Руководитель Россельхознадзора по Коми: «Система «Меркурий» помогла выявить первых нарушителей среди производителей продукции в регионе»
Каждый пятый молочный продукт на прилавке в торговых сетях не соответствует заявленному производителем составу. Для решения проблемы год назад ввели обязательную ветеринарную сертификацию животноводческой продукции в электронной системе «Меркурий». В интервью БНК руководитель управления Россельхознадзора в Коми Виктор Макаркин рассказал, как устроена новая система контроля за товарами по пути от фермы до прилавка, за какими еще продуктами в ближайшем времени она начнет следить и как это поможет в борьбе с фальсификатом.
- Система «Меркурий» заявлена как новый инструмент для выявления и пресечения нарушений в сфере оборота пищевой продукции. За счет чего она поможет избавить от фальсификата полки в торговых сетях?
- С помощью дистанционного контроля мы можем понимать, что у нас происходит в сфере оборота пищевой продукции. В системе есть перечень всех участников рынка, в том числе магазины, детские сады, склады, базы. Цифры говорят нам о том, какое количество продукции производители получили за определенный период времени, какое количество – ушло от них, все транзакции. Например, предприниматель ввозит сырье из Москвы или Санкт-Петербурга, а далее отправляет готовую продукцию для реализации в бюджетное учреждение. Сопоставив входящий и исходящий объемы, мы можем понять, насколько деятельность предприятия соответствует требованиям законодательства. Система позволяет зафиксировать тех, кто официально сырье не получает, но при этом выпускает продукцию тоннами – в таких случаях речь, скорее всего, идет о легализации какой-то теневой схемы. Чтобы к товару не было претензий, нужно его провести через систему электронной сертификации. Там вся цепочка по участникам процесса становится прозрачной: вот продукция вышла от производителя, попала в детский сад и прошла процедуру гашения.
- Если предприятие показалось подозрительным?
- Сначала мы анализируем цифры. Если мы видим дисбаланс, дистанционно разворачиваем информацию по конкретному предприятию и смотрим детально, что не сходится. Если после углубленного анализа ответы на вопросы не находятся, решается вопрос о проведении внеплановой выездной проверки. Если наши опасения подтвердятся, мы будем принимать меры административного характера.
Пока у нас основанием для проверки являлись жалоба или достоверная информация о нарушении. Система «Меркурий» в этом смысле развязывает нам руки, но при этом мы не мешаем работе предпринимателей или бюджетных учреждений, дистанционно наблюдая за их деятельностью. А в Коми сейчас зарегистрировано порядка шести тысяч таких объектов, за которыми мы смотрим, - это около миллиона сопроводительных документов, информация о которых уже есть в электронной системе.
Уже есть предприятия, к которым мы имеем претензии. Но серьезных санкций пока не применялось. В других субъектах уже есть факты приостановления деятельности крупных мясокомбинатов – предприятия не получали в необходимом количестве сырье для выпуска заявленного объема продукции. После проверки выяснилось, что там ведут довольно сомнительную деятельность – по суду ее приостановили.
- Какова география нарушений в Коми?
- Основная часть нарушений пока зафиксирована в Ухтинском районе. Например, один из предпринимателей получил рыбу глубокой заморозки с коротким сроком годности. Пока она находилась в обороте, сроки годности истекли. Путем определенных манипуляций в системе продавец сделал так, что у рыбы появился новый срок годности, ее успешно реализовали. Мы выявили этот факт и привлекли предпринимателя к административной ответственности – это около 100 тысяч штрафа. Также в Ухте были выявлены факты, когда под видом одной рыбы продавали совсем другую. Предприниматель получал рыбу сомнительного происхождения, без документов. В системе электронной сертификации он по серой схеме ввел другое товарное наименование, информацию о несуществующих ветеринарных сопроводительных документах. Факт был нами выявлен, предприниматель наказан. Систему в ближайшее время доработают - ее нельзя будет обмануть, взломать и использовать незаконные схемы оборота.
Есть также случаи, когда продукция сертифицируется ветеринарными службами как благополучная без проведения необходимых экспертиз. Такие примеры были в Ухте, виновные привлечены к административной ответственности. Но здесь вопрос решается так: с 1 января будущего года к Россельхознадзору перейдут полномочия по надзору за этой деятельностью ветеринарных специалистов.
- Кроме животноводческой продукции, что еще должно обязательно сертифицироваться в системе «Меркурий»?
- С 1 июля этого года перечень подконтрольной продукции, для которой обязательна электронная ветеринарная сертификация, расширяется. В него включаются некоторые виды молочной продукции: молоко, сливки, сгущенка с добавлением сахара, сливочное масло, некоторые виды сыров, в том числе тертые, плавленые и сырный порошок. Через некоторое время это позволит избавить рынок от фальсификата полностью. С 1 ноября сертификации будут также подлежать стерилизованное, пастеризованное и ультрапастеризованное молоко – сейчас оно не сертифицируется вообще. Кроме того, с ноября в этот перечень войдет кисломолочная продукция и некоторые виды мороженого. То есть весь рынок такой продукции можно будет контролировать с помощью системы электронной сертификации, в том числе дистанционно выявлять предприятия-фантомы, которые производят фальсификат. Уже сейчас мы можем делать определенные выводы, изучая подозрительные балансы между сырьем и готовой продукцией.
Комментарии (8)
Все стоит денег:
- компьютер,
- программное обеспечение для компьютера
- оплата доступа в интернет
- оплата электроэнергии
А также надо потратить время на регистрацию, получение ЭЦП и время на работу в системе "Меркурий".
А сейчас запустят еще маркировку товаров - и ОФД уже запустили информацию что трафик по маркировке товаров будет не бесплатным.
И так будет во всем, что связано с инициативами государства в сфере цифровизации экономической деятельности. Накладные расходы будут только расти.
В конечном итоге за все эти госхотелки будем платить мы покупатели товаров и услуг.
И все это на фоне падения доходов у народа.