продукт. А у нас получается, что две трети зарабатывает переработчик и торговец.
В этот момент на защиту властей Коми встал Чечеткин, напомнивший, что вообще-то с этого месяца закупочная цена поднялась и вместе с дотацией достигает порядка 12 рублей. И, таким образом, Коми подравнялась, как выразился министр, на Вологду, где производитель имеет с литра из бюджета порядка 15 рублей.
Глава вдруг неожиданно вспомнил свой недавний разговор с какими-то людьми, которые его убедили в том, что молоко из Коми хуже вологодского.
- Вот народ мне говорит о том, что если взять и сравнить молоко их и наше, то наше проигрывает. Выльешь в стакан то и другое, постоит, смотришь – с вологодским ничего не произошло, а наше-то…
- Очень хорошее у нас молоко, - немотивированно возразила Ивашова.
Причину пояснил Чечеткин: «А вы попробуйте, Владимир Александрович, вологодское молоко сквасить!»
Торлопов честно признался, что никогда не пробовал. «А вы попробуйте, - настоятельно рекомендовал ему министр. – Почему, думаете, торговля наше молоко не любит? Оно за трое суток скиснет. А им зачем такое? Вологодское же не скисает».
- Я понял! Не все то хорошо, что на вид красиво, - поторопился согласиться с раздухарившимся Чечеткиным Торлопов, явно не желая заниматься научно-химическим экспериментом на досуге. И перевел тему на Ивашову: «Скажи, а твое молоко в Сыктывкар попадает?».
Фермерша с гордостью сообщила, что ежедневно отправляет в столицу РК полный трехтонный молоковоз на завод. А затем, понизив голос, призналась, что вообще-то с нового года ей увеличило аграрное ведомство дотацию, но на сколько, сказала, что не хочет разглашать в присутствии журналистов, которые все это время стоя слушали разговаривавших.
- Вот молодец! А все ведь жаловалась! Я тебя понимаю, это такая крестьянская хитринка! - рассмеялся Торлопов вместе с прессой. Настроение у него приподнялось.
«Я знаю, почему ты не о достижениях, а о проблемах говоришь. Чтоб я не расслабился, чтоб продолжал помогать. А ведь по твоему цветущему личику вижу, что в производстве лучше стало».
Наконец-то Ивашова «раскололась» и подтвердила, что при поддержке и постоянном внимании со стороны региональных властей аграрный бизнес пусть медленно, но верно развивается.
- Ферму надо строить, - заключила владелица кооператива.
- Я так долго ждал этих слов! - теперь уже обрадовался Чечеткин.
- Для меня это тоже приятные слова, - резюмировал глава. - Наконец-то ты хочешь расширяться. Это здорово, когда фермеры нуждаются в средствах на развитие, а не просят деньги, потому что разваливается хозяйство. И добавил, что правительство помогает и будет впредь помогать тем, кто работает, «засучив рукава и забыв про отпуска».
На этой ободряющей ноте разговор закончился. По графику далее значился визит к чете Новородских. Они построили дом благодаря средствам, полученным из региональной казны, в рамках господдержки молодых семей. Супруги Иван и Вероника с шестимесячной дочкой Евой и шестилетним сыном Данилом основательно подготовились к визиту Главы.
Стол был аккуратно накрыт и стильно сервирован. Молодые родители собирались попотчевать VIP-гостя супом из рябчика. Но и здесь он трапезничать не стал, выдав наконец-то истинную причину отказа. - Если я соглашусь, то тогда нужно, чтобы и журналисты со мной обедали. А у вас столько супа точно нет. Поэтому покушайте сами, а я лучше вам подарок подарю.
В этот момент в комнату был внесен большой короб. «Это музыкальный центр с караоке», - пояснил суть презента глава. И поинтересовался у Данила, что ему подарили мама с папой на Новый год. Мальчик с довольным видом ответил, что лыжи. Владимир Торлопов, сам, как известно, любящий лыжи, положительно оценил выбор взрослых, «потому что ребенок должен расти спортивным».
В свою очередь, супруги поблагодарили власти региона в лице Торлопова за то, что «есть такая замечательная форма финансовой помощи семьям» и честно признались, что как бюджетники (оба работают педагогами в школе – БНКоми) ни за что бы не потянули возведение просторного деревянного дома почти в 200 «квадратов». Владимир Торлопов ответил, что поддержка семей – это один из постоянных приоритетов в деятельности правительства Коми. Затем откланялся и направился вне плана в ближайший магазин изучать ситуацию с ценами на продовольствие.
Зайдя в торговый зал, удивился небольшому количеству покупателей, но, внимательно посмотрев на ценники, порадовался: ключевые продукты оказались вполне доступными. Как пояснили ему продавцы, хлеб, например, не дорожал с конца осени. Мясные изделия птицефабрики «Зеленецкой» немного подорожали. Но берут их люди все равно гораздо больше, чем московские. Владимир Торлопов купил две буханки местного черного хлеба. Пример оказался заразительным. Вслед за ним по буханке, правда, белого (по 18 «рэ» - БНКоми) прикупили журналисты и работники пресс-службы главы.
Когда все вышли из магазина, сопровождавшая делегацию Ивашова в очередной раз предложила главе отобедать – в рядом расположенной столовой ее кооператива. Губернатор спросил, достаточно ли еды для того, чтобы поесть смогли все, кто с ним приехал. Лидия Ивашова ответила, что проблем нет. «Ну, тогда пошли!» - скомандовал Торлопов, повернувшись к прессе.
Заметив, что журналисты смутились, пояснил: «Я же не могу один есть. Я должен заботиться, чтобы и вы в поездке были сыты». Министр Чечеткин с решением главы согласился, но привел менее корректный довод: «Правильно. Лучше, когда журналисты сытые и добрые, чем злые и голодные».
В столовой работницы оперативно подали комплексный обед: салат из свежей капусты, суп с фрикадельками, пюре с котлетами и чай с шаньгами. Журналисты с охотки отведали все. В отличие от Владимира Торлопова, который поел только капустный салат с корочкой черного хлеба. На этом визит руководства Коми в Корткеросский район был завершен.
Комментарии (18)
И потом, чей то Торлопов поехал к преуспевающей? Раз у этой Ивашовой и так все более менее сносно, так и нечего к ней ехать. Надо говорить с теми, у кого проблемы. Ободрять, уговаривать не бросать дело и стараться хоть чем то помочь.
Короче, понтится глава. Перед выборами опять хочет показать, типа все зашибись в Коми (((
А в остальном полностью с вами согласен
А тут этот крендель нарисовался со своим домом без воды. Сто пудов, что подсадная утка.
надо строить глав МО не только перед выборами, а постоянно.
Кстати, если мне память не изменяет, Елфимов пришел к власти благодаря Торлопову. Плохой, выходит, у него вкус на хозяйственников...
Тем не менее, мой прогноз: если головы каких-либо мэров и полетят, то не ранее 2 марта.
Если вы убеждены, что показатели при Елфимове у района хорошие, приведите хоть пару-тройку, просветите несведущих.
И еще. Пусть тот мужик \"был подставной\".Но поставьте себя на место бедных обитателей дома, в котором нет воды. Не люблю слабых мужиков, а если они еще и руководители-тоска одна. Почему молчит Светлана Черных? Она стояла горой за Елфимова, когда его избирали руководителем района. Что случилось?