Легенды Кируля: где зарыт ценный клад и куда исчез этаж Вознесенского храма
Заключительная прогулка по Усть-Сысольску из цикла «Деревянный Сыктывкар, который мы теряем» состоялась 25 мая в местечке Кируль. Отправная точка – Вознесенский храм, единственная в Сыктывкаре сохранившаяся дореволюционная церковь.
Первую часть экскурсии провел историк Михаил Рогачев. Рассказ он начал с истории не деревянного, а каменного здания.
Кируль стоит давно, по крайней мере упоминается в источниках еще с 18 века. Известным он стал именно благодаря храму. Когда в 1780 году Усть-Сысольск получил статус города, людей хоронили возле Троицкого собора (на месте современного парка имени Кирова). Фактически это был центр города. Но по всем правилам городского строительства того времени, в пределах жилых кварталов кладбищ находиться не должно.
Погост перенесли за пределы города, в местечко Кируль. Рядом построили деревянную церковь – Никольскую. По непонятным причинам она быстро обветшала, сейчас даже трудно сказать, где она стояла. Рядом построили новую каменную кладбищенскую церковь, возведение которой длилось очень долго: ее начали строить в 1901 году, а освятили только в 1922-м. Церковь получила имя Вознесенской.
Архитектура храма – пример раннего русского классицизма, типовой проект, сообщил Михаил Рогачев.
Раньше строили сразу две церкви рядом: большую летнюю и небольшую, но отапливаемую печами зимнюю. Так делали во многих селах Коми, и даже в городах – Троицкий собор тоже состоял из двух частей. Вознесенская церковь соединяет два типа в одном корпусе. В высокой части храма с ротондой и овальными окнами богослужения велись только летом. Переход к колокольне – зимний храм, он ниже и меньше.
Какое-то время это был соборный храм Сыктывкарской и Коми-зырянской епархии, пока не построили новый собор. До революции Вознесенская церковь была бесприходной, ее приписали городскому Троицкому собору. Литургия здесь служилась всего несколько раз в году, в основном отпевали горожан.
– Действительно, это единственный дореволюционный храм, сохранившийся в Сыктывкаре. Тот, который стоит в сыктывкарском местечке Париж – только корпус, его трудно узнать. Этот же сохранился отчасти благодаря НКВД, которые устроили в здании мастерские и гараж, но колокольню снесли. При реконструкции воспротивился аэропорт – выше двух ярусов строить было нельзя, потому что самолеты заходили на посадку со стороны реки, высокий храм мог им помешать, – пояснил Михаил Рогачев.
Участники прогулки слушали рассказ экскурсовода как раз на месте кладбища, где почти 200 лет хоронили усть-сысольцев. Погост был закрыт в начале 30-х, его «перенесли» на место нынешнего «старого кладбища» на улице Димитрова. Горожанам предложили вывезти покойных на новое место в недельный срок. Разумеется, никто этого делать не стал, сообщил рассказчик.
Некоторое время в храме располагался отдел этнографии Национального музея Коми. Михаил Рогачев вспомнил историю из своей профессиональной деятельности.
– В начале 90-х годов у нас была идея проекта, которым мы бы сейчас могли гордиться. Сыктывкар позиционирует себя как туристическая столица республики и в ней надо развивать туризм. В 1991-м вышло постановление «Об утверждении проекта охранных зон памятников истории культуры города Сыктывкара». Идея была создать историко-культурную тропу «Старый Сыктывкар», которая должна была начаться именно от этого храма и идти по Заводской улице, охватывая весь Кируль. Для проекта реставрации было проведено полное исследование почти 50 деревянных домов, сейчас столько по всему городу не сохранилось. Я тогда числился историком-консультантом. Планировалось, что тут будет пешеходная зона, а в старых домах будут размещены экспозиции, дома ремесленников, выставочные помещения. Это стало бы основной историко-культурной зоной Коми, – вспомнил историк.
Михаил Рогачев завершил свой рассказ, группа двинулась вглубь Кируля. Далее слово взял правозащитник Игорь Сажин. Он рассказал, чем примечательно местное зодчество.
