Альбом «Староверский край Усть-Цильма» представили в Доме русского зарубежья
В Москве прошла международная конференция «II-е Ковылинские чтения», организованная «Культурно-паломническим центром имени протопопа Аввакума» под председательством Максима Пашинина. Встречу посвятили истории Московского Преображенского старообрядческого монастыря как духовного центра беспоповцев России и зарубежья.
Купец Илья Ковылин, несмотря на нелегальное положение староверов в царской России в конце XVIII века, построил под видом богадельного дома при Преображенском кладбище старообрядческий монастырь, который стал духовным центром для староверов-беспоповцев на протяжении столетий.
В конференции участвовало более 70 человек, было заявлено около 30 докладов по темам иконописной, книжной, меднолитейной традиции федосеевцев и поморцев. Широко освящались связи монастыря с общинами староверов России и зарубежья. Состоялась презентация альбома «Староверский край Усть-Цильма» и «Путеводителя по Преображенскому монастырю».
Напомним, над альбомом «Староверский край Усть-Цильма» исследователь, председатель правления Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума Максим Пашинин работал почти два года. На 340 страницах собраны материалы на тему истории усть-цилемской староверческой общины.
На форуме прозвучали выступления известных историков и исследователей староверия. Присутствовали главы поместных поморских церквей и руководители федосеевского согласия. С приветственным словом выступили главный советник управления внутренней политики администрации президента России Александр Терентьев и директор Дома Русского зарубежья Виктор Москвин.
Доктор исторических наук Татьяна Дронова из Коми рассказала о религиозном каноне и народных традициях как факторах формирования, сохранения и эволюции этноконфессиональной группы русских староверов (поморцев) Усть-Цильмы. Завершил мероприятие доклад Татьяны Вокуевой от общества «Русь Печорская», которая рассказала про опыт взаимодействия Преображенской и Усть-Цилемской общин.
Член Союза писателей России Антон Мельников выступил с докладом «Значение строительства памятных часовен в Пустозерске в контексте всероссийского почитания протопопа Аввакума в преддверии его 400-летнего юбилея». Он призвал участников конференции поддержать идею присвоения памятным часовням Пустозерска статуса объектов культурного и исторического значения, что в преддверии юбилея имеет особый смысл. Участники форума одобрили проект. В своем докладе Антон Мельников напомнил о том вкладе в почитание протопопа Аввакума и Пустозерских мучеников, который внес попечитель из Усть-Цильмы Вальтер Фот. Именно на его средства были построены пустозерские часовни.
В рамках конференции на единый совет Древлеправославной поморской церкви собрались руководители духовных центров России, Беларуссии, Литвы, Латвии. Они одобрили результаты конференции и поддержали предложение Антона Мельникова о статусе пустозерских часовен как объектов культурного и исторического значения.
Комментарии (10)
— А ты какой, дедушка, веры? — спросил немолодой уже человек, с возом стоявший у края парома.
— Никакой веры у меня нет. Потому никому я, никому не верю, окроме себе, — так же быстро и решительно ответил старик.
— Да как же себе верить? — сказал Нехлюдов, вступая в разговор. — Можно ошибиться.
— Ни в жизнь, — тряхнув головой, решительно отвечал старик.
— Так отчего же разные веры есть? — спросил Нехлюдов.
— Оттого и разные веры, что людям верят, а себе не верят. И я людям верил и блудил, как в тайге; так заплутался, что не чаял выбраться. И староверы, и нововеры, и субботники, и хлысты, и поповцы, и беспоповцы, и австрияки, и молокане, и скопцы. Всякая вера себя одна восхваляет. Вот все и расползлись, как кутята слепые. Вер много, а дух один. И в тебе, и во мне, и в нем. Значит, верь всяк своему духу, и вот будут все соединены. Будь всяк сам себе, и все будут заедино.
Виден в окошках узких.
Русские рубят русских,
Русские рубят русских.
Мир далеко-далёко
Виден в окошках узких.
Русские рубят русских,
Русские рубят русских.
Дед, а за что воевали,
Что не сиделось в хатах?
Эти чтоб не было бедных,
Те чтоб не стало богатых.
Русские рубят русских,
Русские рубят русских.
Для государства появилась действительная опасность потерять контроль над пушной торговлей на Севере, доходы от которой составляли треть!!!!! доходов казны. В августе 1620 года царь Михаил Федорович своим указом запретил все торговые сношения жителей Севера и Сибири с иностранными купцами и закрыл морской путь в Сибирь. Торговля с иностранцами разрешалась только в Архангельске. Фактории заморских купцов в других поморских городах, в том числе Пустозерске, закрылись.