Новая финансовая модель Белкомура прошла ведомственную экспертизу
У проекта железнодорожной магистрали Белое море - Коми - Урал появилось свежее прочтение и задачи по привлечению частного бизнеса.
О том, как изменилась финансовая модель логистического проекта, призванного соединить Северо-Запад с Уралом и Сибирью, «Российской газете» рассказал генеральный директор межрегиональной компании «Белкомур» Владимир Щелоков:
Фото Татьяны Сухановской
- Сегодня особую значимость приобретают маршруты, связанные с поставкой грузов к портам, где происходит перевалка на дешевый морской транспорт. Государство проводит их модернизацию, но за его счет невозможно расшить все узкие места. Поставлена задача: привлекать частный бизнес. Между тем Белкомур обеспечит доставку грузов в порт в обход перегруженных участков, являющихся "бутылочным горлышком" железной дороги. Господдержка при условии строительства северного звена Белкомура составит всего 1,3 миллиарда рублей при общем объеме инвестиций 61,3 миллиарда в ценах 2018 года. При этом государство получит более 98 миллиардов рублей прибыли, а срок концессии сократится с 30 до 20 лет. Новая финансовая модель Белкомура прошла экспертизу аналитического центра правительства РФ, минэкономразвития и минтранса.
Конечно, лучше построить Белкомур целиком, но это предполагает господдержку в размере 65 миллиардов рублей. Поэтому и было предложено разбить проект на два этапа. На первом, северном, построить участок Архангельск - Сыктывкар, на втором, более дорогостоящем, - до Соликамска. Для первого достаточно достроить 229 километров, "сомкнув" действующие участки магистрали, а также реконструировать 449 километров существующего полотна. При этом провозная способность северного участка Белкомура к 2035 году (при условии пуска дороги в 2025 году) может составить 17 миллионов тонн. Ведь Белкомур дает возможность для отправки высокомаржинальных грузов - нефти, газового конденсата, контейнернов - по более короткому маршруту сразу трем собственникам в порту Архангельска: производственно-логистическому комплексу минобороны, который сейчас создается, терминалу "Роснефти" и порту Экономия. Более того, северное звено обеспечит более короткое плечо для грузов, которые пойдут с Урала в Сыктывкар по строящемуся Северному широтному ходу, а далее в порты, сократит маршрут доставки угля из Печорского бассейна в Мурманский транспортный узел на 137 километров.
Железная дорога - кровеносная система края. Вдоль Белкомура в труднодоступных районах Поморья и Коми будут строиться новые предприятия, создаваться рабочие места, развиваться туризм, осваиваться месторождения полезных ископаемых. Мощнейший толчок получит ЛПК, потому что дорога не только сократит плечо доставки леса, но и обеспечит его круглогодичный вывоз из неосвоенных районов. А для жителей глубинки это, прежде всего, транспортная доступность - возможность быстрее получить медицинскую и социальную помощью. И даже пенсию, ведь железная дорога будет обеспечена современными средствами связи. Строительство северного звена Белкомура даст синергетический эффект - это комплексное решение, выгодное для всех.
Комментарии (13)
Кто то.
Но не граждане России.
Надеюсь, так и осталось. Хоть одним неудобством и загрязнением будет меньше.
Не прикупить ли недвижимости в Язеле?
Поэтому предложен вариант минимальных государственных вложений. Вроде даем, а разницу привлекайте у частных лиц.
Так в том-то и дело, что проект был реален только за счет господдержки в полном объеме. Частные компании маржи не видят вообще.
"Высокомаржинальные" перевозки до Архангельска - это миф, тиражируемый руководством проекта и в этой статье.
А понятие "синергетического" эффекта дано для красного словца. Его очень любит один из руководителей региона -участника проекта "Белкомур".
Вообщем , тут запахло не нафталином. Это колокольный звон.
По кому звонит колокол? Он звонит по тебе "Белкомур"
Расчеты по проекту «Белкомура» не подтверждают его рентабельность. Железнодорожная магистраль длиной 1,16 тыс. км должна связать Урал и Коми с портами на Белом море