– Один из самых известных домов – дом дьякона, красивый, но разваливающийся. Что в нем примечательно: как только мы заходим в Кируль, сразу же бросается в глаза особенность архитектуры. Бревенчатая кладка заложена под самую крышу, которая лежит прямо на срубе, а чердака по сути нет. Очень необычная система строительства, таких домов в Сыктывкаре почти нет, а в Кируле стоит штук семь, – отметил Игорь Сажин.
При переходе к следующему дому, громкий голос рассказчика перебил лай дворовых собак. Экскурсовод начал говорить так громко, что местные жители стали возмущаться.
– Кируль стоит на повороте Сысолы, очень много домов в старом Усть-Сысольске выполняли функции торговых домов. На старых фотографиях можно увидеть на берегу реки огромные лабазы (склады). Но здесь он пристроен прямо к дому, это уникальный пример зодчества, больше в Сыктывкаре такого я не встречал, – выкрикивал Игорь Сажин.
Тут спикера прервал житель этого дома, по виду и речи немного выпивший. Он стал обвинять правозащитника во лжи, сообщив, что живет в этом доме уже 40 лет, а пристройка к дому выполняла совсем другие задачи.
Тем временем участники исторической прогулки подошли к следующему дому. С ним связана личная история Игоря Сажина. В 1988 году он, будучи студентом, вместе со своим другом узнал от одного из преподавателей, что в Кируле есть старик по имени Марс, при разорении Вознесенского храма он вынес все книги с иконами и закопал у себя во дворе.
В милиции удалось выяснить, что действительно, единственный сыктывкарец по имени Марс живет в Кируле. Двери студенту Игорю Сажину открыл его сын, который подтвердил, что клад на самом деле закопан на участке, но находится он под огромным сараем, набитым дровами. Студентам было не по силам его вытащить. Сын Марса повел друзей на чердак, где сохранилось много дореволюционных газет и огромная карта Вологодской губернии. Все это сдали в музей Сыктывкарского университета. А клад с иконами и книгами по-прежнему захоронен где-то в многочисленных кирульских дворах.
Под конец экскурсии участники спустились ближе к реке, к непримечательному дому на улице Береговой. Слово взял Вячеслав Слюсарев - с этим строением связана история его предков.
– Смотреть-то здесь не на что: небольшой неказистый домик, но здесь долгое время жила моя семья. Сюда переехала моя прабабушка из села Кажим. В трудовой книжке отмечено, что эта женщина долгое время работала в Комиторге грузчиком хлеба. После этого почти всю оставшуюся жизнь она проработала в аэропорту, строила бензохранилище и радиопеленгаторный пункт. В этом доме моя семья прожила почти 20 лет, отсюда мой дед ушел в армию, сюда вернулся, а только после этого закончил школу, - сообщил сыктывкарец.
- Кируль для меня важен, потому что тут дедушка встретил бабушку, продолжил Вячеслав Слюсарев. - Дед тогда носил «гангстерскую» шляпу, поэтому она называла его «кирульский бандит».
В конце июня в столице Коми запланирована экскурсия журналиста Игоря Бобракова, посвященная гражданской авиации в регионе После этого начнется серия прогулок «Мой Сыктывкар», где каждый желающий сможет рассказать об интересных событиях в их жизни, связанных с городом.
Комментарии (27)
2Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.
3Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.
И если вы не умеете чистить свое энергопространство (или хотя бы просматривать),свое поле — не искушайте вампиров. Надо быть либо очень светлым и сильным, либо мощно практикующим и имеющим защиту, чтоб спокойно ходить по кладбищу и быть в безопасности. Но прикол в том, что люди таких уровней не ходят в подобные места. А чем более хорошо, расслабленно и комфортно вы ощущаете себя на кладбище, тем больше вероятность, что вы уже являетесь «шведским столом» для более чем одного призрака. И вся эта эйфория и иллюзорная наполненность силами после подобных прогулок — это их влияние, результат приманивания. И чем больше «прилив сил», либо облегчение от тоскливой реальности вовне, тем больше духов дарят вам «дозу», чтоб вы вернулись снова и снова. Нередко люди, любящие посещать кладбище регулярно, умирали внезапно, в расцвете сил. или сгорали от неожиданно открывшейся болезни в считанные дни. В общем, теряя энергию и живя только лишь на «наркотике», однажды человек оказывается «выпитым до дна», высушенным энергетически (если не занимается практиками по набору энергии — тогда его будут пить дольше) — и тогда он гибнет, отторгается из мира живых, ибо сам становится энергетическим мертвецом. А уж как это происходит — не суть важно, главное — внезапно.
