В Сыктывкаре неисправный фургон привел стороны конфликта в суд и к разговорам о потребительском экстремизме
Верховный суд Коми 30 мая рассмотрит апелляцию «КамАЗ-центра» на приговор Сыктывкарского горсуда, который обязал автоцентр выплатить владельцу фургона 446 тыс. рублей за некачественный ремонт. Руководитель компании считает, что в действиях собственника автомобиля прослеживается потребительский экстремизм.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Коми Игорь Бобков 29 мая провел круглый стол, на котором учредитель ООО «КамАЗ-центр» Александр Шульга рассказал, что собирается попросить Верховный суд Коми отменить решение суда первой инстанции о наложении штрафа, так как судья не учел несколько моментов и не дал оценку важным обстоятельствам дела. Заявление в Сыктывкарский суд подал владелец автомобиля Роман Катаев.
По словам Александра Шульги, Роман Катаев является индивидуальным предпринимателем, директором магазина и учредителем фирмы, он приобрел автомобиль ГАЗ-3302, чтобы перевозить на нем товары. После того как грузовой фургон сломался, он отдал его в ремонт в «КамАЗ-центр», во время которого в кузове автомобиля был найден обрывок накладной на отпуск алкогольной продукции и продуктов питания.
— Использовать автомобиль в личных целях Катаев не мог, так как был лишен водительских прав в 2016-2017 годах. Он использовал наемного водителя Владимира Харитонова, которой неоднократно нарушал правила дорожного движения. Договор ОСАГО оформлен на неограниченное количество лиц, что еще раз доказывает то, что автомобиль использовался не для личных нужд, — рассказал Александр Шульга.
Машина была отремонтирована, Роман Катаев забрал ее в феврале 2016 года, не предъявив никаких претензий к работе. За последующие год и семь месяцев фургон проехал 25 тыс. километров, эксплуатировался он, по словам Александра Шульги, в тяжелых условиях, что подтверждает информация, которую сняли с блока управления. За все время пробег на низких передачах составил 66 тыс. километров из 126 тыс., средняя нагрузка двигателя составляла 109%, давление в главной масляной магистрали системы смазки оказалось ниже нормы, как и температура охлаждающей жидкости и давление в топливопроводе, в самом топливе обнаружили воду — все эти показания снимались в присутствии Романа Катаева, который в октябре 2017 года предъявил претензии по поводу сделанного ремонта. Специалисты предложили ему сделать ремонт двигателя, но владелец машины пропал на полгода.
Лишь в мае 2018 года Роман Катаев подал заявление в суд, который назначил экспертизу. По словам Александра Шульги, эксперт Купченко приступил к работе в августе 2018 года, а результаты предоставил только в феврале 2019 года.
— С момента подачи претензии до результатов экспертизы прошел год и четыре месяца. Все это время счетчик работал — за весь период нам насчитали штрафы от суммы ремонта в 241 тыс. рублей, — объяснил Александр Шульга, добавив, что есть сомнения по поводу качества работы эксперта. По его словам, представитель Романа Катаева Милонов и эксперт Купченко являются бизнес-партнерами и участниками в одной фирме.
В феврале 2019 года Сыктывкарский городской суд обязал ООО «КамАз-центр» выплатить владельцу фургона 241 тыс. рублей за некачественный ремонт, 100 тыс. неустойки, 5 тыс. компенсации морального вреда, а также заплатить 100 тыс. рублей штрафа.
По мнению учредителя «КамАЗ-центра», фактически возник спор двух хозяйствующих субъектов, который должен был разрешать Арбитражный суд, однако Роман Катаев сказал, что автомобиль он использовал в личных целях и подал в суд заявление о нарушении закона о защите прав потребителей.
— Наделяя потребителя особыми правами, законодатель рассчитывал на разумность и добропорядочность последнего. По факту отменили презумпцию невиновности бизнеса — заявитель ничего не должен доказывать. Ему главное сказать: «Я физлицо», использую имущество в личных целях. И с этой фразы — все, он получает неограниченные возможности: возврат товара через два-три года использования, возвращение банковских процентов, 3 процента услуг за каждый день просрочки по договору, плюс 1 процент в день за неисполнение требований в добровольном порядке, и штраф в карман заявителя 50 процентов, — сказал Александр Шульга.
По его словам, в действиях Романа Катаева прослеживается потребительский экстремизм, а Милов хочет обанкротить «КамАЗ-центр», так как при фонде оплаты труда 20 автослесарей в 750 тыс. рублей сумма выплат в 446 тыс. разорит фирму.
На заседании суда 30 мая Александр Шульга намерен заявить о том, что суд первой инстанции не согласился на повторную экспертизу, хотя выводы эксперта Купченка вызывают сомнения, так как он даже не запросил образы о состоянии автомобиля. Поэтому он предложит назначить повторную экспертизу. Кроме того, в апелляции «КамАЗ-центр» просит отменить решение суда первой инстанции.
Это стала поводом для обсуждения на круглом столе, некоторые его участники заявили, что подобные случаи время от времени происходят — люди возвращают мебель, технику, аппаратуру после нескольких лет использования, получая обратно потраченные на них деньги.
Поэтому Александр Шульга предложил выйти с законодательной инициативой и внести изменения в закон о защите прав потребителей — снизить штрафные санкции и одновременно ввести штрафы для заявителя.
— Это провоцирует человека: он знает, что за то, что он написал и проиграет, ничего не будет. Ему не надо платить судебные сборы, не надо доказывать, что он не нарушал. Это лотерея: подал заявление, выиграл — 50 процентов от суммы в карман. Плюс премия за то, что ты туда пришел [подать заявление], — сказал он.
Еще одно предложение — рекомендовать коллегии Верховного суда России изменить правоприменительную практику без внесения правок в законы: если человек является индивидуальным предпринимателем, то именно он должен доказывать в Арбитражном суде, что купил автомобиль не для коммерческих целей, а для себя или родственников.
Комментарии (18)
пробег на низких передачах составил 66 тыс. километров из 126 тыс., средняя нагрузка двигателя составляла 109%, , как и температура охлаждающей жидкости - все БРЕД, высосанный из пальца. Как ЭБУ "видит" передачу??? когда на ГАЗель установили "автомат"? это указывается время работы двигателя на оборотах; давление в главной масляной магистрали системы смазки оказалось ниже нормы - так отремонтировали ДВС,; и т.д. и т.п КАМАЗ центр та еще шарага, какие там 20 слесарей, там всего 20 не пойми кого, посчитал всех уборщиц.
Короче, потребителю, держись товарищ, мы с тобой!!
Всё частники эксплатипуют авто неправильно. А потом бегут в суд и ноют, какие они бедные и несчастные.