«Пиковая дама» Елена Садвокасова: «Пошла по стопам отца и ни на минуту не пожалела»
Тонны угля плывут вверх по контейнерным лентам. Между нитками транспортера, то и дело поднимая лопатки сбрасывателя, сгребая топливо в отверстия под ногами, движется человек в темной от угольной пыли спецовке. Присмотревшись, можно понять, что это женщина.
Елена Садвокасова работает машинистом топливоподачи Интинской ТЭЦ (подразделение Коми филиала «Т Плюс») почти 13 лет.
«Впервые попала сюда еще совсем ребенком. Отец приводил на станцию, когда училась в младших классах. Показывал котельный цех», - вспоминает Елена.
После школы она выбрала очень женскую профессию - стала воспитателем детского сада. Но в 2003 году сменила педагогику на энергетику. Не скрывает: решающую роль сыграли финансы. В садике платили копейки, а ТЭЦ всегда была стабильным предприятием с достойной зарплатой и соцгарантиями.
Отец Елены, Николай Петрович Садвокасов, - один из самых уважаемых работников ТЭЦ. Он отдал объекту несколько десятков лет, до недавнего времени трудился начальником смены электростанции, а сейчас на пенсии. Все коллеги отзываются о нем как о прекрасном специалисте и человеке.
- Мы иногда попадали в одну смену, но с его стороны никогда не было панибратства, только профессиональные отношения. На ТЭЦ, да и вообще в энергетике, много династий. Если рядом работает отец, мать, брат, это не дает никаких привилегий, только ответственности добавляет, - говорит Елена.
Смена начинается в семь утра. Три машиниста (Елена в том числе) и пятеро грузчиков собираются в кабинете начальника на короткую планерку. Первая подача топлива в бункеры сырого угля стартует в восемь часов. Продолжается она час-полтора. Объем зависит от того, сколько котлоагрегатов находятся в работе, и от погоды. Например, если на улице минус тридцать, то закачать надо 100-120 тонн.
Шум конвейера и запах угля создают атмосферу таинственности. Топливо как будто скармливают языческому богу. Примерно так же поступали жрецы на заре человечества, бросая в жерло вулкана различную снедь. Разница лишь в реальности эффекта – вовремя «накормленные» углем агрегаты ТЭЦ обеспечивают несколько тысяч человек светом и теплом. Шаманские обряды вряд ли способны на такое.
09:15
У Елены выдалась минута отдыха, и она рассказывает, какие этапы проходит топливо, прежде чем попасть в котел:
«После взвешивания и химического анализа его выгружают в приемные ямы. Оттуда оно отправляется в приемные бункеры, где крупные булыжники дробят до мелкой гальки. Наконец, уголь по транспортерам поднимается наверх, откуда его при помощи плужковых сбрасывателей засыпают в приемные бункеры котлов. Всего на станции 10 таких хранилищ, их общий объем составляет 800 м³. Оттуда уголь попадает в топки котлов».
12:00
Приходит время второй закачки в бункера. Процесс повторяется до каждой мелочи. Неожиданным может стать разве что налипание угля.
Интинская ТЭЦ была спроектирована в 40-е годы в расчете на то, что потреблять она будет местный уголь. Он под боком, а значит, склад не нужен. Так, с колес, станция, которая 31 марта отметит 70-летие, и работала десятилетия. А пару лет назад с интинским углем начались перебои. Пришлось искать новые решения.
В 2017 году Интинская ТЭЦ была вынуждена перейти на воркутинский уголь. Был оборудован склад длительного хранения, закуплено и установлено оборудование для ускорения разгрузки вагонов, разработана технологическая карта, предусматривающая безопасный способ выгрузки угля. Почти два отопительных сезона ТЭЦ отработала таким способом. Порой было очень сложно. Зимой многие вагоны приходили насквозь промерзшими, уголь из них не высыпался, его приходилось буквально выколачивать ломами и кувалдами. Бывали периоды, когда на разгрузку выходил весь инженерно-технический состав станции. Но разгрузить – полбеды. Влажный уголь залипает по всему угольному тракту, «ломает» режим горения в топках котлов, выводит их из строя.
Машинист должен разглядеть в потемках возможную воронку – место залипания угля – и сразу же ее ликвидировать. Для этого у Елены всегда при себе трехметровая металлическая пика массой около 20 кг, которой ворошат топливо. Не каждому мужчине по силам справиться с такой обязанностью, но Елена за годы работы приноровилась.
16:00
Последний за смену приход угля. Следующей партией будут заниматься уже другие люди.
- Мы выходим по сменному графику: день, ночь, отсыпной, выходной, – говорит Елена. – Мне такой режим нравится.
19:00
Пора сдавать дела ночной смене. Вновь короткая планерка: отчитаться о ситуации в цеху, распределить задачи.
- Что для меня Интинская ТЭЦ? – Елена берет несколько секунд на раздумье. – Любовь, тепло и свет. А еще прекрасные люди. У нас на топливоподаче отличный коллектив. Знаю, что моя работа совершенно не выглядит женской, но я ее ценю. И менять на другую не собираюсь.
Комментарии (4)