Я не пугаю, я предупреждаю. Мертвым — мертвое, живым — живое.
Потому я против разрастания кладбищ и за — культивирование лесов и живых мест. Кладбище не может быть местом силы. Оно может стать местом симбиоза с мертвыми, но никогда не в вашу пользу. Это кратковременный всплеск ощущения могущества, маги-некроманты не доживают до старости. Предел — лет 50-60. Практикуйте в живых местах, природных, и будьте здоровы!
Может быть, не случайно, заботясь о сохранении целостной энергетики планеты, последователи буддизма запрещают погребение мертвого тела в землю, стараясь предотвратить его негативное влияние на судьбы живущих. Согласно буддизму погребение в земле ухудшает энергетику Земли.
Мои подсчеты на примере Новосибирска, полуторамиллионного города, в котором я живу, показали: сегодня в Новосибирске захоронено 80 тысяч тонн (цифры можно изменить пропорционально количеству населения) разлагающейся человеческой биомассы - это практически 89 железнодорожных составов (по 15 вагонов 60 т каждый), на каждого новосибирца приходится 40 кг такой массы, зарытой в земле без соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, буквально - половина одной гниющей могилы на каждого жителя города! И это, не учитывая почти миллион тлеющих останков домашних животных. Безусловно, в моем тезисе есть некая вульгаризация проблемы. Но когда я рассказывал друзьям и коллегам о своем «открытии», их охватывал ужас: мы живем, ходим, ездим, веселимся, а где-то в пригородном лесу уже три пуда трупной биомассы сохраняют для каждого из нас смертельный риск.
Фактически почвы на кладбищах можно отнести к разряду почв, загрязненных органическими веществами (трупами). В таких почвах микробы длительно сохраняют свою жизнеспособность - до нескольких десятков лет. В течение этих лет возможно проникновение патогенных организмов в грунтовые и поверхностные воды, соприкасающиеся с инфицированной почвой.
Почва - неотъемлемая часть экологической системы, наряду с солнечным светом, водой, температурой окружающей среды. Почва - важнейший компонент обитания человека и животных. Именно почве принадлежит ведущая роль в круговороте веществ в природе. Это огромная естественная лаборатория, в которой непрерывно протекают сложные процессы разрушения и синтеза органических и неорганических веществ, химические реакции. В почве живут и гибнут патогенные бактерии, вирусы, простейшие и яйца гельминтов. Почва - один из основных путей передачи ряда инфекционных и неинфекционных заболеваний, гельминтозов.Почва оказывает токсическое, аллергенное, канцерогенное, мутагенное воздействие на организм человека.
Заглянем в учебник академика Г.Н. Румянцева. По его определению, почва, или земля, - это природное образование, залегающее между атмосферой и подстилающими породами. Толщина почвы составляет от 10 см до 2 м, и состоит она из материнской породы (минеральные соединения), мертвого органического вещества, гумуса (перегноя), живых организмов, воздуха и воды.
Процессы образования почвы вековые, занимают, например, в зонах умеренного климата, тысячи лет! В сибирском резко континентальном климате образование почвы протекает много медленнее. В районах вечной мерзлоты (Якутия, Бурятия, Север Западной и Восточной Сибири) эти процессы вообще сведены к нулю. Но кто в России сегодня может сказать, какова толщина почвы на кладбищах? Если её толщина колеблется от нескольких сантиметров до двух метров, а захоронения производятся на глубине от 1,5 до 2 м, то где гарантия, что гроб с телом автоматически попадет в круговорот органических веществ? Ведь для запуска естественной утилизации - распада органического вещества мертвого тела - необходимо присутствие в почве грибов, корней растений и деревьев, микроорганизмов, насекомых, воды, воздуха… А это, в свою очередь, зависит от структуры почвы (сыпучая, связанная, трещиноватая, комковатая), наличия воды и воздуха в почве, которые определяют пористость, воздухо- и водопроницаемость, влагоемкость, капиллярность, тепловой режим почвы.